31 января 2020

Технологии & творчество

Один из ведущих вузов России — Новосибирский государственный университет ассоциируется прежде всего с точными и естественными науками, однако в его структуре давно и успешно работают и гуманитарные направления, в том числе media stadies (журналистика). Кто, как и к чему готовит современных специалистов медиа-сферы, Status обсудил с заведующей кафедрой массовых коммуникаций Викторией Беленко и доцентом кафедры теории и истории журналистики Натальей Симоновой.

— Как новая медиа-реальность меняет требования к подготовке журналистов?

—В начале ноября мы проводили круглый стол по медиа-образованию в рамках нашей традиционной научно-практической конференции, где как раз обсуждали новые требования к журналистскому образованию, в том числе технические, технологические, этические. Это очень многогранный вопрос.

Напомним, что факультеты журналистики в Советском Союзе создавались при филологических факультетах. Сформировалась традиция, когда большую часть обучения журналиста составляла филологическая подготовка: литература русская и зарубежная, русский и иностранный язык в больших объёмах. Когда коллеги-гуманитарии спрашивают нас: «К кому вы ближе?», мы находимся в некоторой растерянности. Понимаем, что точно уже не к филологам — скорее к социологам, политологам, программистам. Чем дальше — тем больше мы вынуждены сокращать филологическую часть, и не только потому, что всё больше нужно давать очень серьёзные технологические навыки, вплоть до программирования на приличном уровне. Да, журналист, с одной стороны, должен уметь работать с Big data, обрабатывать большие объёмы информации с помощью программного обеспечения, но с другой — уметь правильно интерпретировать полученную информацию. А в итоге выдать «на гора» достойный результат. То есть в технологии нам приходится уходить, не теряя при этом и политологическую, и социологическую часть подготовки. Как раз этим профессиональный, правильно обученный журналист и отличается от блогера, влогера и обывателя с телефоном. Меняется не только то, какими навыками должны быть вооружены журналисты после учёбы, меняется сам процесс обучения. И это для нас тоже очень интересно.

— Смыслы за технологиями не теряются?

— О том и речь: экономика, социология, политология, история России и зарубежных стран, литература и остальные дисциплины позволяют сформировать культурный бэкграунд, дают умение корректно работать с информацией, понимание контекста и смысла.

— Цели СМИ сегодня не изменились? Это по-прежнему «информировать, просвещать, развлекать»?

— Ну, было ещё, если помните: «коллективный пропагандист», «коллективный агитатор», «коллективный организатор».

— Пошло смещение в сторону пропагандистов-агитаторов?

— А это уже не от образования зависит, а от реалий.

— Не стало ли сегодня больше «заказной» журналистики?

— У нас в системе образования — нет, а у вас в медиапроизводстве — возможно. У нас нет такого курса, есть только «этика журналиста». Мы просто готовим хороших журналистов. А дальше вопрос в том, что рынок им предложит.

— Насколько журналист, которого вы выпускаете, готов к реальной работе?

— Это сложный вопрос, многое зависит от самого человека. Но можно точно сказать, что на четвёртом курсе у нас уже почти все студенты сотрудничают на постоянной основе с какими-то СМИ, при том, что, как мы им иногда говорим, «у нас не школа рабочей молодёжи». Но когда нам звонит крупное новосибирское СМИ с просьбой найти им старшекурсника или выпускника на постоянную работу на ставку в районе 50 тысяч рублей, и мы связываемся с четверокурсниками, то вполне можем получить ответ: «Вы знаете, в нас уже больше работы не лезет». И становится ясно: есть риск, что мы им на эту ставку никого не предложим. Вот тут мы понимаем, что, видимо, наши студенты готовы к реальной работе и вполне устроены.

При этом у них есть ужасный контраст между тем, чему учат, а учат в некотором роде на идеальных примерах, и тем, что им в творческом плане могут предложить местные СМИ. Поэтому очень многие сразу смотрят в сторону Москвы и Санкт-Петербурга.

— То есть сейчас профессия журналиста вполне востребована?

— Профессиональная подготовка у нас – это не только про журналистику, а про медиа-коммуникации в целом. Поэтому люди находят применение нашему образованию в разных сферах: пресс-службы, режиссёрская работа, продюсеры и так далее. Хотя факультеты и принято называть «факультетами журналистики», мы понимаем, что это давно уже про медиа-функционирование и создание любых информационных продуктов. Потому что зачастую посты в Instagram могут соперничать по охвату аудитории и влиянию на неё с традиционной журналистикой. А закономерности те же самые — надо знать, как рассказывать историю.

