Они уже здесь: новые профессии в Новосибирске

Всегда кажется, что «редактор YouTube-канала» или «таргетолог» это что-то на московском, питерском, а то и вовсе на зарубежном. Тем не менее профессии, подобные этим, уже проникли за Урал и оказались в холодной заснеженной Сибири, где необычной и непонятной должностью считается «контент-менеджер». Более молодые люди слышали о «контекстных рекламщиках» и прочих, но не знают, чем они занимаются. Старшее поколение чаще всего и не слышали о таком. За что им платят, если они не создают ничего? Может, это просто заклинание для вызова демона, а не профессия? Вот и я хочу разобраться.

Кажется, что на такие должности можно устроиться только по знакомству, через социальные сети или ещё каким-то неведомым способом. Это давно не так. Достаточно зайти на любой сайт по поиску работы и вбить «YouTube». На hh.ru я нашла достаточно вакансий, связанных с ведением каналов. 

Что-то на блогерском

Одна из них называется «менеджер YouTube канала» инвестиционной компании. Обязанности охватывают сразу несколько профессий: от оператора монтажа до менеджера. Занимающий эту должность будет подготавливать контент-планы и наполнение видеороликов, создавать и озвучивать их, снимать и монтировать, организовывать целые съёмки мини-фильмов. За одну только организацию можно запросить немаленькие деньги, потому что найти и скоординировать работников тяжело. Менеджер по подбору персонала Дарья Бодрикова считает так же:

— Заработная плата зависит от скиллов и занятости человека: полная занятость это или частичная. Так же при развитии канала, роста подписчиков и привлечения новых инвесторов зарплата будет расти. Мы рассматриваем человека и без опыта. Основное — это хорошее знание английского и желание развиваться вместе с нами и погрузиться в инвестиции. Мы планируем развивать YouTube канал и, возможно, в будущем это будет целая команда.

Куратор каналов

В атласе новых профессий можно найти специальность с названием «куратор коллективного творчества». Компания по созданию видеоконтента для YouTube назвала эту должность «главный редактор на YouTube-проект». Первой же обязанностью стоит управление творческим коллективом. Туда же входит вычитка и улучшение контента, его планирование, анализ аудитории. Самое интересное, что платить обещают от 50 до 150 тысяч. Менеджер копании Игорь Гритчин ответил, от чего зависит эта цифра:

— От многих факторов. От бывших заслуг. От того как работает вообще, в целом, сотрудник. От его регалий. От опыта работы в целом: на каких он был должностях, над какими проектами работал.

Несмотря на чёткое требование к кандидату — высшее образование — оно «возможно всякое».

— Конечно, человек без образования в целом может не подойти, но если у него есть огромный опыт… Мы можем брать пример с тех же режиссёров. Они в большинстве случаев без какого-то образования, но достигли больших заслуг. Если рассматривать в этом ключе, то возможно всякое.

Таргетпфф, тгре… Трагето… Реклама короче

Что вы знаете о таргетированной рекламе? Это реклама, максимально направленная на конкретную аудиторию. Таргетолог занимается разработкой алгоритмов, ведением рекламы на разных площадках. Именно такого сотрудника ищет себе частный предприниматель Ярослав Осинцев:

— Если человек более или менее со знаниями, то я думаю на 25 (тысяч) можно смело рассчитывать. Меньше вряд ли, потому что ну это средняя по рынку для человека, который какие-то знания имеет. Как правило на начальном этапе зарплата состоит только из оклада. Хотя допустим, я когда по найму работал, мне платили зарплату из оклада и процентов. Многие так же работают, потому что работа удалённая. Можно брать фрилансом удалённо, ещё какие-то моменты и, соответственно, зарплата, она не нормированная.

С образованием в этой сфере куда сложнее, чем с опытом:

— У нас в России не учат. У нас учат маркетингу. Но вполне возможно учиться самому, причем бесплатно. На YouTube есть огромное количество всяких видео. А вот образование в формате институтского… С этим всё сложно. Мои знакомые, партнёры, тоже предприниматели. Никто из нас никогда не смотрел на корочки. Законченное высшее образование — это показатель, что человек способен чего-то достигать, учиться, что-то делать, но никак не повод взять человека на работу. Неважно, есть у него образование или нет, важно, какой опыт, знания. То есть что за курсы он смотрел, что читал, что он знает. Потому что на самом деле не только в контекстной рекламе, но и в принципе вся вот эта сфера digital, то есть сфера маркетинга, она очень молодая, прогрессивная. Нет вариантов просто ходить на работу. Эта работа постоянная, ежедневная. То есть и в выходные, и в праздники нужно работать. Здесь нельзя отключиться. Люди живут в таком формате, потому что по-другому не получается. Слишком быстро меняется сфера. Грубо говоря, в том же Яндексе, Гугле ежедневно какие-то изменения, то есть человек должен знать, что происходит и как на это реагировать. Тем более, если говорить про контекстную рекламу, когда речь идёт о больших бюджетах. У меня сейчас клиенты застройщики, там бюджет 30 тысяч в сутки. Если я в выходные могу поваляться и не зайти в рекламу, то может случиться что-то фатальное. Мне прилетит по голове. 

Таргетолог не должен быть гением, он должен уметь думать:

— Наверное, нужна усидчивость, потому что это работа за компьютером, она достаточно однообразная. Если мы не говорим про поиск клиентов, а про саму рекламу, то это навык работы с текстом, потому что 70% работы специалиста по контекстной рекламе состоит из работы с запросами. То есть представляете, это списки слов в Excel. Их может быть тысячи, десятки тысяч. Их нужно разбирать, группировать, понимать смысл. Я могу сутки сидеть за компом, просто не вылазить, если большая рекламная компания. Навык работы с цифрами. Я считаю, если с математикой в школе всё было нормально, то в целом никаких проблем не будет. Хотя у меня было так себе с математикой, но никогда не было проблем с цифрами. Когда дело касается денег, человек всё равно хорошо считает. Восприятие реальности. Как на заводе просто делать одно и то же действие не пойдёт. Здесь нет выигрышного алгоритма. Это люди, они набирают уникальные запросы в поиске и нельзя их как-то группировать, потому что «купить арматуру» можно совершенно по-разному забить. Человек должен всё равно понимать структуру русского языка, то есть думать. Самая большая проблема в этой сфере, что люди не думают. Они просто шпарят по алгоритму и получают непонятно какой результат. Именно в этом вся проблема.

Ярослав работает в этой сфере уже шестой год:

— У меня сейчас порядка двадцати клиентов. Средняя стоимость контекстной рекламы от 15 тысяч за один проект в Новосибирске. У меня стоимость чуть выше, она начинается с 20 тысяч. Есть клиенты, которые платят в разы больше в зависимости от задачи. У меня много клиентов, потому что довольные заказчики сами рассказывают обо мне. В целом специалист может вести около десяти клиентов. Если больше, то приходится делегировать часть работы, чем я и занимаюсь.

Новые профессии пока только входят на официальный рынок труда, появляются на сайтах по поиску работы, выходят из социальных сетей и сарафанного радио. Всё больше абитуриентов предпочитают новые профессии, а вузы стараются менять программы под потребности общества. Как можно понять из слов работодателей, ни те, ни другие пока не успевают. 

Татьяна Быкова