Творческий конкурс

При поступлении абитуриентам необходимо сдать дополнительный экзамен, состоящий из двух частей: творческое сочинение и творческое собеседование. На устной части экзамена комиссия обсуждает с абитуриентом его эссе, также абитуриенту предлагается проанализировать текст, взятый из современного печатного издания, ответить на вопросы, связанные со знанием современных средств массовой информации, собственными представлениями о профессии журналиста, мотивацией выбора именно этой профессии, опытом предшествующей работы (если он у абитуриента есть). Творческий экзамен оценивается по 100-бальной шкале. 

✍? Творческое сочинение (эссе)

Абитуриентам будут предложены несколько тем, которые допускают создание текста в свободной форме. На эссе отводится два астрономических часа. У абитуриента есть время для работы с черновиком. Нужно использовать эту возможность и продумать логику развития темы, аргументы, а также то, в каком стиле будет написан текст. Свой замысел желательно оформить в виде тезисного плана с перечнем аргументов и примеров. Черновик сдается вместе с окончательным вариантом текста эссе и помогает понять «технологию» создания итогового текста.

Темы эссе, предложенные абитуриентам в 2010 году:

  • Какие газеты и журналы сейчас читают?
  • Человек и Интернет.
  • Современная книга для молодого читателя – поиски и находки.
  • Журналистика и социальные конфликты.
  • Война и мир на российском телевидении.
  • Какие газеты и журналы сейчас читают?
  • Театр в современном городе.

Темы эссе, предложенные абитуриентам в 2013 году:

  • Почему я выбрал эту газету для повседневного чтения?
  • Место журналистики в политической полемике этого года.
  • Современное российское телевидение: кризис или возрождение?
  • Роль журналиста в современном театре.
  • Что интересного я прочел в журналах в этом году?
  • Место Интернета в современной журналистике.
  • Как я представляю себе будни районной газеты

Темы эссе, предложенные абитуриентам в 2014 году:

  • Журналист в современном мире.
  • Театр, музыка, кино… и современная журналистика
  • Я бы снял(а) документальный фильм о…
  • «Спортивная журналистика — тот же спорт. Тут нельзя выиграть раз и навсегда»
  • Профессия: радиожурналист

Темы эссе, предложенные абитуриентам в 2015 году:

  • Событие в жизни моего города (села), о котором стоит рассказать.
  • Сюжет для небольшого фильма.
  • Гаджеты для меня или я для гаджетов?
  • День без Интернета.
  • Журналистика-2030.
  • «С лейкой и блокнотом…»: журналистика периода Великой Отечественной войны.
  • Вот во что я верю.
  • Вопросы, на которые я хотел бы получить ответ.

Темы эссе, предложенные абитуриентам в 2016 году:

  • Я хочу рассказать о настоящем журналисте…
  • «О спорт, ты — мир!» (Пьер де Кубертен).
  • Мир через объектив моей камеры.
  • Проект, о котором я мечтаю.
  • Вещи, которые реально меняют жизнь.
  • СМИ большого города: какими им быть?

Темы эссе, предложенные абитуриентам в 2017 году:

  • О тех, кто творит добро.
  • Каким я вижу будущее профессии журналист
  • Журналист на войне.
  • Что для меня значит быть успешным.
  • О чем бы я написал в своей авторской колонке.
  • Слово как источник счастья.

Темы эссе, предложенные абитуриентам в 2018 году:

  • Сохранить Землю.
  • О проявлении нравственного начала в истории.
  • Странные люди.
  • Где начинается провинция.
  • Герой нашего времени.
  • Театр, мы и время.
  • Остаться в памяти… 5 тем современности для потомков.

Абитуриент должен быть готов проанализировать текст по следующей схеме:

  • Определить тему предлагаемого для анализа текста, предполагаемого адресата, цель текста.
  • Определить идею, замысел автора. То есть ответить на вопрос, зачем данный текст написан, что автор хотел донести до читателя и какую реакцию хотел вызвать у аудитории.
    По возможности определить предполагаемые источники и методы получения информации (например, интервью с участниками события, работа с документами, эксперимент, экспертные оценки, данные научных исследований, слухи и т.п.) и * оценить адекватность информации теме материала.
  • Отличить факты, которыми оперирует автор, от комментариев, суждения — от аргументов.
  • Определить авторское отношение к герою, к освещаемому событию, анализируемой ситуации, проблеме. Определить, в каком тоне написан текст: иронично, с сочувствием, с возмущением, со стремлением сохранять нейтралитет.
  • Кратко охарактеризовать композиционное построение текста.
  • Охарактеризовать стилистические особенности текста. Если текст имеет ярко выраженное стилистическое своеобразие, то нужно прокомментировать его специфику и оценить адекватность выбранного стиля теме материала.
  • По возможности попытаться определить тип издания, в котором данный текст может быть уместен.
  • Высказать собственное мнение о достоинствах и недостатках текста.

На подготовку устного ответа по анализу текста абитуриенту дается 30 минут. За это время стоит составить для себя тезисный план, включая перечень аргументов для каждого из утверждений. Кроме того, полезным будет выписать из текста примеры, которые необходимы для более полной, «иллюстрированной» характеристики текста.

Не забывайте аргументировать и иллюстрировать свои утверждения!

  • «данный текст представляет собой портретный очерк, так как…»
  • «одна из стилистических особенностей текста — использование элементов разговорной речи. Например: «CNNC — вовсе не частная лавочка, а государственная корпорация»,
  • «…в частности, саркастическое отношение автора к комментируемому событию проявляется в следующей образной аналогии: «мериться с ней кошельком российским нефтяным магнатам — все равно что биться кухонным ножом против самурайского меча».

Беседа на тему:

Вторая часть устного экзамена будет проводиться в форме беседы на предложенную тему, связанную с представлениями абитуриента о выбранной профессии и знанием современных средств массовой информации. Вопросы могут быть, например, такие:

  • Чем привлекает Вас профессия журналиста? Каковы, на Ваш взгляд, особенности этой профессии?
  • Какие телепрограммы Вам нравятся и почему? Охарактеризуйте одну из них.
  • Какие газеты и журналы Вы читаете? Публикации каких журналистов Вам запомнились и почему?
  • Какого журналиста Вы могли бы назвать примером для подражания и почему?
  • Какая сфера журналистской деятельности кажется Вам наиболее привлекательной и почему?

В письменном экзамене выявляется:

  • творческий потенциал абитуриента,
  • эрудированность, начитанность абитуриента;
  • умение творчески интерпретировать заданную тему, не подменяя ее другой темой;
  • умение оперировать фактами и комментировать их;
  • умение аргументировано рассуждать;
  • умение лаконично и логично организовывать письменный текст;
  • уровень владения культурой письменной речи.

Устный экзамен призван выявить:

  • умение анализировать,
  • информированность о деятельности современных средств массовой коммуникации. Предполагается, что человек, который выбирает своей будущей профессией журналистику, имеет представление о том, что это за деятельность, а также находится в курсе событий, освещаемых в СМИ, читает периодические издания, смотрит телепрограммы, знает имена журналистов и может охарактеризовать их деятельность,
  • умения аргументировано рассуждать, логически структурировать свою речь,
  • умение говорить лаконично и стилистически выдержанно. Абитуриенту нужно помнить, что употребление жаргонизмов, слов-«паразитов», неуместных «лирических отступлений» снижает общее впечатление о культуре речи говорящего, что в результате может повлиять на оценку за экзамен,
  • общую эрудицию.