1907pпп10> октября 201707pпп10>
Руководитель группы развития коммуникационной инфраструктуры «РВК» Наталья Смелкова рассказала о трендах в научной коммуникации
Руководитель группы развития коммуникационной инфраструктуры «Российской венчурной компании» Наталья Смелкова выступила на Школе научных коммуникаций, которая была организована отделением журналистики НГУ и управлением по пропаганде и популяризации научных достижений СО РАН при поддержке Ассоциации инновационных регионов России в рамках Фестиваля науки НСО и прошла в Новосибирском государственном университете с 16 по 18 октября.
Наталья рассказала о вехах и основных акторах научной коммуникации, а также провела обзор ее форматов: научные музеи, научпоп лекции, научно-популярное кино, научная журналистика, научная визуализация, citizen science, artscience.
Кроме того, слушатели узнали о трендах научной коммуникации:
- Сформирован общественный запрос: развитие массовых мероприятий
- Реакция форматов научной коммуникации – от книг и музеев до медиа
- Образование — часть повестки. Модно быть умным!
- Вовлечение в проекты новых аудиторий и сообщество: волонтеры, учителя, сообщества, мейкеры
- Масштабируемость форматов: от сетевых проектов до «научных франшиз»
- Количество игроков приводит к развитию бизнес-моделей
- Инициативы не только top down, но и bottom up, рожденные энтузиастами, и достигшие федерального масштаба
По словам спикера, за последние четыре года количество публикаций в средствах массовой информации, посвященных науке, выросло более, чем на сто тысяч. На фоне этого роста стали появляться новые медиа и спецпроекты. Наталья рассказала о динамике развития научной коммуникации в университетах и научно-исследовательских институтах, а также о сдерживающих факторах для развития научной коммуникации в НИИ:
- Смещение акцентов при популяризации и организации коммуникаций в сторону выполнения формальных показателей;
- Доминирование информационного сопровождения новостей администрирования и формальных информационных сообщений о научных мероприятиях;
- Нехватка компетенций и мотивации для работы с общемировой научной повесткой;
- Несоответствие коммуникационной стратегии организации и фактического уровня научной деятельности;
- Неоформленное целеполагание для научно-популярной деятельности и организации коммуникаций в научной сфере, обусловленное недостаточным уровнем общественного запроса;
- Недостаточное поощрение, отсутствие мотивации или поддержки научных коммуникаций со стороны организации;
- Недостаточная информированность об общемировых стандартах и практиках, и, как следствие, невысокая степень их использования в деятельности российских научных коммуникаторов.
Подробнее о научной коммуникации в России – в презентации Натальи Смелковой.