Конструктивизм как культурное явление Новосибирска

Новосибирск — один из самых ярких примеров такого архитектурного явления как конструктивизм в России. По мере того, как строился город, построек в таком стиле становилось тоже все больше и больше. Но что же такое конструктивизм в самом широком смысле этого слова? Это я попыталась выяснить с руководителем проекта «Ново-Сибирск. Конструктивизм!» Евгением Дубровиным. 

Конструктивизм — это направление в искусстве, возникшее в 20-х годах прошлого века. Манифестом послужила книга Алексея Гана 1922 года, которая так и называлась «Конструктивизм», но позже в 30-х годах это направление было официально запрещено. Конструктивизм нашел себя и в архитектуре. Главной отличительной чертой был отказ от помпезности, излишнего украшательства. Строения должны быть простыми, но функциональными. 

 — Речь шла о новом массовом строительстве, связанном с новым идейным течением, новым взглядом на человека и общество, — рассказывает Евгений. — Впервые архитекторы начали проектировать массовое жилье.

С чем связана такое обилие конструктивизма в застройке центральной части нашего города? Еще 100 лет назад, когда Новосибирск только начинал строиться, уже тогда город получил статус столицы Сибири, поэтому неудивительно, что только зарождающееся, модное направление коснулось и нашего города, ведь изначально это было неким идеологическим вызовом, отражающим мышление людей того времени, и только позже это стало предметом культурных дискуссий. 

Для проектирования некоторых зданий даже проводили Всесоюзные конкурсы. На них искали талантливых художников, архитекторов, способных построить значимые общественные здания по заказу Государства. В них участвовали и самые именитые архитекторы Советского Союза.

Так как прежде всего конструктивизм должен был все-таки отвечать функциональности, то архитекторы старались придерживаться определенных правил. Например, плоская кровля. Хоть в сибирском регионе эта задумка не так прижилась, архитекторы массово прибегали к такому замыслу. Еще одной архитектурной особенностью стало сплошное остекление, вертикальное или горизонтальное; асимметричность фасада. В общем, исследователи выделяют довольно много разных признаков авангардной и конструктивисткой архитектуры. 

Ошибочно считать, что конструктивизм распространен только на территории России. Да, это направление зародилось в Советском Союзе, но с течением времени выходило за его пределы. Дело в том, что в разных странах конструктивизм называется по-разному. Немецким аналогом конструктивизма может считаться баухауз. В международной литературе конструктивизм часто скрывается под названием «интернациональный стиль». 

Конструктивизм стал одним из проявлений культа науки. Например, здание Новосибирского театр оперы и балета изначально проектировалось как Дом науки, культуры и техники. Там могли проходить театрализованные представления, но это не было первостепенной целью. 

Надо сказать, что власти города еще не пришли к пониманию того, насколько важно сохранение зданий в стиле конструктивизма в Новосибирске, поэтому здания нередко сносят и на их место ставят привычные многоэтажки. 

 — Пустырей мало и застройщики это видят. Вот, например, сносят четырехэтажное здание, а строят 24-этажное. Это выгодно, но ведь выгода может заключаться не только в этом, но и в сохранении архитектурного «лица» Новосибирска, — говорит Евгений Дубровин, — Вообще откуда взялась наша идея о создании проекта о конструктивизме? Когда-то в 90-х годах стали сносить старые здания, попытались снести кинотеатр «Металлист». Но и архитекторы, и управление охраны архитектурного наследия, и общественность встали на его защиту. Правда, он и сейчас стоит полуразрушенный. 

Самые узнаваемые здания в стиле конструктивизм в Новосибирске смогут узнать многие, но не многие знают их прошлое. Из их числа дом с часами на Красном Проспекте, Дом-комбинат НКВД или ранее ОГПУ на ул. Серебренниковской. Раньше он назывался стоквартирным домом (не путать с другим стоквартирным домом около Правительства). Государственный банк, здание Правительства, дом Аэрофлота тоже входят в число зданий в стиле конструктивизм Новосибирска. Более того, все они являются официальными памятниками нашего города, некоторые не только на региональном, но и на федеральном уровне. 

Определенные здания, когда реконструируются, подвергаются лишь, так называемому, «косметическому ремонту». Такой «ремонт» не меняет первоначальный облик здания и не лишает его стилевой принадлежности. 

 — Если мы посмотрим на здание управления Западно-Сибирской железной дороги, мы увидим, что за зданием построили огромный вычислительный центр, и это уже меняет восприятие в целом. 

Направление конструктивизм действительно еще очень недооценено среди массовой аудитории. 

 — Когда «Металлист» стали сносить, а начальник управления по государственной охране объектов культурного наследия НСО Александр Кошелев лично встал на защиту, на НГСе вышла статья «Нежданное наследие», потому что люди не ожидали, что в этом всеми забытом здании есть какая-то ценность, — рассказывает Евгений— Люди условно думают, что это здание 60-х годов. Но это вопрос развития как целого общества, так и конкретных людей. 

Когда конструктивизм только начинал распространяться в Новосибирске, люди принимали его с осторожностью и опаской, потому что им было страшно ходить рядом, например, с тонкой колонной, которая держит несколько этажей здания Правительства. Инженеры понимают, что оно держится не только на этой тонкой колонне, но у людей непривыкших складывается именно такое впечатление. 

Однако стоит сказать, что у Новосибирска есть большое преимущества. Новосибирск — сравнительно новый город, поэтому, когда застраивали конструктивистские здания, не приходилось практически ничего сносить. Хотя, например, в основании Дома с часами лежат еще дореволюционные постройки, и так во многих зданиях.

 — Конструктивизм требует понимания интеллектуального и социального контекста. Когда ты идешь в Испании и видишь Саграду Фамилья, ты поражаешься красотой. Здесь по-другому. Ты не увидишь «кричащую» красоту, но нужны интеллектуальные силы, чтобы по достоинству оценить конструктивизм. Нужно понимать, что архитекторы впервые стали задумываться не только о здании как об уникальном творении, но и как о массовом. 

Конструктивизм — довольно сложное направление для неопытного зрителя. Для его понимания требуется время, насмотренность и погружение в исторический контекст. Без этих трех компонентов скорее всего архитектура покажется скучной и даже не талантливой, но чем больше ты узнаешь и погружаешься, становится понятно, что это целый айсберг, где мы можем увидеть только одну верхушку. Внизу, ниже уровня воды скрывается много всего интересного и ранее для нас неизведанного. 

 — Пока в Новосибирске нет полномасштабной работы по изучению и популяризации конструктивизма в силу самых разных причин, но наша задача — ощутить и оценить этот огромный ресурс, которым обладает Новосибирск, — говорит Евгений Дубровин

Екатерина Петровичева

Фото автора