Сладости и шутки. Как создаются мультфильмы в студии «Лес»

В новосибирском Академгородке находится анимационная студия «Лес», которая не раз получала награды на самых разных конкурсах и фестивалях. Например, недавно на фестивале Science Shorts победил мультфильм «Не делаю всё, что могу» за лучшую режиссёрскую работу, который снимал «Лес». Руководитель студии — Антон Душкин. «Лес» существует с 2019 года, и недавно, 11 февраля, Антон и Евгения (второй преподаватель) праздновали день рождения — два года студии. За это время обучение здесь прошло около ста человек. Как в детей, так и взрослых, в группах и индивидуально.

Студия находится на Морском проспекте на цокольном этаже жилого дома. На фасаде панельной пятиэтажки висит вывеска: на белом фоне изображён странной формы зелёный куст, а снизу написано «Студия “Лес”». Спускаемся вниз и попадаем в магазинчик, где продаётся всё для творчества: цветная бумага, краски, пластилин и многое другое. Это магазин знакомой Антона, с которой они когда-то начинали снимать первые фестивальные фильмы в арт-студии «Цоколь». И вот уже два года, как она «делится» с Душкиным помещением. Сам Антон говорит, что это «удобно очень: если закончились пластилин или цветная бумага, то сразу вышел и купил». Но почти сразу добавляет, что пора переезжать и желательно в город, потому что «в Академе мало людей». Останавливает тот факт, что к нему на занятия сейчас ходят в основном дети, живущие в Академгородке, а проекты хочется довести до конца, но всё равно «здесь слишком тесно, да и хочется чего-то своего».

Сейчас занятия проходят регулярно: группа для детей 10-12 лет, о которой пойдёт речь, занимается по средам с трёх до четырёх. Во время карантина и всеобщей паники на фоне коронавируса студия прекратила свою деятельность на полгода и только с сентября 2020-го запустилась опять. Многое изменилось за это время: групповых занятий для детей стало меньше, теперь у Антона больше индивидуальных проектов. «Раньше мы ещё и со взрослыми творили, сейчас такого нет, и это прям грустно», — добавляет Душкин.

Во время занятия играет тихая музыка. Пока одни рисуют «задник» мультфильма или средний план героев, другие «снимают». Ребята работают в технике stop-motion — плоскостная анимация, которая снимается на станке. Если более подробно, то сверху, перпендикулярно плоскости стеклянного стола, находится камера, которая делает снимки. К примеру, у нас есть персонаж, который совершает различные движения. Каждое движение становится цифровым снимком. Двигать персонажей и объекты нужно аккуратно, чтобы переходы от кадра к кадру были плавные, а последующий результат целостным. Техника stop-motion тяжела в исполнении, потому что для достижения поставленной цели необходимо потратить большое количество времени только на выстраивание композиции и дальнейшие передвижения. За занятие получается снять не так много, потому что всё это очень кропотливая работа, требующая больших усилий и времени. «Анимация — это вообще долго и сложно. Но классно», — говорит Антон ученику, который удивился, что процесс у его «снимающего» коллеги идёт тяжко.

Вместе с Антоном и ребятами на занятии была Евгения Дубынина. Она работает в студии с сентября 2020 года. Антон приглашал её работать ещё раньше, но возможность у Жени появилась только осенью. «Я хотела себе нормальную работу, взрослую, чтобы не стыдно было маме помогать», — говорит Женя о своей жизни до студии и объясняет свою мотивацию: «мне было стыдно просить у мамы денег, чтобы оплатить интернет». Сначала Женя помогала Антону с одной группой, потом начала проводить в студии больше времени. Сейчас у неё две начинающие группы для 8-9 и 10-11 лет. 

— До работы в студии я знала об анимации ровно ничего, просто любила и умела рисовать, — говорит Женя

Антон в шутку добавляет, что «первым препятствием на пути к работе в студии была стремянка», потому что stop-motion это и про фотографию тоже, а, чтобы настроить камеру, необходимо лезть под потолок. 

