Солнечные люди из проекта «Наставничество»

«Давай сразу на ты?» — предлагает Аня, улыбаясь по-доброму с экрана монитора. Разница во времени в Иваново и Новосибирске четыре часа, у них шесть вечера, у нас — десять. Но усталость после длинного дня в середине недели не мешает нам обменяться дружелюбными улыбками. Аня Антонова — участница проекта «Наставничество» из Иваново. 

«Наставничество» — одно из направлений «Лиги волонтеров», куда входит несколько благотворительных инициатив фонда «Солнечный город». Разнообразие проектов позволяет помогать детям из приютов самыми разными способами. В рамках волонтёрского движения можно посещать детские дома Новосибирска, выезжать в приюты Новосибирской области («Волонтёрский караван»), проводить мастер-классы («Pro-bono»), а шесть лет назад появилось направление индивидуальной работы с детьми из приютов — «Наставничество». 

Волонтёр, получивший необходимую подготовку, берёт шефство над воспитанником детского дома. Наставник принимает роль старшего товарища, от которого ребёнок может получить необходимую во взрослой жизни информацию. Спектр тем обширен: от оплаты счетов и заключение трудового договора до проверенного рецепта пирожков и выбора овощей на рынке. 

— В 2014 мы поняли, что одних поездок в детские дома недостаточно. Нам нужно было нечто большее, чем мастер-классы и праздники, — вспоминает Дарья, региональный куратор «Наставничества».

Сегодня проект разросся до 13 регионов, 264 ребёнка из детских домов общаются с наставниками. Иваново включился в новосибирскую инициативу одним из последних — в 2020 году — и почти сразу был вынужден адаптироваться к условиям работы в пандемию. 

Аня Антонова примерила роль наставника почти год назад. Ване, её подопечному, на тот момент было четырнадцать лет. Аня попала в проект нестандартно. Просто в один день ссылка с заголовком «набираем наставников» нашла её в ленте инстаграма. По словам регионального куратора, примерно 30% участников «Наставничества» это люди, которые когда-то ездили в детские дома и устраивали мероприятия. Аня прочитала инструкцию на сайте фонда, заполнила нужные анкеты и отправила их. Уже на личной встрече с кураторами проекта она узнала про фонд. За окном был июнь 2020, россияне сидели на карантине, а Ане предстояло пройти необходимые тренинги и семинары, так же нестандартно — в дистанционном режиме.

По правилам проекта волонтеры должны пройти два бесплатных тренинга, которые проводят профессиональные психологи. Программа составляется специалистами, которые были в «Лиге волонтёров» с самого начала. Вероника Винокурова — психолог и оригинальный супервайзер проекта — начинала с работы в новосибирской команде «Наставничества», а сейчас стала одним из региональных кураторов. Аня смахивает светлую чёлку с глаз, вспоминает события прошлого года: 

— Все объяснения были на экране, написаны доступным языком, так что каких-то сложностей в этом плане не было. После знакомства онлайн мы всё равно встречались вживую, так сказать «нелегально». Но это были полезные встречи.

 — Мне особенно понравилось, что мы разбирали специфику психологии детей из приюта. Нам говорили, что “семейные” дети совсем другие. Я не понимала этого, пока не поговорила с детдомовскими. Дети моих знакомых могут обидеться, крикнуть могут: «Всё, пап, отстань!», «Не хочу с тобой общаться!». Здесь же дети мечтают о родителях. Всё это нужно понимать, но ни в коем случае не жалеть… Но мы не роботы, понимаем же, что происходит, и всё равно иногда жалко, — рассказывает Аня

Если после прохождения тренингов волонтёр хочет участвовать в «Наставничестве», его следующий шаг — получение волонтёрской книжки. Она и будет подтверждением всех квалификаций. К августу Аня получила книжку и подступилась к одному из самых волнующих, по мнению многих волонтёров, этапу проекта — знакомство с подопечным. На вопрос «как формируются пары?» региональный куратор отвечает загадочно: 

— Подробно вам об этом никто не расскажет. Это наша внутренняя магия». Немного помолчав, добавляет: «Кто-то говорит, что подбираем по внешности, потому что иногда наставники и их подопечные оказываются похожи, но дело, конечно, в психологии.

Формированием пары занимается профессиональная команда, своя для каждого региона. В Новосибирске это психолог Валентина Мельянцева и куратор Татьяна Рубцова, в прошлом тоже волонтёры проекта. Наставники и подопечные подбираются по результатам соотношения их психологических особенностей. Дети и взрослые на старте участия заполняют анкеты, в которых пишут о своих увлечениях, потребностях, требованиях. Иногда участники проекта пишут пожелания к полу и возрасту наставника/ребенка. После изучения анкеты команда проводит интервью с будущими участниками, со взрослыми внимательнее — они заполняют анкету на пяти листах и проходят через более углублённое интервью.Всё это для того, чтобы не навредить.

