1500pпп11> ноября 202100pпп11>
Как понравиться редактору: Григорий Тарасевич дал советы молодым журналистам
Как взбесить и как соблазнить главного редактора? Об этом рассказал Григорий Тарасевич на своей лекции в НГУ. Григорий Тарасевич — журналист, популяризатор науки, один из создателей проектов «Кот Шрёдингера» и «Летняя Школа».
На лекции Григорий рассказал про разные аспекты отношений журналиста и редактора. Особое внимание уделил выбору темы материала:
– Когда вы говорите: «О чем мне написать?» – совсем плохо. Когда вы говорите: «Я хочу написать про свою любимую рок-группу» – уже есть точка опоры, о чём-то можно говорить. Когда вы говорите: «Я посмотрел ваше издание, особенно номера такие-то и в ваших форматах я подготовил 84 варианта тем» – это работает, проверено на реальной карьерной практике.
Григорий привёл четыре примера успешного взаимодействия при определении тематики:
«Я хочу рассказать, что…»
Григорий говорит, что в формулировке темы для редактора важна конкретика. Нужно понимать и уметь объяснить, что будет отражено в материале.
Совет: заменить «говорит о чем-то» на «говорит, что…». «Министр образования рассказал, что в школах появятся новые учебники» лучше, чем «министр образования рассказал о нововведении в школах».
«У вас есть формат XXX. Я хочу написать в него на тему ХХХ…»
Лектор рассказывает, что у него в журнале четкое деление на форматы: есть репортаж с эффектом присутствия, есть короткие «топ-10», есть рубрика «простые вещи» с описанием бытовых вещей с точки зрения разных наук. Если автор заранее подумал про формат, в котором хочет писать – он значительно облегчил работу редактора.
«Я тут посмотрел несколько публикаций в Nature и аналитический отчет…»
– Растапливает сердце научного и любого другого редактора, когда перед обсуждением темы журналист уже подготовился и прочитал важную информацию, – говорит Григорий Тарасевич. Отдельно он отметил, что автору нужно работать с авторитетными и актуальными источниками.
«У меня есть ХХХ тем. Высылаю на почту»
Тема материала может не подойти с первого раза. Если журналист предоставляет список тем – редактору есть из чего выбрать. Вероятно, один вариант ему покажется отличным, один не подойдёт совсем, а остальные нужно будет доработать. В таком случае у журналиста будет, с чем работать.
В конце лекции Григорий Тарасевич поделился методом определения темы с помощью матрицы. Способ помогает найти новые точки зрения. Студенты потренировались в формулировке темы сразу на лекции.
– Мы благодарны Григорию, что он нашел время встретиться со студентами отделения журналистики, несмотря на насыщенный график Фестиваля науки Новосибирской области, который сейчас проходит, — говорит старший преподаватель ГИ НГУ Юлия Позднякова. — Придумать интересную тему — первый этап подготовки текста, часто с этим у студентов и начинающих журналистов возникают сложности. Было интересно послушать опытного коллегу и редактора, как можно придумать и сформулировать тему. А также — как это не стоит делать.
Алина Саркисян
Фото Юлии Поздняковой