Чтобы персонажи могли двигать руками и ногами, менять выражение лица и самое главное — не смещаться со стола, когда это не нужно, используется офисный пластилин, который соединяет бумагу между собой или прикрепляет её к стеклу. На занятии четыре человека, не считая Антона и Женю. Душкин руководит процессом, объясняет ребятам различия между contact и recoil (фазы движения персонажа при ходьбе), показывая на себе, как и в каком месте должна сгибаться и разгибаться нога. Пока ученик Стёпа занимается «съёмкой» мультфильма, Марк с хитрым выражением лица меняет местами головы персонажей (они как раз присоединены на офисный пластилин). «Давай, давай работай, не отвлекайся, дорогой мой, не отвлекайся!», — со смехом говорит Антон Марку, который в очередной раз пошёл совершать шалость.

Нам сначала нужно подумать про персонажа, а не про диалоги, товарищи, — возражает Антон, когда ребята уже задумываются про озвучку героев мультфильма. Сейчас все заняты работой, в студии подозрительно тихо и спокойно, слышно только музыку, но и она тоже почти незаметна. Кто-то рисует за столом, кто-то «снимает» на станке, все при деле. На стенах висят рисунки учеников. На одном из них под изображением то ли лошади, то ли пса большими буквами написано «Оля», а на рисунке снизу что-то вроде карикатуры на Антона в исполнении одного из учеников. Правее ещё одна карикатура, где Антон изображён в позе бодибилдера, ниже на крафтовой бумаге написано просто: «большое спасибо, Антон». Стена напротив занята плакатами, грамотами и рисунками в рамках и раскадровками мультфильмов. Под ними стеллаж, где лежат разные канцелярские принадлежности для комфортной работы, и сверху на этом шкафчике с большим количеством разных полочек и отсеков — фигурки: динозавры, большие и маленькие, супергерои и многое другое. Помещение небольшое: много места занимает сам станок с лампами, ноутбуком, монитором. У стены с грамотами стоит стол, за которым дети и рисуют. Ребята общаются с Душкиным исключительно на «ты» и смеются друг над другом. Один из учеников принёс печенья, которыми он с радостью поделился с другими ребятами. «Сладкими своими пальцами ничего не замарай», — произносит Женя, обращаясь к мальчику. Внезапно раздаётся бас: «так, ну что, кто будет снимать? Нам нужно закончить сегодня эту сцену». 

За два года в студии основные изменения произошли в техническом вопросе: новые лампы, ноутбук для работы. В планах купить монитор, чтобы было удобнее просматривать готовые фрагменты мультфильма или звать кого-то в гости, чтобы продемонстрировать фильм целиком, но тут же опять возникает вопрос про место — его почти нет.

Помимо групповых и индивидуальных занятий в студии «Лес» Антон принимал участие в создании анимационного мультфильма для проекта «Лаборатория научной анимации», придуманном выпускниками НГУ: Ольгой Посух, Лилией Винченко, Дмитрием Чубаровым и Еленой Кабанихиной. Суть проекта в искусстве через знания. На занятия по анимации приходит «научный эксперт» и рассказывает лекцию на научную тему. Один раз в «Лаборатории научной анимации» в качестве преподавателя принимал участие и Антон. Это была лекция по истории, а именно, про викингов. Итог: мультфильм «Ограбление по-скандинавски». «Делался этот фильм ужасно долго и сложно, но бросать этот формат не хочется, он интересный и прикольный», — добавляет Антон

Кроме «детских» мультфильмов с простыми и безобидными сюжетами, Антон снимает ещё и более взрослые фильмы для группы «Темный лес». Это не отдельная студия, а ответвление, где Душкин выкладывает то, что относится к другим возрастным ограничениям. Антон транслирует, что «анимация — это не только для детей и вообще в первую очередь анимация — не для детей»

Занятие подходит к концу. Самый пунктуальный ученик напоминает: «осталось 9 минут». Сцену до конца снять не удалось, придется доделывать в следующий раз. К тому времени уже будут готовы новые фоны, средние планы героев и много других деталей, которые подразумевает анимация. Ребятам предстоит ещё долго делать, продумывать, снимать и рисовать, чтобы закончить этот мультфильм, потому что на съёмку одного фильма уходит минимум полгода. Но «к концу мультфильма мы все будем эти фазы движения наизусть знать и очень быстро снимать. Оп-оп и готово», — завершает занятие Антон

Анна Шеломова

Фото автора