29 апреля 2021

«Творожные запеканки и сон после обеда» — о детском саду как обязательном этапе в жизни дошкольников

Детские сады появились в XIX веке, но широко распространились только с образованием Советского союза. В СССР они стали полностью бесплатными, чтобы родители могли работать на производстве. Единственное, за что могла взиматься плата, — детское питание. Её размер рассчитывался с учётом зарплаты отца и матери, а малоимущие и многодетные семьи от неё освобождались. Раньше садик был основным местом времяпрепровождения дошкольников. Ребёнок в саду занимался разными видами творчества, спортом, играл и знакомился с художественной литературой при помощи воспитателя. В наше время развитие творческого и спортивного потенциала чаще происходит за пределами детского сада.

Детский сад — это возможность оставить ребенка под присмотром, пока родители на работе. И раньше, и сейчас матери отдавали туда детей в первую очередь из-за этого. Интересно, что многие семьи, у которых есть возможность сидеть с ребенком, считают посещение детского сада необходимым и обязательным. Давайте подробнее узнаем, на чем основывается такое мнение и насколько оно верно. Я поговорила с родителями, которые так считают, узнала, какие у них аргументы, и обсудила их с людьми с противоположной позицией. В роли спикеров выступили многодетная мама Елена и воспитатель детского сада первой квалификационной категории Ксения.

Задача родителя — обеспечивать ребенка всем необходимым, в том числе и навыками. Поэтому самый частый аргумент, который приводят в защиту необходимости детсадов в жизни всех дошкольников, — это потребность ребенка в общении со сверстниками и взаимодействием в постоянном коллективе. Когда дети гуляют во дворе или посещают кружки, они не находятся в одном и том же социуме постоянно, не всегда получают опыт коммуникации с руководителем, как это происходит в случае с воспитателем.

Елена: «Начнем с того, что в возрасте до трех лет ребенку не нужно общение со сверстниками. Он только познает мир, мир своей квартиры, своего двора и единственный человек, в общении с которым он нуждается — это мама. Если ребёнок не посещает детский сад, это не значит, что он ни с кем не общается. Начиная с трех лет развития ребёнка, зона познания мира для него расширяется, теперь в нее начинают входить знакомые дети на площадке в детском дворе. И этого круга общения для социализации ребенка вполне достаточно примерно до пяти лет. В малом кругу знакомых образуются относительно постоянные социальные связи. То есть развитие социальных отношений происходит постепенно. Когда ребенку исполняется пять лет, ему становится более интересной активная познавательная деятельность, общение со сверстниками и тогда его можно записать в различные кружки и секции».

Действительно, если ребенок не ходит в садик, это не значит, что он не ходит вообще никуда он бывает на улице, видится с детьми, родители ходят с ним в какие-то места, где он может завести друзей. В кружках он получит и коллектив, и возможность взаимодействия с руководителем. Дольше, чем на несколько часов в день, ребенок в общении не нуждается.

Еще один часто используемый аргумент в пользу необходимости садиков для всех это приобретение самостоятельности. В детском саду дети находятся без родителей на протяжении нескольких часов, сами едят, одеваются и укладываются спать. Дома же ребенку всегда могут помочь родители, поэтому таким детям в будущем будет сложнее.

Ксения: «Если родители не будут стараться все сделать за ребенка, руководствуясь принципами: «потому что он мал», «так будет быстрее», «он сделает не качественно, потом переделывать придется», то самостоятельность можно развить и в условиях семьи. Ребенок пытлив и любознателен от рождения — это залог его развития и выживания как индивидуума. Родители должны предоставлять ему такую возможность. В 10 месяцев можно показать, как надевать носки, шапку (снимать их ребенок начинает как правило месяцев с 7 и учить его этому не нужно), можно предлагать ребенку снимать варежки после прогулки, помогать относить не бьющиеся предметы на стол, приносить обувь на батарею для просушки, просить помочь складывать игрушки на место (ребенок подает игрушку взрослому а тот ставит ее на полочку. Можно дать чистую тряпочку во время домашней уборки и показать, как протирают пыль на полке с игрушками — ребенок с удовольствием начнет помогать вам. 2-3 минуты вполне достаточно. Да, для многих попыток детской помощи требуется достаточное количество родительской выдержки и терпения, но мы же хотим воспитать самостоятельную личность, способную не только требовать и получать, но и помогать и отдавать. Ребенок начинает понимать и привыкать, что перед прогулкой нужно прибраться. Если уж родители дали 20 минут на просмотр мультиков, то через 20 минут нужно завершить этот просмотр и т.д. Если ребенок уже посещает кружки или спортивные секции, то там он тоже приучается к дисциплине посредствам выполнения элементарных, доступных для его возраста требований».

