Автобус VS электричка: будет ли в Академгородке станция «Университет»
«Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Всё будет так. Исхода нет», — четверостишие Бунина описывает не только маршрут студентов Новосибирского государственного университета, которые едут на учебу из Новосибирска, но и их мысли.
Почему так произошло
Многие учащиеся в НГУ, независимо от курса и направления, проживают как в городе, так и за его пределами: в Бердске, Искитиме. Многие ежедневно (дважды в день: туда и обратно) вынуждены использовать общественный транспорт: либо автобусы и маршрутные такси, либо электрички. Об этом говориться и в официальном обращении от 16 декабря 2020 года учащихся (сказано это в следующем пункте): «Обе станции Академгородка – «Сеятель» и «Обское море» – находятся далеко от университета. С «Сеятеля» нужно ехать на автобусе или маршрутном такси. От «Обского моря» можно дойти только пешком – далеко, 1,5 км, по лесу, без освещения, также приходится переходить Бердское шоссе в час пик утром и вечером, что опасно для жизни».
Движение электричек рядом с вузом значительно перераспределит трудовую и учебную поездку. Например, студентам-медикам необходимо в течение года проходить практику в разных больницах города Новосибирск. По этой причине на их и без того высокую учебную нагрузку накладывается время на дорогу и очереди на остановках.
К чему привели жалобы
24 сентября в 2021 году в главном корпусе НГУ во время совещания была поднята идея создания транспортно-пересадочного узла (далее ТПУ) «Университет». Он должен значительно сократить время поездки. Михаил Федорук, ректор Новосибирского государственного университета, отметил, что этот проект предлагается не вузом, а региональным правительством в рамках проекта «Академгородок 2.0», разработанного СО РАН и правительством Новосибирской области. На официальном сайте программы сказано, что главная цель Академгородка «стать самым мощным в стране научным центром мирового уровня, научной столицей России». Прежде всего, управлением города делается акцент на обновлении научной инфраструктуры с помощью взаимосвязанных внедрений.
Вопрос создания ТПУ начали прорабатывать ещё два года назад, то есть 2020 году. Как пояснил замглава Советского района Алексей Бродецкий для «Навигатора» (№38 от 01.10.2021), в минтрансе региона собирали предложения, проводили оценку. Была поставлена задача познакомить жителей Академгородка с новыми разработками и получить обратную связь. Тем не менее, сами студенты подали обращение губернатору Новосибирской области А. А. Травникову, мэру г. Новосибирска А. Е. Локтю, депутатам Законодательного собрания Новосибирской области и депутатам Городского Совета г. Новосибирска, а так же ректору НГУ М. П. Федоруку: «Мы, студенты Новосибирского государственного университета, обращаемся к вам, уважаемые представители власти, депутаты, руководство университета, по насущной для нас проблеме – транспортной доступности нашего университета и Академгородка. Мы просим построить новую станцию железной дороги и/или перенести существующую ближе к студенческому городку и зданиям университета». Говориться об этом в том же обращении выше.
Проект транспортно-пересадочного узла зафиксирован в генеральном плане города Новосибирск и учтён в документах транспортного планирования. Об этом говорится и в приложении к постановлению мэрии города Новосибирска от 22.07.2020 №2200. В нём приводится распланированная комплексная схема организации дорожного движения города Новосибирска на 2020 – 2034 годы. «В настоящее время основные мероприятия в городе направлены на улучшение структурной связанности территории путем преобразования планировочной структуры и транспортной инфраструктуры», — с этого начинается введение.
Как проходит реализация проекта
Вообще проект имеет другое, более повседневное, название — «Городская железная дорога». Условно он состоит из двух частей, одна из которых уже была реализована в 2021 году. Первым выделяется строительство остановочных платформ со всей пассажирской и транспортной инфраструктурой. Это более масштабный план, ответственность которого лежит на РЖД Новосибирска.
Второй половиной проекта стало проектирование непосредственно транспортно-пересадочного узла. Он сейчас находится в полосе отвода Западно-Сибирской железной дороги, которая 1 июня 2021 года стала первой остановочной платформой в Новосибирске по проекту. Новый маршрут соединяет микрорайон Пригородный простор, железнодорожный вокзал Новосибирск-Главный и станцию Мочище. Александр Грицан, начальник дороги, в день открытия уверяет, что у такой дороги «нет аналогов и в Российских железных дорогах». Всё дело в применяемых строительных материалах. Дорога состоит из металлических конструкций, а покрытие сделано по экологическому стандарту — переработанные резинотехнические изделия из подрельсового основания пути. «Мы работаем по безотходной технологии», — отметил начальник Западно-Сибирской железной дороги.
Реализация проекта направлена на улучшение транспортной доступности, прежде всего, для жителей отдаленных районов Новосибирска. Планируется построить 13,4 км новых путей, в число которых входит пять новых платформ. Соответственно, если в Академгородке будут сохранять месторасположение существующей платформы «Обское море», то появиться новая станцию «Университет», к которой для легкого доступа перенесут конечную остановку автобусов с улицы Жемчужной.
