1804pпп3> марта 202204pпп3>
Илья Мясников: «Этот курс — хороший пример blended learning»
Декан факультета журналистики ТГУ, канд. филол. наук, доцент Илья Юрьевич Мясников провел практикум по визуальной журналистике для студентов-второкурсников. Мы поговорили с ним о то, как поменялась работа журналиста после так называемого «визуального поворота в медиа», и узнали, как преподаватель работает с нашими студентами.
— Как изменилась работа журналиста в эпоху визуального поворота*?
— Визуальный поворот случился достаточно давно. Уже несколько десятилетий мы понимаем, что визуальное восприятие играет ключевую роль в наших событиях. И можно сказать, что визуальные журналисты нашли своё место в общей системе разделения труда журналистских профессий. Это полноценная редакционная позиция, но она очень сложна, особенно сегодня. Визуальному журналисту нужно уметь осваивать элементы дизайна, недостаточно просто стоять за спиной у дизайнера и показывать ему пальцем, нужно включаться в команду — с одной стороны. С другой стороны, сегодня визуальный журналист должен начать осваивать программирование и сложные программные средства. Для видео — интерактивные графики. С третьей стороны, он должен осваивать инструменты работы с данными, в том числе с Big Data. И, конечно, самое главное — визуальный журналист должен включаться в командную работу. Это то, что очень сложно, почти невозможно сделать в одиночку. Все эти новые компетенции, навыки, умения — сейчас необходимый арсенал журналиста.
— Работа дизайнера и работа визуального журналиста стоят рядом. Можно прочертить грань, найти отличительные особенности?
— Это не так важно. Часто визуальные журналисты сочетают в себе и дизайнерское, и журналистское. В принципе хороший медиадизайнер тоже должен обладать такими чертами. Но если сейчас определять, в чем разница, то дизайнер всё-таки держит эстетическую, визуальную, дизайн концепцию продукта целиком. А визуальному журналисту нужно запроектировать и выдать отдельный материал. Они это могут делать в команде или по отдельности.
— Вы можете обозначить тенденции развития визуальной журналистики?
— Большие данные, интерактивность, платформенность (способность инфографики отображать происходящее в реальном времени).
— Что нужно делать журналисту, чтобы стать успешным в области визуальной журналистики?
— Ну во-первых, крайне важна насмотренность. Нужно очень внимательно смотреть, как работали визуальные журналисты в конце XX – начале XXI века. Даже если вы работаете в интернете, хорошо бы отсмотреть тот краткий момент в истории газет, когда они оперировали инфографикой. Было создано очень много, были заложены основы этой профессии. Наверное, это был такой пик инфографики, пока это газеты. Это с одной стороны — обращаться к нашим корням, тем более эти корни очень-очень недалекие.
Во-вторых, я бы дал совет использовать инструмент работы с данными, с анализом данных. Что еще очень важно: нужно искать формы подачи этих данных. Потому что сейчас большие данные часто превращаются в некоторую помойку, кладбище данных, где факты умирают, так и не родившись. Нужно быть в этом смысле дата гуманистом. Надо помогать читателям не тонуть в этих больших данных, а все-таки разбираться и в некоторые ясные, понятные идеи превращать эти большие данные.
— Визуальная журналистика на нашем факультете появилась не так давно. Раньше направления делились на «печать», «радио», «телевидение», а сейчас осталось «телевидение», «мультимедийная журналистика» и «визуальная журналистика». Можете прокомментировать, что студенты изучают на курсе?
— На курсе они изучают, как сложные инструменты визуализации, включая видео и мультимедиа, применять для решения журналистских задач. Держать общество в курсе того, что происходит. Сообщать точную, проверенную информацию, давать эффект присутствия. При этом опираться на сложные, точные факты, на сложные реконструкции и делать все это доступным. Такая сложная задача, которая стоит перед визуальными журналистами всего мира. Теперь этому учатся и студенты направления «Журналистики» в НГУ.
— Как проходят ваши занятия со студентами НГУ?
— Мы сейчас выходим из пандемии. И для нас важно, с одной стороны, отразить и сам момент выхода — поэтому мы встречаемся лично, и с другой стороны качественно использовать тот опыт, который у нас собрался во время пандемии — то есть мы много используем дистанционного образования. За счет этого можем работать с людьми в разных точках страны, соединять студенческие группы в междисциплинарные, межрегиональные команды и привлекать преподавателей из разных мест.
Я бы сказал, что этот курс такой хороший пример blended learning, то есть смешанного обучения, которое предполагает с одной стороны дистанционное изучение того, с чем можно дистанционно познакомиться и на что не надо тратить время лекционно, а с другой стороны позволяет очные встречи, совместные работы с проектным подходом и, в конечном итоге, выходом на реальный продукт, производство которого, на мой взгляд, является главным в обучении студента журналистики сегодня.
Подготовила Алина Саркисян