В детских садах при необходимости ребенку поможет воспитатель, а так как детей там намного больше, чем в любой квартире, у ребенка не всегда есть возможность, например, самостоятельно завязать шнурки, потому что остальной группе пора выходить гулять. Таким образом, не всегда отсутствие родителя рядом на протяжении дня формирует самостоятельность. Ну, и в саду у детей реже появляется возможность выбора, что тоже во многом формирует самостоятельность человека это касается и продуктов питания, и занятия, и времени, которое ребенок дома может уделить тому или иному виду деятельности. Навыки самодисциплины формируются с возрастом и в большинстве своем в период обучения в школе.

Многие заболевания намного проще перенести в детском возрасте, нежели будучи взрослым. Так как в садик ходит большое количество детей и даже больного ребенка часто не с кем оставить, «садовские» дети болеют намного чаще, чем любые другие. В связи с этим бытует мнение, что если не посещать сад, у ребенка будет слабый иммунитет.

Елена: «Дети, посещающие детский сад, болеют всем, чем болеет каждый ребенок в группе. Практически каждые две недели вам придется брать больничный или отправлять в детский сад недолеченного ребенка. Сперва что-то принес один ребёнок болеем всей группой, затем другой, опять все болеют… Если вы не посещаете детский сад, то иммунитет вашего ребёнка сможет сформироваться постепенно, у него будет такая возможность. Вы можете полноценно долечить ваше чадо, у организма ребенка будет время укрепиться после болезни, если он общается с относительно небольшим количеством людей, на площадке, на занятиях в кружках и секциях встречаются все-таки здоровые дети. Да, и еще, мне кажется, перенести то, что болеет ваш 8-летний или 10-летний ребенок гораздо проще, чем если бы он болел тем же самым в двух или трехлетнем возрасте».

Важно учитывать, что иммунитет формируется во многом благодаря привычке к здоровому образу жизни. Регулярный спорт, достаточное количество витаминов, прогулки на свежем воздухе, отсутствие стресса и укрепление организма любыми другими способами справятся с обеспечением здоровья куда лучше, чем любой внешний фактор.

Чем занять ребёнка в течение дня? Этот вопрос во многом подталкивает семьи к решению отдать ребенка в детский сад. Активный ребенок требует много внимания к себе, а садики избавляют родителей от необходимости проводить с ребенком несколько часов в день.

Елена: «В течение дня ребенок учиться жить в семье. Не ограждайте ребёнка от участия в семейных делах. Совместный посильный труд, совместное творчество, игры настольные и активные это прекрасное времяпрепровождение. Прогулки, походы в гости прекрасный способ узнать окружающий мир. Экскурсии, соответствующие возрасту, небольшие выходы на природу, поездки, участие в различных мастер-классах, походы в детскую библиотеку, концерты и спектакли для детей. Активный совместный отдых на лыжах и велосипедах, поездки на дачу. Подумайте, чего вы так хотели в детстве и просто сделайте это».

Также хочется отметить, что практически в любом населенном пункте есть кружки или секции, где ребенок сможет заниматься тем, чем ему действительно интересно, а не тем, что сказала воспитательница. Активные дети успешно посещают несколько мест в день, гуляют на свежем воздухе, учатся самостоятельно придумывать себе занятия, находясь в квартире. Пока ребенок занят своими делами, мама может увидеться с подругой или заскочить в парикмахерскую.

Подготовительная группа в детских садах потому и называется подготовительной, что выполняет важную функцию готовит ребенка к обучению в школе. Это действительно важно, потому что школа вынуждает детей изучать науки и находится в отрыве от родителей несколько часов в день. Без подготовки такой режим дня для ребенка будет вызывать стресс.

Ксения: «Когда говорят о готовности ребенка к школе, подразумевают совокупность интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных, личностных качеств Рассмотрим чуть подробнее эти компоненты.

1) Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что интеллектуальная готовность к школе заключается в умении читать, писать и считать. Не секрет что и многие школы требуют от будущих первоклассников того же. Однако на самом деле интеллектуальная готовность к школе — это немного иное. Интеллектуально готовый ребёнок — это в первую очередь ребёнок, обладающий любознательностью и пытливым умом. Познавательная активность, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы — вот те интеллектуальные навыки и умения, которые помогут ребёнку овладеть школьными дисциплинами. Это его главные сподвижники и помощники в такой нелегкой и новой для него учебной деятельности.

Всему этому ребенок учится в ежедневном общении со взрослыми и ровесниками, во время игр, чтения и обсуждения прочитанного с родителями. Заинтересованный в успехах ребенка родитель не забывает выслушивать своего ребенка и помогает ему учиться рассуждать, сравнивать выдвигать гипотезы и делать выводы.

