29 апреля 2021

Что это за зверь такой, буллинг?

Думаю, многие хоть раз в своей жизни слышали о таком явлении как буллинг. Наверняка многие даже знают, что это такое. Но все ли знают, что буллингу в России подвергаются 35% детей? И с каждым днем этот процент растет. Что же делать в этой ситуации, что такое буллинг вообще и как его можно избежать? Эти и другие вопросы я задала школьному психологу Залетиной Александре Игоревне.

Александра, не могли бы Вы для начала рассказать, как долго работаете психологом?

В августе будет 10 лет, как я работаю в гимназии. Пришла сразу после окончания института и затянуло. Кстати, первыми детьми, с кем мне довелось работать, была именно ваша параллель, я тогда была психологом начальной школы, и многие ребята ходили ко мне на кружок «Одаренные дети».

Какие самые частые проблемы, с которым вам пришлось столкнуться в ходе вашей работы?

Работая в школе ты волей-неволей сталкиваешься с абсолютно разными вопросами. Кто-то обращается с проблемами в детско-родительских отношениях (причем авторами запроса могут быть как школьники, так и педагоги, и сами родители), кого-то интересует снижение мотивации к обучению. В последнее время увеличилось количество обращений, связанных с самоповреждающим поведением. Из года в год очень важны вопросы выстраивания отношений внутри классного коллектива, либо в гендерном общении.

Что такое буллинг в вашем понимании? Как вы оцениваете ситуацию с буллингом у нас в гимназии?

Вопрос буллинга с одной стороны очень важный и интересный, с другой — достаточно сложный. Это феномен, который был и будет актуальным всегда. Во-первых, мне все-таки ближе синоним этого термина, который использовался ранее, а именно — травля. И именно так я воспринимаю понятие «буллинг». Это способ агрессии, чаще всего групповой, психологического насилия, издевательства, намеренного преследования «жертвы». Сложность в том, что в ситуации травли в помощи нуждается не только жертва, но и сам агрессор. Наверное, мне повезло, но вопрос буллинга в нашем образовательном учреждении поднимается крайне редко. Хотя, конечно, несовпадение мнений периодически случается.

Как часто дети обращаются к вам за помощью в этом вопросе?

За весь мой опыт работы с похожими вопросами обращались около 10, может 15 раз и то, наверное, «буллингом» в полной мере я бы это не назвала.

Из-за чего, по вашему мнению, дети «травят» других детей?

Причин травли может быть достаточно много. Во-первых, они могут быть связаны с самим «агрессором». Чаще всего это ребята, имеющие какие-то трудности в выстраивании детско-родительских отношений, испытывающие потребности в доверительном общении со значимым взрослым. Плюс это может усложняться невозможностью в самореализации и самопрезентации, и тогда, унижая и принижая другого, «агрессор» пытается решить свои внутренние проблемы, сделать больно так, как больно ему самому.

Нередко виновником травли выступает и сама «жертва»: снижение доверия к окружающим людям, нежелание выстраивать межличностные отношения, «синдром отличника», либо наоборот отклоняющееся поведение приводит к проявлению «повышенного внимания» и, возможно, последующего непринятия.

Что вы советуете детям, когда они приходят за помощью?

Работая с детьми, которые оказались в нелегкой для них ситуации, в первую очередь акцент идет на оказание им психологической поддержки. Дальше работа выстраивается над развитием рефлексии, формированием эмоционального интеллекта, повышением самооценки, развитием навыков конструктивного общения.

Помогают ли детям беседы/ терапии?

В рамках школы организовать терапевтическую помощь невозможно, да и нет у школьного психолога таких навыков. В наиболее трудных случаях мы рекомендуем обратиться к психотерапевту или в районный психологический центр. Чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, понять, что он значим, актуализировать свои внутренние ресурсы, ощутить поддержку, сделать переоценку ценностей и со временем все трудности, происходящие с ним, кажутся не настолько серьезными, а впоследствии и вовсе решаются.

Какие пути решения данной проблемы вы видите?

Пути решения предложить достаточно сложно. В подростковом возрасте ведущей деятельностью является прежде всего общение. Навыков именно конструктивного общения еще недостаточно, и они приобретаются путем проб и ошибок. Снимая с одного ребенка статус «жертвы», «непринятого» или «отвергаемого» в недалеком будущем мы получим этот статус у другого обучающегося. Вспомните свои отношения за весь период обучения. В начальной школе все со всеми дружат, потом в средних классах происходит смена интересов и начинают общаться группками, и только к 10-11 классу снова появляется ощущение целостности и способность безусловного принятия других.

Да, в этом я с Вами согласна. Если ваш ребенок столкнется с буллингом, что вы ему посоветуете?

