Чем дорожит история? Музей краеведения в Бердске

Чем дольше существует город, тем больше его жители задаются вопросом: как развивался город и что уникального в нём есть?

Ответом может стать все что угодно – от городских баек и легенд до частных архивов и специализированных музеев. И именно музеи помогают структурировать имеющуюся о городе информацию. Благодаря краеведению мы можем увидеть, потрогать сохранившиеся артефакты и прочувствовать нашу историю и историю нашего города. 

В Бердском историко-художественно музее тщательно отбираются экспонаты для тематических экспозиций, посвященных конкретной эпохе, и как краеведческие музеи продолжают привлекать к себе внимание со стороны новых поколений.

Посетив этот музей, большое впечатление на меня произвело расположение залов музея – три небольших здания, соединенных в одну конструкцию. Внешне выделяется не только корпусом: на фоне серых девятиэтажек музей, словно свечением, обособляется от общей инфраструктуры района, а яркая вывеска «Музей» контрастом подчеркивает маленькое здание. Граффити, нарисованные на стенах музея – не акт вандализма – это яркое цветное отображение главных событий истории России, ее начала. Это своеобразная отсылка к тематике музея, ведь в его архивах хранится практически вся история Бердска: вещи, документы, письма, семейные реликвии горожан, картины.

Бердский историко-художественный музей. Вид снаружи

— Идея создания музея возникла в далекое советское время, в 1967 году. Группа энтузиастов, во главе которой стояла первая руководительница музея Клавдия Алексеевна Иванова, начала собирать, обобщать, каким-то образом систематизировать материал по истории города, истории тех организаций, которые развивались в городе, — рассказывает директор музея Наталья Алексеевна Стародубова.

Поначалу экспонаты собирались сотрудниками музея, ими же выстраивались тематические экспозиции и проводились регулярные экскурсии, в том числе и для образовательных учреждений. Сейчас музей занимается не только выставками реликвий родного города, но и устраивают довольно интересные программы по погружению в творчество конкретного человека или же в какую-либо эпоху.

Бюст Ленина в фондовом хранилище музея

Теперь люди сами отдают документы из семейных архивов в фонды музея, а обрабатывают их архивариусы музея, составляя их в отдельные экспозиции.

— Жители города несут свои фотографии, фотографии своих семей, родственников, какие-то вещи, предметы быта, предприятия (Бердский электромеханический завод, ВЕГА, ХимЗавод) сдавали продукцию, так формировался фонд, и сегодня он составляет более 17000 единиц. Это весь фонд: и предметы, и фотографии, и документы, и живопись, и графика – весь художественный фонд,— также делится Наталья Алексеевна.

Обработка документов, к слову, крайне интересный процесс. Сначала человек приносит, условно, фотографию. Здесь возникает два момента: первый – какой период участвует в экспозиции на этот момент, и второй – есть ли уже подобные экспонаты в архивах музея. Если оба пункта соблюдены, то составляется концепция экспозиции, то есть как будут представлены, ибо тему можно раскрыть по-разному. Человек приглашается на беседу и его «дары» для фонда музея внимательно изучаются архивариусами. Дальше составляется договор пожертвования. 

Некоторые музеи принимают экспонаты на временное хранение, так как они должны пройти через фондо-закупочную комиссию, где коллегиально решается судьба временного экспоната. Если что-то принимается как документ, то оформляется протокол, предмет атрибутируется, а также ему (экспонату) присваивается номер. А в случае отклонения экспертов фондо-закупочной комиссии предмет возвращается владельцу, — объясняет Наталья Федоровна, хранитель коллекции документов фондов музея

Еще важно учесть комплектование фонда. Прежде всего, история города – это люди, которые его строили и развивали, поэтому изначально фонды заинтересованы в поисках документов коренных жителей. В любом случае, каждый человек связан с определенным исторически периодом, после него остается след в истории места, где он живет или жил.

Безусловно, прошлое неразрывно связано с настоящим и будущим. Поэтому интерес к музею проявляют не только представители старших поколений, но и молодежь, причем неместная в том числе. 

Популярность краеведения сейчас повышается за счет продвижения в соц.сетях и на телевидении. Но и старый всем известный метод «сарафанного» радио никто не отменял. Например, жители Бердска знают про историко-художественный музей, люди из Новосибирской области узнают либо из рекламы в социальных сетях, либо по телевидению. Метод, применяемый не только к этим двум категориям, но и к жителям других городов и стран, – это «сарафанное» радио. 

Одна из экспозиций музея

— Дело, в том, что молодежь сейчас мало заинтересована в формате монотонной экскурсии, поэтому в какой-то момент пришла идея организовывать концерты, перфомансы, тематические выставки. Музей меняется, аудитория меняется. Самый популярный формат среди молодой аудитории музея – рок-концерты, квесты и различного рода игровые форматы. Мне кажется, всегда нужно искать что-то новое, на стыке музейных форматов, театральных и музыкальных и прочее… – рассказывает Валентина, директор отдела по связи с молодежью

Экспозиция, посвященная творчеству Ван Гога

Отдел по связи с молодежью работает относительно недолго – около трех лет. За это время толпы молодежи, естественно, ни разу не начинали прорывать двери музея ежедневно, но, началось активное взаимодействие в социальных сетях. Благодаря этому некоторые люди, занимающиеся творчеством сами идут на контакт и организовывают мероприятия. Например, в 2020 году впервые в Бердске прошла акция «Всероссийский экскурсионный флешмоб». Инициаторами участия стали молодые ребята из сообщества города Бердска, они разработали маршрут вдоль Обского моря и организовали, совместно с Бердским историко-краеведчедским музеем, экскурсию. Так что, несмотря на непродолжительное время работы, музей уже привлекает достаточно много молодежи.

Оказывается, что работа краеведческих музеев – не просто сбор и сортировка документов. Это целая система, где важен каждый элемент. Прошлое и настоящее являются одним целым, они сосуществуют в реалиях музея. Молодежь интересуется и настоящим, и прошлым, а старшее поколение с интересом вникает в новые форматы, но и отдать дань уважения истории родного города также успевает. 

Довольно интересно погружаться в «закулисье» работы краеведческих музеев, их слаженная работа позволяет нам с каждым годом быть намного ближе к истории своего города, а новые форматы открывают современность с новой стороны.

Карина Чиркова

Фото автора