2) Социальная готовность это обладание умениями и навыками необходимыми ребёнку для сосуществования в коллективе. То есть:

· Умение слушать;

· Чувствовать себя членом группы;

· Понимать значение правил и умение соблюдать их;

· Конструктивно решать конфликтные ситуации

3) Личностная готовность это умение понять и принять свои новые обязанности, найти свое место в новом для него школьном распорядке жизни, иметь новый уровень свободы и ответственности. В личностную готовность входят такие способности и умения как:

· способность к адекватной самооценке.

Это умение ребёнка оценить себя, более или менее реалистично, не впадая в крайности «я все могу» или «я ничего не умею». Предпосылки к адекватному оцениванию самого себя, результатов своей работы помогут будущему ученику сориентироваться в оценочной системе школы. Это старт к появлению умения оценивать свои способности, степень усвоения учебных дисциплин. Когда ребёнок и без отметок учителя чувствует, что он усвоил, а над чем еще надо поработать.

· умение соподчинять мотивы поведения.

Это когда ребёнок понимает необходимость сначала сделать уроки, а потом уже играть в солдатиков, то есть мотив «быть хорошим учеником, заслужить похвалу учителя» главенствует над мотивом «получить удовольствие от игры». Конечно, в этом возрасте не может быть стойкого приоритета учебного мотива над игровым. Он формируется в течение первых 2-3 лет учебы в школе. Поэтому часто учебные задания подаются детям в привлекательной игровой форме.

Готовность к школе это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее это интегральное свойство личности ребёнка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребёнок в семье и других социальных группах. Она развивается не путём специальных занятий, а непрямым образом через «участие в жизни».

Если мы вспомним требования, которые предъявляет к ребёнку школьная жизнь, и постараемся проанализировать компетентности, которыми должен обладать ребёнок, то их можно сгруппировать в четыре большие группы.

4) Эмоциональная готовность к школе подразумевает совокупность качеств, которые позволяют ребёнку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что ребёнок замыкается в себе то есть:

· Способность выдерживать нагрузки;

· Способность выдерживать разочарования;

· Не бояться новых ситуаций;

· Уверенность в себе и своих силах

5) Моторная готовность к школе. Под моторной готовностью к школе понимается не только то, насколько ребёнок владеет своим телом, но и его способность воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения (владеть внутренней подвижностью), выражать при помощи тела и движения свои импульсы. То есть:

· Координация системы «рука–глаз», ловкость пальцев и рук;

· Способность проявлять собственную инициативу и активность;

· Воспринимать равновесие, тактильные и кинестетические ощущения;

· Уметь воспринимать препятствия и активно взаимодействовать с ними

6) Когнитивная готовность к школе, которая долгое время считалась и до сих пор многими считается основной формой готовности к школе, играет хоть и не основную, но все же весьма существенную роль. То есть:

· Способность к концентрации внимания в течение некоторого времени;

· Краткосрочная слуховая память, понимание на слух, визуальная память;

· Любознательность и интерес к учению;

· Логически связное мышление, способность усматривать взаимосвязи и закономерности

Главное – это психологическая готовность ребёнка к школе. Которая включает в себя:

· развитие памяти внимания мышления, речи;

· развитие навыков общения и взаимодействия с детьми и взрослыми;

· умение слышать слушать и выполнять инструкцию;

· вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения, развитие познавательных процессов.

Если родителям кажется, что занятий в кружках, творческих студиях и спортивных секциях для «домашнего», не посещающего детский сад ребенка недостаточно для формирования навыков будущего первоклассника и готовности к школе, то всегда можно воспользоваться курсами для будущих первоклассников, которые обязательно организуют все школы города и центры детского творчества».

Плюсом такой подготовки будет то, что ребенок, приходя на эти занятия, будет чётко понимать, что это подготовка к новому этапу в его жизни, а не просто рутинный день в саду. А также то, что не будет усталости от постоянной занятости по указке в детском саду, соответственно, знания будут лучше усваиваться. При подготовке дошкольников в школах вы знакомитесь с вашим будущим учителем и налаживаете общение заранее.

Глубже изучая вопросы влияния детского садика на ребенка, я поняла, что иногда он действительно необходим (например, в случае невозможности проводить время с ребенком), и даже справляется со многими функциями, приспосабливает и развивает ребенка. Иными словами, садики важны и нужны, это отнюдь не что-то плохое, совсем нет. Другое дело, что большинство родителей, которые считают детскими сады обязательными, не разобрались в том, какие функции садик выполняет, или боятся взять на себя ответственность за одну или несколько граней развития своего ребенка.

Балдина София