Это, наверное, вопрос, которого боится каждый родитель, и я не исключение. Если вдруг кто-то из моих детей окажется в такой ситуации, то я в первую очередь постараюсь быть именно мамой и просто поддержать. Показать, что ситуации в нашей жизни могут быть разными, нас могут любить или ненавидеть, принимать или отвергать, мы можем быть на пике популярности, а можем упасть с вершины вниз, но главное — это то, что есть внутри, важен тот опыт, который мы выносим из каждой подобной ситуации, ведь это делает нас сильнее, формирует наш характер и влияет на развитие такой важной способности как адаптация.

Как избежать буллинга в образовательном учреждении? Предпринимаются ли превентивные меры, или работа начинается в момент обращения?

Непосредственно в образовательном учреждении работа ведется и с целью предотвращения, и если данный механизм уже запущен. Для того, чтобы каждый ребенок проявить себя, проводится множество различных мероприятий. Классы выезжают на мероприятия и экскурсии, чтобы посмотреть друг на друга в непривычной для них обстановке, проводится психологическая диагностика и последующая психологическая коррекция, чтобы вовремя выявить и вовремя оказать необходимую помощь и поддержку. Привлекаются родители с целью повышения псих-педагогической грамотности.

Мне хочется верить, что у нас получается создать действительно психологически-безопасное пространство, в котором каждый участник образовательных отношений, будь то ученик, родитель или педагог, будет чувствовать себя значимым и защищенным!

Как и упоминалось в разговоре с школьным психологом, в буллинге участвует не одна сторона. Я взяла интервью у жертвы буллинга, ученицы 9 класса, которая попросила не раскрывать ее личность.

У тебя много друзей? Как ты себя чувствуешь в классном коллективе?

На самом деле, друзей в школе у меня нет, может пара знакомых, но за пределами школы, они есть. В классе я чувствую себя некомфортно, мне не хочется ходить в школу.

Знаешь ли ты, что такое буллинг? Сталкивалась ли ты с ним в своей жизни?

К сожалению, да. Мне пришлось столкнуться с ним еще в начальной школе, и по сей день приходится. Сейчас я не помню, в какой момент все пошло не так. Помню, что у меня не складывались отношения с классным руководителем. Были постоянные придирки к моему внешнему виду, хотя я ходила согласно уставу; к тому, как я пишу; как отвечаю у доски; она многократно повышала на меня голос, беседовала с моими родителями.

Ко всему этому добавилось недопонимание с одноклассницей: драки, крики, порча личных вещей. Я пыталась как-то решить эту проблему, бороться, но ничего не помогало, и мне пришлось перевестись в другой класс. Поначалу все было хорошо, отношение одноклассников было если не положительным, то нейтральным. Вместе с моими попытками найти общий язык с коллективом, ситуация ухудшалась: часть людей шутила надо мной, а впоследствие шутки переросли в издевки, кражи. История с кражей закончилась постановкой на учет одного из моих одноклассников, что усугубило мое положение в классе.

Кому первому ты рассказала о произошедшем?

Поначалу я не говорила никому, думала, что все образуется. Когда учительница стала переходить границы, я рассказала маме (папы у меня нет), с ухудшением обстановки нам пришлось обратиться в полицию, но дело «замяли» путем перевода меня в другой класс. Со мной общался школьный психолог, однако эффекта это не возымело.

Что тебе посоветовали?

Мама говорила, что со временем это пройдет и все будет хорошо, полиция посоветовала перевестись.

Помогли ли тебе советы?

Как видите, нет. Я сталкиваюсь с буллингом каждый день.

Могла ли ты сама что-нибудь посоветовать детям, которые оказались или могут оказаться в подобной ситуации?

Я бы посоветовала не молчать об этом. При первом же проявлении буллинга сразу же расскажите родителем, если у вас доверительные отношения, обратитесь к психологу. Главное не закрывайтесь в себе и помните, что это опыт, который может помочь вам стать сильнее.

Спасибо, что рассказала свою историю.

Александра, как бы Вы прокомментировали сказанное ученицей нашей Гимназии?

Очень жаль, что школьный психолог не смог помочь в сложившейся ситуации, но очень важно, что ты при этом понимаешь: оказавшись в данной ситуации главное не молчать и не держать всю боль внутри себя. Есть другие психологи внутри школы, есть районные психологические центры, есть родственники, близкие друзья и знакомые, которые рядом и готовы оказать посильную помощь и поддержку в любой момент. То, что ты готова говорить о существующей проблеме, говорит о том, что ты уже сделала большой шаг на пути ее решения и я надеюсь, что полученный жизненный опыт позволит тебе в дальнейшем выстраивать близкие и доверительные отношения.

Буллинг – это страшно, это то, о чем молчать нельзя. Хочется верить, что актуальность этой проблемы будет снижаться с каждым днем и в итоге мы получим безопасное пространство, хотя бы в школе.

Мария Литвинова