1722pпп11> ноября 202022pпп11>
На конкурсе журналистского мастерства «Аргонавтов» объявлена номинация им. Юлии Бармаевой
Так случилось, что мы объявляем новую номинацию, которую сформируем из уже присланных работ.
Трагически погибла наша выпускница, потом недолго преподаватель Юлия Бармаева. Юля много раз участвовала в подготовке «Аргонавтов» — сначала как студент-волонтер, потом как ведущий мастерской.
В «Аргонавтах» до пандемии существовала школа для вошедших в шорт-лист с мастерскими и полевой практикой. Юля все годы учебы и несколько лет после выпуска занималась арт-журналистикой. Она даже окончила школу культурной журналистики «ПРО Арте», писала о театре и литературе. Номинацию «Арт-журналистика» мы сделали в память о Юле.
Юлия Бармаева — менеджер PR-проектов АГТ-Сибирь — ведущего коммуникационного агентства Новосибирска. Среди известных проектов — участвовала в организации и проведении Региональной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник» — Сибирь в 2018 году, третьей Всероссийской благотворительной акции «День заботы за день работы». Работала с топовыми youtube-блогерами для федеральной сети автосервисов.
Автор рецензий на детские и подростковые книги для газеты книжного магазина «КапиталЪ», в прошлом — театральный менеджер (Театр «Глобус», «Красный факел», Межрегиональный фестиваль — конкурс «Ново-Сибирский транзит»).
Автор и участник первой редакции журнала «Место встречи. Сибирь», автор и редактор «Фестивального вестника» на Рождественском фестивале искусств 2010, 2012, 2014 и 2016 г.
Участник и соорганизатор «Аргонавтов» прошлых лет, выпускница факультета журналистики НГУ (2012), выпускница Школы культурной журналистики ПРО Арте (2011). Преподаватель Отделения журналистики Гуманитарного института.
Сотрудничала с Детским благотворительным фондом «Солнечный город», писала статьи на социальные темы, в том числе для журнала «Место встречи» — провела несколько дней в интернате для детей с
ограничениями здоровья.
Вот как вспоминает Юлю ее однокурсница (сейчас коуч для людей творческих занятий) Ангелина Иванова:
Пусть это чудо продолжает длиться
Так получилось, что вокруг меня много людей, профессия которых — открыть нам вход в душу другого. Иногда это называется режиссёр, иногда писатель, фотограф, художник или даже мультипликатор. Названий много, некоторые из них даже трудовая книжка не воспринимает всерьёз, и тогда их заменяют на более понятные миру. Часто говорят, что они люди с тонкой душевной организацией: у них действительно лучше слух и совсем нет кожи. Они смотрят сквозь наше обычное сегодня: с его метро, пробками, неотвеченными сообщениями и стаканчиками кофе, о которые мы тщетно пытаемся согреться, — и видят какой-то другой слой мироздания, а за ним второй и третий. Рассказывают нам об этом иногда. Тогда и мы тоже подключаемся к этому каналу и сквозь него видим: мир вовсе не такой однозначный. Хорошо, что кто-то об этом напоминает.
Сейчас озвучу непопулярное мнение — творчеству не нужна критика. Серьёзно. Людям, которых в английском называют artist, имея в виду художника в широком смысле, совершенно не нужно экспертное мнение, которое объяснит (наконец!), почему его творение достойно или недостойно выйти на экран\называться искусством\издаваться в твёрдом переплёте.
Всё, что ему нужно — это внимательный взгляд. Спокойный, но очень заинтересованный. Любопытный, ищущий. Такой, знаете, как будто ребёнок только проснулся после дневного сна, но сегодня он в отличном настроении и готов принимать все те прекрасные подарки, которые приготовил ему оставшийся день. Ведь с четырёх до девяти ещё куча времени.
Быть взрослым и смотреть таким взглядом на жизнь, людей и особенно на искусство оказалось совсем непросто. Но одного такого человека я точно знаю.
Юля Бармаева.
С искусством всё действительно довольно сложно. Сначала нам кажется, что мы его не понимаем достаточно (и уж точно не имеем права высказываться на его счёт), потому что знаем ещё слишком мало. Вот поучимся ещё, пересмотрим весь Эрмитаж (а лучше Лувр), познакомимся лично со Звягинцевым, научимся видеть аллюзии на Тарковского во всех фильмах последних десятилетий, защитим диссертацию “Искусство постперестроечного периода” — и вот тогда. А когда всё это происходит, и мы многое изучили, увидели и поняли, то вдруг перестаём хоть что-нибудь чувствовать. Ну да, можем подискутировать на тему “что хотел сказать автор”, но внутри — ничего.