 — Мы стараемся подходить ко всему с учетом возрастной психологии. Этим обусловлены и ограничения по возрасту: дети не младше двенадцати, взрослые — 24. Дело в том, что до двенадцати лет ребёнок воспринимает взрослого как потенциального родителя, после этой отметки появляется понимание «это мой друг, а не родитель». Возраст наставников тоже определяется психологией: до 24 молодые люди с большей вероятностью выйдут замуж или женятся, переедут или родят ребёнка. Для воспитанника детского дома это может стать очередной травмой, — поясняет Дарья.

Первая встреча Ани и её подопечного прошла в конце лета по скайпу. На видеоконференцию подключились они, заведующая и куратор «Наставничества». С того времени началось их общение. Позже скайп был заменён на телефон, а сейчас они практически всегда связываются через вконтакте. 

Вживую они увидели друг друга только через полтора месяца, и если перед первой дистанционной встречей девушка не волновалась, то перед встречей в приюте, она позвонила психологу. 

 — Я бы не сказала, что волновалась, просто никогда до этого не была в детских домах. Это было чем-то новым. Психолог наставила меня, объяснила, как себя вести. Я приехала, нам выделили комнату, там мы пообщались воочию. 

После начала очных встреч выяснилось, что «магия» профессиональной команды сработала и в этот раз. У ребят оказалось много общего. Практически сразу выявилась одна на двоих любовь к технике. Аня водит машину и за подопечным приезжала на ней. Как-то в салоне они заговорили о мотоциклах, и Ваня упомянул, что интересуется автомобилями. 

 — У меня друзья в салоне работают, я к ним частенько на тест-драйвы езжу. И как-то решила взять Ваньку с собой. Попросила его рубашку надеть, чтобы посолиднее в салоне выглядел на фото, но куда поедем не сказала. В салоне ребята нам подогнали новую SkodaOctavia и Ване подарки подготовили, за участие в акции. Он так рад был, что за руль фотографироваться переполз с заднего сиденья, когда инструктор из машины вышел и сказал мне садиться. Работник тогда немного испугался, но ничего страшного. Я пару раз Ваню за рулём сфоткала, он был доволен.   

Аня и Ваня встречаются раз в неделю, как и предполагают правила проекта. По словам регионального куратора, время и место встреч обсуждаются наставником и подопечным. 

 — Расписание никто не пишет, и, конечно, не отдаёт его на чьё-то утверждение. Наставник может уточнить какие-то детали у координатора детского дома, чтобы встреча не наложилась на мероприятия, но и только, — объясняет Дарья организацию встреч. 

Аня признаётся, что встречи планируются в их паре по-разному. Когда-то их разговоры наталкивают на мысль о любопытном месте: как было с тест-драйвом. Когда-то наставница Вани замечает интересные события, которые хотела бы показать подопечному.

 — Очень хочу ему закрытие лыжного сезона показать. Говорю, если возможность будет, если с друзьями поеду, то и тебя захвачу. График у меня плотный, работа на два города, но для него время всегда нахожу, — говорит девушка. 

Кураторы просят Аню устраивать поменьше праздника в жизни, не забывать о буднях, помнить о правилах проекта. 

— Детям нельзя давать сигареты, алкоголь и так далее. Эти правила применимы к любым детям. А еще нельзя давать деньги. В нашем проекте общение наставника и ребенка это в первую очередь беседы, встречи, а не финансовая помощь, — рассказывает Дарья. Но Аня и сама признаётся, что что-то дороже коктейля в Макдональдсе она Ване не покупала. Отношения наставника и подопечного — дружеские, а для друзей мы не спонсоры, мы эмоциональная опора и поддержка. 

Аня звонила психологу перед встречей в детском доме. Потом еще раз, когда Ваня впервые сам её обнял. 

— Это было неожиданно. То есть ничего не предвещало, мы просто общались как обычно», — вспоминает наставница свои чувства, — «Оказывается, просто время пришло. Он мне доверять начал и так проявляет дружбу. Обнимаемся с ним до сих пор.

Девушка честно признаётся, что пошла в этот проект, чтобы попробовать что-то новое. Хотела вырваться из круга «работа, дом, работа, дом, работа». Вырвалась и сейчас понимает, что волонтёрство и вообще взаимопомощь — вещь терапевтическая. К участию в проекте её натолкнули воспоминания из детства: 

 — Мне когда было пять лет, я сильно болела. Температура до 38 поднималась, и меня в больницу положили. Я очень хорошо запомнила то время, потому что в отделении всё было такое пассивное: капельницы, уколы. А я помню, к нам в палату пришел клоун, это было детское отделение, так что там имелась развлекательная комната. Мне очень запомнилось, как это подняло дух, кажется, я уже через пару дней пошла на поправку. С тех пор держу в голове мысль, что жить нужно, и радоваться и окружающих радовать, тогда все поправляться быстрее будем.

Александра Филимонова

Фото Анны Антоновой