Вообще расположение новой станции «Университет» более выгодно, чем у «Обское море», во-первых, потому что не нужно пересекать оживленное Бердское шоссе (на ней оживленное движение наблюдается каждый день), а, во-вторых, есть возможность за счет полосы рядом с железной дороги (по 45 метров с каждой стороны) обустроить безопасную конечную остановку. «Остановочную платформу Университет планируется разместить на южном направлении движения пригородных поездов Новосибирского региона Западно-Сибирской железной дороги между остановочным пунктом Обское море и станцией Сеятель», — уточнили в правительстве. Но на этапе реализации запланированной стройки возникают сложности в других сферах.
Откуда пойдёт финансирование
Стоимость проекта «Городская железная дорога» 14 декабря 2021 года на пресс-конференции огласил министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский: «Ориентировочная стоимость проекта с официальным названием «Городская железная дорога» около 14 миллиардов рублей – это и со станциями, и с платформой «Университет» (в новосибирском Академгородке), и со строительством пути. В настоящий момент мы работаем совместно с РЖД, должны провести технико-экономическое обоснование и приступить к стадии проектирования».
Заместитель министра Костылевского, Вячеслав Невежин, сообщил, что уже готова проектно-сметная документация по нескольким объектам программы Академгородок 2.0. К этому списку относится пешеходный мост в районе Первомайки через Бердское шоссе, дорога Барышево – Орловка – Кольцово и дорога Инская – Барышево К-19р. Тем не менее, Невежин отметил, что объекты «въезд на Октябрьский мост» и «развязка в Матвеевке» требуют актуализации. По документации проект «Городская электричка» разрабатывает Западно-Сибирская железная дорога.
Губернатор потребовал от министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, а также от муниципалитетов согласовать проектно-сметную документацию по всем этим объектам до ноября, когда будут приниматься бюджетные решения на 2022 год. Затраты планируется внести в инвестиционную программу и на данный момент идет согласование на федеральном уровне.
Вопрос насчёт экологии
Любое строительство в Академгородке упирается в проблему с вырубкой деревьев. По этой причине была организована специальная группа во главе которой на сегодняшний день находится Наталья Прийдак. Экоактивистка выступает за то, чтобы новую станцию на этом месте не строить: «В лесу есть краснокнижные растения и птицы. В частности, дорога через лес может уничтожить места гнездования длиннохвостой неясыти и гнездо цветки клобучковой». Оппоненты предлагают или оставить летнюю станцию «Обское море», или перенести «Университет» дальше.
При изменении маршрутной сети остановка «Цветной проезд» получит транзитный статус. Что это даёт? По словам замминистра транспорта и дорожного хозяйства НСО Вячеслава Сергеевича Невежина, 20-30% автобусов и маршруток можно будет убрать. А это значит, что академовская экология улучшится, так как сократиться поступление в окружающую среду автомобильных выхлопных газов. «Когда люди будут знать, что от университета до Бердска можно доехать за 8 минут, до Искитима – за 28 минут, думаю, и аренда жилья переместится в сторону Бердска: там снимать квартиру дешевле, чем в Академгородке», — отмечает «Навигатору» Вячеслав Сергеевич.
При этом наземный транспорт сильно уступает электричкам по скорости передвижения: от станции Сеятель до Речного вокзала обычный пригородный электропоезд доезжает за 28 минут, а ускоренный – за 15 минут. Ни автобусы, ни маршрутки, ни личные автомобили за такой срок доехать до ближайшей станции метро не смогут.
В приложении к постановлению мэрии города Новосибирска не раз упоминается развитие и озеленение городских территорий. Так, создавая «зеленый каркас», проявиться потенциал береговой (пойменной) зоны города. «Административные меры и планировочные решения в области транспортной инфраструктуры позволят улучшить структурную связь территории городского округа», — утверждается в положении.
На какой стадии находится проект на сегодняшний день
По информации мэрии Новосибирска, проект транспортно-пересадочного узла внесён в генеральный план города и учтён в документах транспортного планирования. Новая остановка электрички в Академгородке была запланирована еще при строительстве городка.
Когда именно будут реализованы планы пока непонятно, поскольку земля, на которой мэрия хочет строить станцию, всё еще в федеральном пользовании, а вопрос с передачей ее в муниципальное пользование задерживается.
В январе 2020 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть подписал трехстороннее соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между ОАО «Российские железные дороги», правительством Новосибирской области и мэрией Новосибирска на 2020-2025 годы. Подписи под документом также поставили губернатор Новосибирской области Андрей Травников и начальник Западно-Сибирской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» Александр Грицай. Глава города подчеркнул важность сотрудничества с железной дорогой — давним, надежным партнером Новосибирска.
В целом для Академгородка района развитие электрички важно. Если построить станцию в том месте, где её планируют, то это улучшит транспортную доступность. Но не сильно, скорее всего удобнее станет именно студентам университета, а Верхняя зона Академгородка останется не в доступе. До электрички по-прежнему будет трудно добраться пешком, значит, пассажиры будут зависеть от общественного транспорта, либо от автомобиля.
На данный момент в Академгородке ежедневно совершается 1171 рейса общественного транспорта, а за час – 73 рейса. Это является существенной нагрузкой на улично-дорожную сеть.
Где же всё-таки должна располагаться остановочная платформа для студентов и сотрудников НГУ?
Анна Брюханова
Фото автора