28 мая 2021

«Люблю. Четыре поколения. Четыре истории. Четыре символа любви. Много чувств»

«Люблю. Четыре поколения. Четыре истории. Четыре символа любви. Много чувств» — так озаглавлен проект Татьяны Сибирцевой и Полины Щербаковой, студенток 3 курса направления «Журналистика» ГИ НГУ. В феврале он был опубликован на портале «Такие дела». Это необычно — видеть учебную работу на известном портале. Как можно научить делать такие материалы? 

254oXxqwSjA.jpg

Татьяна давно связана с созданием нового:

— С подросткового возраста вела дневники — записывала туда свои ежедневные чувства и ощущения. Это и оказалось самым удачным упражнением — и для воспитания хорошего слога, и для развития саморефлексии. Проект «Люблю» — он ведь, кстати, о ней. Это своего рода большой дневник человеческой любви.

Полина с детства тоже была творческим человеком:

— Ходила в две театральных студии. Одна была юношеская, ничего серьёзного мы там не делали. А вторая — творческая студия Константина Хабенского. Я ходила в неё четыре года, получила там довольно много. Мы выступали в ДКЖ со спектаклем «Поколение Маугли», и с ним же выступали в Кремле. А потом я ходила заниматься музыкой, три года училась в музыкальной школе по классу гитары, и вообще с музыкой тесно связана вся жизнь. Я с трёх лет пою — всю жизнь, но делаю это не на профессиональном уровне. Все говорят, что я вроде бы хорошо пою, я верю на слово. Были и танцы: ходила на хип-хоп, наверное, как и все дети в детстве. Потом участвовала в ректорском бале, на котором мы танцевали вальс, у меня была главная роль Золушки. И сейчас я занимаюсь танго. Недолго, второй месяц. Но танец просто невероятный, от него столько эмоций. Постоянная импровизация, постоянная смена партнёров, это социальный танец.

В НГУ Полина стала заниматься арт-журналистикой:

— Очень много мне дала Елена Валерьевна. Театральная журналистика, арт-журналистика, все предметы, где мы делали журналы. Проект «Люблю» — тоже у неё. Я была связана с театром, но с другой стороны: если раньше я была на сцене, то теперь я как критик и обозреватель пишу рецензии.

Татьяна Сибирцева и Полина Щербакова.jpg

На 3 курсе Елена Валерьевна Климова вела у ребят дисциплину «Профессиональный творческий практикум. Мультимедийная журналистика», на которой они создавали мультимедийные проекты.

Елена Валерьевна хвалит девочек:

— У них был хороший уровень. Полина вот — остальных я на первом курсе не видела — а Полина на себя вообще внимание обращала сразу. Было видно, что человек думающий, человек глубокий, а это, вопреки представлениям, что журналистика — это поверхностная деятельность, это очень важно для журналистики. Может быть, знакомство с театром ей помогло, потому что когда ты знакомишься с искусством профессионально: не просто что-то посмотрела, получила удовольствие или какое-то переживание и всё, спасибо, легла спать и забыла. А когда тебе нужно ещё по этому поводу сделать текст, осмыслить, обсудить, то, мне кажется, это способствует развитию. С остальными ребятами я познакомилась на втором курсе, и мне было очень интересно с ними работать. Очень сильный курс, и я получаю удовольствие от работы с ними.

Сама Полина так говорит о занятиях:

— Мне кажется, в этом плане у Елены Валерьевны интересная методика: она никогда не говорит конкретных решений, конкретных идей. Задаёт много уточняющих вопросов, отвечая на которые, мы сами приходим к ответу. При этом она никогда не отрицала то, что мы предлагали, никогда не говорила: «Нет, ваша идея плохая, меняйте», а говорила иногда: «Да, ну вот тут я не уверена, что хорошо получится», но всё равно не ставила крест. Если говорить именно про проект «Люблю» — она показывала нам видео с обучающих курсов, лекции мастеров: Ксении Диодоровой и т.д. 

