5 сентября 2018

Юлия Позднякова прошла обучение в Международной школе научной журналистики

Преподаватель кафедры массовых коммуникаций Гуманитарного института НГУ Юлия Позднякова прошла обучение в Международной школе научной журналистики в Эриче (Италия). В школе принимают участие журналисты, ученые, научные коммуникаторы из разных стран. В ходе лекций, мастер-классов и интерактивных сессий участники обсуждают, каким образом необходимо выстраивать взаимодействие между наукой и обществом.

Международная школа научной журналистики в Эриче (Италия) проходит каждый год. Ранней весной объявляется тема предстоящего события и конкурс на стипендию. В 2018 году мероприятие было посвящено вызовам и возможностям фундаментальной физики в будущем. «Поскольку в Новосибирске сейчас активно обсуждается строительство нового источника синхротронного излучения СКИФ, мне показалось, что такая школа даст мне запас идей и вдохновения применительно к тому, как выстраивать коммуникационную политику в этом проекте, — рассказывает Юлия Позднякова. — Кроме того, мне было интересно пообщаться с научными журналистами из других стран, чтобы понять, как они пришли в профессию, какие образовательные программы проходили. Каждый год я стараюсь адаптировать свой курс по специализации «Научная журналистика» в соответствии с тенденциями в этой сфере».

Для того, чтобы попасть в отбор стипендиатов, надо подготовить два документа на английском языке: CV и мотивационное письмо. Принимать участие в конкурсе могут научные журналисты, студенты, обучающиеся по этой специализации, научные коммуникаторы, работающие в образовательных и исследовательских организациях. Необходим опыт в сфере научных коммуникаций и стремление развиваться и совершенствоваться в этой области. Возраст участников не должен превышать 40 лет. Всего выделяется 35 стипендий: 30 для участников из европейских стран (включая Россию) и пять для участников из неевропейских стран. Стипендия покрывает перелет туда и обратно, оплату проживания и взноса за участие в школе.

Программа Школы включала в себя четыре дня лекционных и практических занятий. Все мероприятия условно можно разделить на три группы: научные лекции (посвященные физике элементарных частиц), медиалекции (примеры удачных проектов в сфере научных коммуникаций) и интерактивные сессии, где участники обменивались идеями и мнениями по каким-то дискуссионным вопросам в сфере научных коммуникаций.

«В первый день у нас была также медиалаборатория — интенсивная работа в группах. Каждой группе предлагалось презентовать определенной аудитории какой-либо научный результат. По каждой теме работали две группы, они делали презентацию, кратко представляли свой проект, а потом жюри из лекторов школы их оценивало. Я попала в группу, которая работала с обществом напрямую, а результат, который мы должны были представить, — информация о том, что группа ученых из Китайской академии наук впервые клонировали макак-крабоедов тем же способом, что привел к появлению овечки Долли. Ученые говорили о том, что такие идентичные клоны удобны, например, для испытания лекарств от различных болезней. Команды старались сформировать таким образом, чтобы в них были люди из разных стран. У нашей группы получилась встреча общественности с учеными для обсуждения наиболее дискуссионных вопросов, например этично ли испытывать лекарства на животных, когда сейчас есть очень сложные и близкие к реальности математические модели? Или — насколько клонирование приматов приближает нас к клонированию человека? Если честно, я думала, что мы проиграем, потому что в России я бы сделала простое и интерактивное мероприятие для широкой общественности, более развлекательное. Однако жюри оценило нас высоко. Для меня этот случай продемонстрировал разрыв между подходами к форматам в европейских странах и в России. И мне очень интересно, как прошло бы подобное мероприятие в нашей стране. Вовлеклись бы вообще люди в дискуссию?» — рассуждает Юлия Позднякова.

Поскольку темой школы была фундаментальная физика, в программе стояло много выступлений именно на эту тему. Например, первая лекция, которую услышали участники, была посвящена открытию гравитационных волн, её прочитала Марика Бранкези — исследовательница из Урбинского университета имени Карло Бо и ассоциированный профессор Научного института Гран Сассо (Италия). Она работала в группе обсерватории LIGO.

Второй день начался с лекции о темной материи, которую провела Жеральдин Серво, сотрудница Гамбургского университета и теоретической группы DESY (Немецкого электронного синхротрона). Также в ходе школы поднимались вопросы поиска новых частиц в рамках Стандартной модели и за её рамками, мультидисциплинарных исследований моря, анализа больших объемов данных и другие.

Лекции, посвященные медиа, касались отдельных тем в рамках общего направления научных коммуникаций, например, того, как рассказывать о сложных научных веществах обществу. Эту лекцию прочитал Робин Макки из издания The Observer. Отдельная лекция была посвящена трансформации журналистики в связи с развитием цифровых технологий. Марио Тедескини Лалли рассказал о том, что у журналистики и науки много общего, потому что и то, и другое является методом, где важны объективность и прозрачность источников получения информации. Также он отметил, что журналистика в цифровом мире — живой и постоянно меняющийся процесс, в котором настоящее связано с будущим.

Завершилась Школа большой сессией, на которой обсуждались научные коммуникации в разных странах: выступали представители Израиля, Бразилии, Индии, Египта, Великобритании, Польши, Португалии, Словении, России. Выяснилось, что, например, в Египте очень сильна цензура, в том числе в научной журналистике. В Израиле и Бразилии фиксируется рост интереса со стороны общества к научной тематике. Из России было пятеро участников, но доклад делала только корреспондент научно-популярного ресурса N+1 Кристина Уласович. На вопросы из зала отвечали участники всей российской делегации. Сотрудник пресс-службы Российского научного фонда Юлия Шуляк рассказала о том, как организован процесс коммуникации в их организации, Юлия Позднякова ответила на вопросы, связанные с Российской академией наук и НИИ, выпускники магистерской программы Университета ИТМО по научным коммуникациям Ксения Жирноваи Даниил Широков — об организации коммуникаций в вузах и музеях.

«Мне задали вопрос, почему научные журналисты в Европе ничего не знают о тех исследованиях, которые ведутся в России. Такая проблема, действительно, есть, но в этом году у нашего российского агрегатора научных новостей «Открытая наука» есть договор с аналогичным англоязычным проектом EurekAlert!, что позволяет небольшим научным организациям предложить свой текст для публикации на английском языке и даже получить помощь при переводе. Я надеюсь, что ситуация будет постепенно меняться», — рассказывает Юлия Позднякова.