Юля удивительным образом, подаренным ей кем-то кому виднее откуда-то сверху, может, умеет и не боится делать и то, и другое. Когда абитуриенткой приехала в Новосибирский государственный университет из Братска, высказывала своё мнение о фильмах, признанных шедеврах, и книгах, которые вышли так недавно, что никто ещё точно не договорился, как к ним относиться. Если вы не понимаете, что в этом такого смелого, может вы никогда не сдавали вступительные экзамены? Когда весь мир уж точно умнее тебя, и даже школьную программу по литературе ты “читал, но забыл”.
Во время студенчества найти время (а как же сессии? тусовки? и ещё домашки), чтобы ездить на репетиции в театры, ходить на генеральные прогоны, спрашивать у артистов, почему их герой чувствует именно это, и приставать к режиссёрам с вопросами, которые они, возможно, не задавали даже сами себе. Юля находила. Махала рукой на условности и занималась главным, тем, что таковым считала. Потом долго ждала на пустынной остановке последнюю маршрутку, ехала обратно в Академгородок, в общежитие. По пути засыпая и в награду успевая посмотреть за 40 минут дороги ещё один акт “только для своих”.
Брать интервью, спрашивать, говорить, смеяться, пересматривать записи спектаклей, на которые пока только мечтается попасть вживую или которые больше уже никогда не покажут. Быть жадной до информации именно в тот период жизни, когда её валится на тебя столько (литература русская, литература зарубежная, современный русский язык, политология, экономика, экология, французский — ну вы знаете) — что хочется спрятаться в домик и играть в компьютерные игры. Юля надевала шапку, заматывала свой очень кинематографичный нос в шарф и шла сквозь лес и снег, чтобы долго, ехать, а потом бежать, опаздывать, скользить, спускаться в подвал, смотреть спектакль и до утра писать рецензию, сражаясь с внутренним критиком. Девочка, ну что нового ты можешь сказать всем этим людям, которые искусством занимаются дольше, чем ты живёшь на свете? Она писала и переписывала, отправляла не всегда. Обсуждала, пила чай, говорила и задавала вопросы, очень серьёзно глядя на своих (чаще всего старших) собеседников и ожидая развёрнутого, без каких-либо скидок и снисхождения, ответа. А потом улыбалась так, как будто вокруг римские каникулы. Но только потом.
И вдруг все стали взрослыми. Мы очень хотели, правда. И стали. И не поняли, что многое увидев и покупая дорогие билеты в дорогие залы, не ожидая проходок — мы больше ничего не чувствуем. В это так трудно верилось ещё десять лет назад. В то, что что-то может измениться.
Всё на месте — сердце, лёгкие, печень, желудок, анализы в норме, и где он тогда, тот орган, в котором так щемило, когда занавес открывался? Каким органом мы влюблялись в каждый спектакль, о котором писали? И ещё немножко в режиссёра.
Юля всё ещё влюбляется. И с тройным усердием учится искать слова, которые всё это передадут читающему, окунут его с головой. Учится, когда все давно бросили. Пишет про детские книжки, ходит на выставки, улыбается, как та, которой она всегда и хотела стать (но это знают только её близкие подруги). И мы, смотрящие на неё, идущую от картины к картине, со стороны. Как в кино, от которого невозможно оторваться.
И мы смотрим и смотрим, взглядом только что проснувшегося ребёнка, с чуть загнутыми вверх ресницами. Смотрим её взглядом — внимательным и готовым принять вас любого, независимо от гендера, цвета кожи и вероисповедания.
Смотрим и не хотим, чтобы это заканчивалось.
Юли не стало 24 октября 2020 года. Но мы, и нас много, хотим, чтобы, это чудо продолжалось (как сказал режиссёр Павел Головкин, и я очень ему за это благодарна). Мы хотим продолжать смотреть на мир, искусство, людей её глазами. Внимательными, принимающими, умными и немножко в вас уже заранее влюблёнными, просто за то, что вы есть.
Ангелина Иванова, выпускница ФЖ НГУ 2012 года. Мне кажется я лишь постаралась облечь в слова (местами самонадеянно) то, о чём думают и что вспоминают сейчас все, кто знал Юлю Бармаеву: однокурсники, коллеги, друзья, близкие и даже те, кто встречался с ней всего раз в жизни)