Поэтапно она прорабатывала с нами каждый шаг от начала, развития идеи до оформления текста, дизайна, отправляла полезные ссылки, которые могли бы нам помочь в создании проекта. Показывала очень много кейсов уже сделанных проектов. Там поэтапно люди рассказывали, с чего они начали, какие они проблемы ставили и вообще как развивался их проект. Это тоже очень сильно помогло: видеть, как другие профессионалы делают по сути то же самое, что мы. А потом просила отправить проекты, которые нас вдохновляют и прямо подробно проанализировать, почему. Задавала вопросы по типу: какие фильмы вам нравятся? Где способ разговора со зрителем был близок вам? Где мы как-то откликнулись и вступили во внутреннее общение? И нужно было ответить на вопрос, как же режиссёр этого добился. Ведь то, что мы делали, нужно тоже режиссировать, и мы даже читали книги по режиссуре, по построению сценария. А потом нам говорили смотреть тизеры фильмов и обращать внимание, как там происходит захват внимания зрителя. И ещё нас просили делать коллаж картинок, с которыми ассоциируется наш проект. У меня были картинки старых писем, каких-то очень тёплых цветов, рук, прикосновений. Ты отвечаешь на все эти вопросы по фильмам, по ассоциациям и как-то постепенно сам приходишь к развитию идеи, к выходу.

Елена Валерьевна считает, что это очень важно — задавать вопросы:

— Я даю, как мне кажется, достаточно знаний: теоретических, методических, технологических. Начиная от истории визуальных коммуникаций. Не полной истории, хотя иногда мы заглядывали далеко. Начиная где-то с шестидесятых годов, пятидесятых даже: с появления современных шрифтов, современных способов визуализации, мы довольно тщательно этим занимались. И занимались фазами, стадиями воплощения идеи. Если говорить про вопросы и ответы — какой смысл будет в этой работе, если я буду им говорить: «Сделайте так, а потом сделайте так». Это будет пять моих проектов. Я не думаю, что они будут прорывные, потому что я не смогу за семестр сделать пять прорывных проектов, и зачем это делать? Свои проекты я сделаю сама. А для того, чтобы ребята сделали свои проекты, нужно помочь им осознать, что же они хотят. Как они хотят реализовать свою идею и как это встраивается в профессиональные запросы: запросы рынка, запросы медиа, в запросы их самих как профессионалов.

Елена Валерьевна Климова.jpg

Свои умения Елена Валерьевна тоже постоянно улучшает:

— Я очень люблю учиться. Я без конца учусь у всех подряд. Совсем последнее обучение — это редакторское дело. Я училась у того самого Ильяхова, до этого несколько раз у Леонида Костюкова. Я даже затрудняюсь сказать, кто он такой, потому что он журналист, литератор, поэт, прозаик, преподаватель поэтического творчества, литературный критик, поэтический, в частности, критик. Автор одной из, на мой взгляд, лучших книг по нашему делу — по журналистике. И вот я у него училась два или три курса онлайн. Ещё большое счастье — я училась у Ксении Диодоровой. Это лучшее, что есть сейчас в мультимедиа, а, может быть, лучшее, что есть сейчас в медиа в России. Это не журналистика, я намеренно говорю медиа. Она художественный руководитель студии «Гонзо-дизайн». С Артёмом Галустяном они создают и продвигают лучшие мультимедийные проекты в России, на мой взгляд, а Диодорова ещё и член жюри World Press Photo, как раз по мультимедийным проектам. Она даже знакома с факультетом журналистики НГУ, мы два раза приглашали её на «Аргонавтов», когда они были очные, и у нас тут были школы-студии. И я очень давно мечтала у неё поучиться: у них есть курсы в Москве и Петербурге, но надо было уезжать на две-три недели, курсы долгие. И это было невозможно. А они онлайн принципиально ничего не проводили, лекции не записывали, им важно личное общение, глаза в глаза. А тут пандемия. И поэтому я у неё поучилась, и это большое счастье, конечно. Потому что это осмысление того, что можно делать медийными средствами на совершенно другом уровне. Она и Алексей Полеухин [сооснователь студии Гонзо-дизайн], у них просто очень высокий уровень теоретический, практический, уровень осмысления и понимания. Делились всем, что они умеют и знают, и отвечали на вопросы, и присылали очень много материалов, и разбирали домашние задания. На это тратили очень много времени. Я думаю, что у них просто очень много своего опыта и знаний, и этим опытом и знаниями они очень охотно, широко, с готовностью делились. Так что училась я очень много у кого, мне нравится учиться.

