28 июля 2020

Дорог на свете много – железная одна

Когда-то, в далёком XIX веке, наша Слюдянка была вовсе не городом, а небольшой станцией — железнодорожным узлом КБЖД. Поэтому история Слюдянки напрямую связана с полотном железной дороги и с людьми, которые переплели с ней свой жизненный путь — машинистами, механиками, диспетчерами. И по сегодняшний день в Слюдянке живут и работают более тысячи железнодорожников. Некоторые из них готовы поделиться историями из своей жизни.

Одним из таких людей является Фадеев Даниил Иванович, проработавший на железной дороге целых двадцать семь лет. Его смело можно назвать потомственным железнодорожником — Даниил Иванович пошёл по стопам своих родителей, и более того подал пример сыну. В 1978 г., сразу после армейской службы, десантник устроился на «железку», служившую градообразующим предприятием. Через полгода уехал в Иркутск, с целью выучиться на машиниста электровоза, и через семь месяцев получил должное образование. С тремя другими товарищами-машинистами Даниил Иванович проработал до 1992 г.

«Ездили на Мысовую, — вспоминает он, — водили грузовые поезда. Там отдыхали немного, а потом уезжали обратно. Движение тогда было интенсивное, ездить приходилось через каждые 12 часов».

После развала СССР Даниилу Ивановичу пришлось искать новую работу. «Многие уходили в бизнес, — объясняет он, — создавали новые предприятия. Но у меня начального капитала для открытия своего дела не было, поэтому зарабатывал я в основном рыболовством».

Уже в 2000 г. Даниил Иванович вновь вернулся на железную дорогу, где начал работать на мотовозе в Путевой Машинной Станции (ПМС). Через некоторое время уехал в Нижнеудинск, шесть лет учился на машиниста мотовоза и сдал все экзамены на отлично. Следующие восемь лет он ездил по Транссибирской (Транссиб) и Байкало-Амурской (БАМ) магистралям, перевозил строительные материалы.

«Особенно меня увлекла работа с думпкарными верхушками – большими вагонами, предназначенными для перевозки сыпучих грузов, — воодушевлённо рассказывает Даниил Иванович, — разгружать такие составы было непросто, но машинисты успешно справлялись с работой. На месте мы не стояли: ездили по магистралям очень много. Мне нравилась БАМ, пейзажи там просто удивительные».

Чуть позже машинист выучился на составителя поездов: работал он давно, знал составительную систему и быстро освоил новую должность. Объём работы несколько вырос: меняли шпалы на Старой дороге, Наушках. Это были последние годы на железной дороге: в 2015 г. после развала ПМС Даниила Ивановича и его товарищей отправили на пенсию, а их любимые вертушки сдали на металлолом. Этот факт до сих пор вызывает у железнодорожника бурю негодования: реформы РЖД вовсе не соответствовали ожиданиям.

«А нынешним машинистам, — добавляет Даниил Иванович, — следует как можно больше учиться, они ещё многого не знают. Бывает и такое, что звонят мне и спрашивают, как следует вертушки разгружать. Я, конечно, всегда помогу советом, но и им следует уже набираться опыта».

Стоит отметить, что в Слюдянке знают и уважают Даниила Ивановича, о чём свидетельствуют его именные часы и почётная грамота от начальника Восточно-Сибирской железной дороги. Но лучшей наградой для машиниста являются его воспоминания о любимой работе, которыми он делится с горящими глазами.

Уже 2 августа для Даниила Ивановича и других слюдянских железнодорожников прогремит праздничный салют в честь их профессионального праздника, выражающий почтение этой трудоёмкой работе.

Ольга Рыдова