2100pпп4> апреля 202200pпп4>
Оксана Силантьева: «Если вы идете в мультимедийное направление, вам хватит работы на 500 лет вперед»
Руководитель лаборатории мультимедийного опыта Silamedia Оксана Силантьева провела мастер-класс для студентов-журналистов. Она поделилась техниками креативного мышления, рассказала о мультимедийном языке и дала советы начинающим специалистам.
Оксана вспоминает, что в интернет-мир попала в 1994 году. Тогда мультимедийная журналистика «даже была не в зачатке». Свой первый сайт она создала в 1995 году. Это было сообщество гуманитариев, которые должны были делиться своими исследованиями. Тогда среда СМИ не принимала интернет и думала, что эта сеть ненадолго.
— Когда появился интернет, он мне дал то, чего не давало ни одно традиционное СМИ — понимание, что пользователь, зритель и слушатель делает с твоим контентом, — делится Оксана.
Теперь интернет — полноценная площадка для работы. Эксперт прокомментировала, чего не хватает рынку сейчас:
— Инженерно ребята создают что угодно. Знаете, с какими специалистами проблема? С чуваками, которые придумывают… Люди приходят в медиа, повторяя и делая то, что они уже видели.
Оксана поделилась советом, как выбирать тему для успешного проекта. Она напомнила, что всегда нужно думать о пользователе. Только когда автор смотрит с позиции читателя, начинается коммуникация.
— Думать от людей. Думать от потребностей. Не идти по шаблонным решениям, а создавать что-то такое, что действительно людям надо. Вы сами знаете, вы можете на уровне своего здравого смысла написать список тех сайтов, которых до сих пор не хватает.
На мастер-классе обсудили общий процесс развития медиасферы и восприятие людей:
— Для того, чтобы что-то развивалось, закреплялось и внедрялось, должно быть много разных экспериментов. На что-то люди откликаются, на что-то — нет. Что-то слишком рано для этой аудитории, что-то слишком рано для этой тематики. Но если вы останавливаетесь и начинаете делать одно и то же на протяжении 15 лет — конец вашему креативному мозгу. Только думая каждый раз, только отвечая на вопрос «зачем я это написал?», «почему я выбрал такой формат?» что-то начинает двигаться.
Со студентами поговорили о мультимедийном мышлении. Эксперт подчеркнула, что нужно думать разными форматами и уметь их смешивать.
— Думать картинкой, схемой, алгоритмом. Превращать данные в инфографику. Соединять два кадра и вызывать у людей эмоцию на стыке этих двух кадров — это тот язык, которым разговаривает мультимедийный автор.
Оксана дала советы о том, как находить оригинальные темы для материалов. Она успокаивает: проектов для реализации еще много.
— Есть масса тем, которые еще никто не сделал. Есть масса форматов, которые помогают лучше рассказать историю. И это не останавливается. Нельзя сказать «я достиг вершины креатива и это последний проект, который я могу сделать». Это бесконечная история. Если вы идете в мультимедийное направление, у вас на пятьсот лет вперед еще работы хватит. Она не заканчивается. Заканчивается только наше любопытство.
После мастер-класса студенты задавали вопросы. Так, они узнали, откуда можно черпать идеи. Например, Оксана посоветовала поиск по авторам. Если вы знаете создателя образцового мультимедийного проекта, скорее всего, у него есть другие хорошие работы.
Лекция прошла в теплой атмосфере. Мария Литвинова, студентка ГИ, делится своими впечатлениями:
— Нельзя не отметить то, какой контакт был с аудиторией. Это была не лекция, а именно мастер-класс, где слушателям были представлены кейсы, которые нужно было решить. У нас была возможность в любое время задать вопрос и получить на него емкий ответ, и даже призы за самые хорошие вопросы. Все это подогревает интерес аудитории, и она вовлечена, она работает. Оксана Силантьева очень умело подстроилась под аудиторию, что тоже немаловажно, чтобы наладить контакт: не было особых формальностей, язык был понятный аудитории.
В конце обсуждения Оксана Силантьева подарила факультету журналистики карту медийных компетенций от Silamedia. Еще два таких плаката получили студенты, которые задали самые интересные вопросы.
Алина Саркисян