«Buket» на праздник
8 марта — если не самый ожидаемый, то точно один из любимых праздников женщин. В этот день мужчины посвящают время и деньги дамам сердца, а те в свою очередь (даже если отрицают это) никогда не против получить букет цветов. Представьте, вы просыпаетесь в 10 утра от звонка курьера — такой неожиданный, а вроде бы и очень ожидаемый подарок. Через окно пробивается весеннее солнце и уже точно ясно: фотографии в Инстаграм будут отменными. И только у одних людей праздничная суматоха начинается за неделю до Женского дня, с началом весны приходят самые тяжелые дни в работе флористов.
«14 февраля – это репетиция 8 марта»
В цветочном магазине «Buket» на праздник планы строились еще с 1 марта. И были они весьма нечеткими. Ирина Голикова, владелица бизнеса, признает, что букета цветов ей не хочется, ей хочется отдыха и покоя.
— Нашему цветочному бутику всего три года, и как несложно догадаться, это наше третье 8 марта. Первый опыт был ужасен, но мы учимся со временем. Беспокоиться по поводу наступающего праздника я начала еще в середине февраля. Сколько и каких цветов заказывать? Где найти опытных флористов? Как рассчитать силу и время, чтобы успеть собрать все предзаказы и обслужить всех клиентов? Как позаботиться о качестве цветов? С этими вопросами я засыпала каждую ночь, а этот день все приближался. Но мне помог мой муж и моя семья, поэтому подготовка прошла с минимальными потерями. Принимать предзаказы мы начали в конце февраля через наши социальные сети, делали основной упор именно на предзаказы, потому что это бы позволило нам больше успеть в сам праздник. Когда я только пришла в бизнес, мой опытный коллега сказал мне: «14 февраля – это репетиция 8 марта, только умножить все нужно в 4-5 раз». Так и получилось. Хотя цветов под конец дня все равно не хватало.
Подготовка предзаказов самое объемное занятие в преддверии праздника, флористы, двое из которых были наняты специально на праздник, накануне подготовили около пятидесяти букетов. В этом году наибольшей популярностью пользовались «букеты-комплименты», небольшая композиция в стаканчике, стоит в районе 500 рублей, в основном покупают дочерям или бабушкам. Заказывают «как на фотографии» или « можно на 1000 рублей на ваш вкус», мало кто подходит к выбору букета с большим трепетом.
Поиск флористов очень важная часть подготовки к работе в праздники, зачастую приходится искать в Интернете, по объявлениям в местных сообществах или по знакомым. Пара рук никогда не будет лишней. 8 марта этого года я провела в цветочном магазине «Buket», правда, роль у меня была незначительная: рассчитывать клиентов и подавать букеты из холодильников, пока настоящие профессионалы создают цветочные композиции. Но, несмотря на это, мне удалось услышать несколько историй из многолетнего опыта флористов, и составить портрет покупателя.
«Замерзший тюльпан за 80 рублей»
На весь магазин раздается звон колокольчика. Заходит мужчина среднего роста, на вид лет 35, с бородой и в очках. Флористы заняты упаковкой цветов, розовая бумага, белые розы, ленточка в цвет и фирменная наклейка «Buket», если рук совсем не хватает, к покупателю подходит сама хозяйка магазина Ирина и предлагает свою помощь. Мужчина отказывается, внимательно смотрит на витрину, поправляя очки, и оглядывает готовые букеты, стоящие на полу, с большой белой бумажкой в каждом – ценой. От 600 до 2000 – такой ценовой диапазон у готовых букетов, а все, что дороже изготавливается в индивидуальном порядке. Хризантемы, розы, лилии – взгляд скользит мимо них. А на столе, прямо возле меня стоят букеты тюльпанов. Пять белых тюльпанов – 600 рублей.
— Тюльпаны? 600 рублей? – дальше речь из разряда «грабеж», и снова звон колокольчика.
— Если дорого, можете покупать в машинах, замерзший тюльпан за 80 рублей, –говорит с возмущением Наталья, одна из флористов.
Действительно, если ехать по городу, в глаза бросаются скопления машин с большими надписями «Тюльпаны». Это один из способов сезонного заработка для особо предприимчивых горожан, но вот только предложение на такие цветы намного превышает спрос, основная их часть оказывается на свалке уже вечером 9 марта.
Даже за этот (мой рабочий) день такие покупатели были не редкостью. Некоторые заходили, оглядывали цены на цветы и огорченно выходили, другие просили «подешевле», третьи покупали хризантемы или ехали в ближайший продуктовый за конфетами или другими маленькими радостями для своих любимых женщин. Но, конечно же, есть и те, кто не против потратить несколько тысяч рублей на букет цветов.
— Да, цены на цветы повышаются на 8 марта. Но это не потому что мы хотим грести деньги лопатой. В первую очередь цены повышают поставщики, стабильно на 20-30%. Плюс к этому, мне нужно платить зарплату нанятым людям, своими силами мы бы с этим не справились, оплата курьеров, бензина. На самом деле, мы зарабатываем не так много, как все думают, но зарабатываем. Кому хочется работать бесплатно?
«Такая мелочь, а безумно приятно»
На часах 14:00, поток людей не прекращается, одни едут забирать предзаказы, другие едут за покупкой. Юноша лет 25 покупает сразу пять букетов тюльпанов, по семь штук в каждом. На непринужденные вопросы отвечает с улыбкой: «маме, девушке, сестре и бабушкам, сложно приходится мужчине в семье». Кстати, девушки тоже были частыми гостями в цветочном. Цветы покупали мамам и бабушкам. Вообще, детей до 16 лет было человек десять за весь день, они просили букеты на 500, 1000 рублей, в редких случаях дороже. И флористы составляли шикарные композиции, которые выглядели лучше своей цены в разы. Трое мужчин за весь праздничный день купили букеты дороже 5000 рублей, причем заказывали они их заранее. Выходит, не только девушки так трепетно готовятся к Международному женскому дню.
— Часто флористов спрашивают: «Вам дарили цветы покупатели?», и я не верила в эту байку долго. Но на прошлое 8 марта к нам зашел мужчина, долго он не выбирал, сразу сказал упаковать тюльпаны. Я рассчитали его, а он протягивает цветы мне и говорит «С праздником», подарил всем нашим. Такая мелочь, а безумно приятно. В этом, наверное, и есть главная цель этих цветочных подарков, — рассказывает флорист Татьяна. Сегодня таких подарков нашей команде никто не делал, но кто знает, может быть мне стоит попробовать в следующем году?
Вечер. Магазин закрывается через два часа, покупатели еще заходят, но уже не так активно, кто-то после работы, кто-то вовремя опомнившись. Цветов уже практически нет, осталось два готовых букета, забирают и их. Дверь закрывается, девушки-флористы падают на диванчик без сил, Ирина идет закрывать кассу. Устала даже я, хотя моя работа была не такая сложная, как у остальных. Постоянная суматоха, общение с людьми, длинный рабочий день – всё это сказывается на настроении. Но я думаю о том, что около сотни девушек стали немного счастливее в этот праздник именно благодаря «Buket», а значит в этом есть и моя заслуга.
Валерия Уразова
Фото автора