— Так цели изменились или остались?

— Смотря что вы имеете в виду. Изменились по сравнению с чем? В советские времена у СМИ были одни цели и задачи. У французских, британских или американских СМИ они другие.

— А какие сейчас цели и задачи у современных СМИ?

— Если говорить про функции в обществе, то они достаточно полно описаны ещё 60 лет назад американскими исследователями. Но вы же не про теорию спрашиваете. А в реальности то, на что нацеливает себя СМИ, сильно зависит от того, какой способ заработка оно выбрало. Вообще сейчас основная проблема и зарубежных, и российских СМИ, и особенно региональных — это монетизация. Они зарабатывают на спонсорах? Тогда они очень близки к пропаганде, даже если это не государственные деньги. Зарабатывают на рекламодателях? Тогда они должны предъявлять аудиторию, которая этих рекламодателей заинтересует, то есть она может быть или не очень большой, но, скажем так, «премиальной», или же, наоборот, не премиальной, но огромной. Зарабатывают на аудитории? Тогда это должны быть подписчики, готовые платить за контент.

И только когда медиа определяются, для кого они, после этого они могут сформулировать свои задачи. Если цель зарабатывать на рекламодателях, то лучше себя чувствуют медиа с огромными аудиториями, которые любят развлекательный контент. Чтобы зарабатывать на спонсорах, стоит делать медиа для немногих про немногих. Цель зарабатывать на аудитории сложнее, так как у нас пока не сложилась традиция массово платить за СМИ, хотя практика pay wall уже существует. Так что вопрос про цели и задачи — это вопрос не про все СМИ, а про каждое в отдельности.

— Я правильно понимаю, что сегодня говорить о СМИ, как о неком едином пространстве, некорректно?

— Сейчас применительно к журналистскому образованию неправильно вообще говорить о СМИ. Мы учим студентов, что СМИ и медиа — это не одно и то же. Но где этот «водораздел»? С точки зрения закона он, конечно, по-прежнему есть: СМИ — это то, что зарегистрировано как средство массовой информации с соблюдением определённых процедур и требований. Но с точки зрения процессов восприятия информации и циркулирования информации, которые в обществе существуют, совершенно не важно, один это человек-инстаблогер, СМИ или какие-то телеграмм-каналы. Всё это медиа, внутри которых есть, конечно, и ньюс-медиа. Но студентам-журналистам лучше сразу видеть свою будущую деятельность вот в этих широких профессиональных рамках.

— То есть частное высказывание, влияющие на общество, — это уже не монополия СМИ?

— Да, конечно. И поэтому вопросы этики очень сильно трансформируются. Есть базовые принципы, которые всегда закладывались журналистам во время обучения: определённым образом относиться к герою, к источнику информации, к чужим работам, на которые ссылаешься или которые используешь. И сегодня, по-хорошему, этому надо учить всех людей, которые имеют отношение к обмену информацией. А к нему имеют отношение теперь все, так что это должно быть просто школьным курсом «Медиа-этика и медиа-безопасность».

И мы стараемся сделать наше журналистское образование гибким и «отзывчивым»: учитывать мнение студентов (они очень хорошо понимают, что им нужно, что сейчас востребовано), всё время анализировать, что происходит в индустрии, приглашать специалистов-практиков, отправлять студентов на стажировки в хорошие редакции. То есть максимально быстро реагировать на запросы современного общества и медиарынка.

Кем работают выпускники 2018-го года спустя год после окончания журналистики в НГУ:

 • Режиссёр видеомонтажа, видеомонтажёр.
 • Корреспондент, шеф-редактор службы новостей, главный редактор студенческого радио, корпоративный автор.
 • 
PR-менеджер, специалист по связям с общественностью.
 • 
SMM-менеджер, копирайтер, контент-менеджер, контент-редактор, руководитель специальных проектов (интернет-СМИ).
 • Директор ИП (видеопроизводство), руководитель отдела продаж (квесты и игры в 
VR), аналитик, директор, программный продюсер, медиа-менеджер, маркетолог, менеджер проектов, event-менеджер, руководитель иностранного отдела.
 • 
Гейм-дизайнер, педагог дополнительного образования — тележурналистика.

Текст: Павел Ютяев

Источник