Опыт Елены Валерьевны помог девочкам в работе над «Люблю». Сначала это должен был быть проект о том, как люди выражали любовь в письмах. «Как много было вопросов: для чего мы это делаем? Какой мы хотим получить результат? Какая у нас главная идея нашего проекта? И эти посылы менялись в процессе работы. Но так было у всех, во всех проектах» — говорит преподаватель. Елена Валерьевна помогла найти ответы на эти вопросы: взяли талисманы четырёх поколений, способы разных людей выражать свои чувства.

Татьяна в интервью сайту НГУ вспоминает работу с теплом:

— Я бы внесла небольшое уточнение для слова «работа». Прежде всего, этот проект стал для нас большим удовольствием. Мы общались с прекрасным людьми, перебирали письма полувековой давности, смотрели кассетные видео, читали стихи, разглядывали фотографии. И все, все, все было пропитано каким-то невозможным счастьем, человеческим теплом. <…> Обычно, когда занимаешься такими масштабными вещами, на пути неизбежно возникают какие-то трудности. В данном случае их не было. Все получилось без лишней суматохи, без разногласий. В общем, звезды сошлись. 

У Елены Валерьевны другой взгляд:

— Это вот в конце звучит так благостно. А примерно в середине работы, когда наступает кризис и когда непонятно, что вообще происходит, и ничего не получается, и ничего не хочется, а ещё я задаю всякие противные вопросы, из которых выясняется, что вообще всё не так, это всё совсем не благостно. Они злятся и нервничают, дуются и не хотят мне звонить. Тогда — звонить, потому что это был онлайн-период. Но а как иначе?

В рамках курса проекты создавали несколько групп. Работы также получились «федерального уровня», по словам Елены Валерьевны, но они не опубликованы в изданиях с громким именем:

— Трудно найти медиа, для которого такие проекты был бы форматными. Например, сложный разветвленный и одновременно легкий, вдохновенный проект о современной поэзии Новосибирска «Вечеринка у поэта дома». Или исследовательский проект-игра на тему андерграундного искусства Академгородка «Under ground». Если ты хочешь опубликовать свой проект на какой-нибудь платформе, сложный проект, не просто статью, надо, конечно, договариваться заранее и делать под формат этого СМИ. Но ребятам, во-первых, это было бы сложно, потому что проекты шлифовались и центрировались, и идея трансформировалась в процессе работы, потому что всё-таки они ещё не очень опытные люди. А, во-вторых, тема даже немного менялась в каждом случае.

«Люблю» опубликовали на «Таких делах» 14 февраля. Татьяна сделала пост со словами «Вышел!!!», Полина, конечно, тоже обрадовалась: «Мы просто понимали, что будет обидно проделать так много работы и нигде не опубликовать материал. Поняли, что больше всего хотели бы в «Такие дела». И так получилось, что написали мы числа 11, прямо перед праздником влюбленных. Очень повезло, потому что проект оказался невероятно актуальным. Я даже забыла, что этот праздник существует. Определенно, это лучшее 14 февраля в моей жизни».

Всего Татьяна и Полина работали над «Люблю» 3-4 месяца. За это время создали проект «федерального уровня». Елена Валерьевна об этом говорит скромно: «Не знаю, насколько выросли ребята, может, они уже были такими, им просто надо было реализовать себя».

Михалева Елена

Фото автора и студии LeFo