Может, всё-таки тварь дрожащая?

«Роман «Преступление и наказание» не маленький, в нем много действующих лиц, а спектакль идет всего два с половиной часа. Нужно успеть донести все мысли и автора, прежде всего, и, как я уже сказал, самих героев», – Руслан Банковский, режиссёр и актёр спектакля.

Просторный театральный зал, раздаётся звук аплодисментов, зрители, стоя около своих мест, кричат «Браво!», актёры улыбаются и кланяются, получают цветы и благодарят зрителей. 

– Но ведь в книге было по-другому! – прошептал парень слева от меня своему другу. 

– Ничего не всё, так даже интереснее! – ответил друг, восторженно смотря на сцену. 

– Я совсем ничего не понимаю, мне не понравилось. – возмутился мужчина впереди своей спутнице.

– Миш, это же московский театр!

16 марта «Московский современный художественный театр» в рамках тура ставил спектакль «Раскольникoff» на сцене «Дома учёных», в Новосибирском Академгородке. 

«Классическая постановка с элементами современности» – заявлено в афише. И, вправду, МСХТовцы представили зрителям немного другую трактовку. 

Первым несовпадением с каноничным сюжетом стали люди в длинных чёрных мантиях с капюшонами. «Души, твари, субстанции – пояснил их режиссёр – Это все мысли, чувства, переживания и страхи самого Раскольникова и ему подобных. Когда человек творит зло, сущности оживают, притягивают себе подобных и толкают таких людей к пропасти. В данном случае к преступлению, убийству.  У светлых и добрых людей такого не происходит. Такие люди живут в гармонии с собой и своими близкими». 

На протяжение всего спектакля «души» находились на сцене, они подстрекали, насмеивались, одобряли поступки героев. 

Больше всего души «спелись» с Алёной Ивановной, процентщицей. Но тут зрителя ждало второе несовпадение. В романе «Преступление и наказание» и во всех фильмах и постановках Алёна Ивановна – жадная старуха. Однако следует помнить, что даже в романе ей всего 44 года. «В 44 наши дамы ну никак не могут быть старухами. Только леди. В нашей версии спектакля сгорбленная старуха с жиденькими волосами превратилась в бизнес-вуман на шпильках красном платье по фигуре. Торжество сарказма, так сказать. Но общее у той старой и этой новой – паталогическая жадность, загребущая прожорливость и бессовестность», – прокомментировал Руслан Банковский. 

Но на этом «изюминки» процентщицы не заканчиваются. Первое её появление на сцене сопровождается песней популярной американской исполнительницы BillyEilish«Badguy». Режиссёр объясняет это так: «Данный трек – это стиль жизни этой самой бизнес-вуман. А ещё, если и перевести текст песни с английского на русский, многое становится понятно и про черты характера этой самой процентщицы по отношению к своим клиетам, одним из которых являлся Родион Раскольников» (например, «I do what I wan twhen I’m wanting to» – я делаю что хочу и когда хочу, «my soul so cynical» – моя душа так цинична и др.

Третье несовпадение – концовка. Все мы прекрасно помним, что у Достоевского Раскольников признался в преступлении и отправился на каторгу, а Соня Мармеладова поехала за ним. Однако в этой интерпретации в конце зритель видит только главного героя, выходящего от сыщика и уходящего вместе с Соней в закат. Руслан Банковский дал разъяснение и этой детали: «В нашей версии спектакля Сонечка является ангелом, который, несмотря на все произошедшее, ведет Раскольникова к вере. Лишь вера и свет способны изменить оступившегося человека. Главное, чтобы в этот момент рядом был светлый, искренний человек (в нашем случае Сонечка), способный протянуть руку помощи. В ином же случае сущности продолжат свое страшное дело…». То есть в спектакле не понятно, признался ли Родион Раскольников в содеянном. Финал, ещё более открытый, чем у Достоевского, заставляет зрителей поломать голову по поводу будущего главных героев. 

«Я считаю в нашем спектакле есть все: и танцы, и песни, и шутки, и сам автор – Достоевский. Сегодня спектакль понятен и молодежи, и зрителю среднего возраста, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы. Если мы поймем, что что-то необходимо изменить или добавить мы – обязательно это сделаем. Благо, данная форма постановки позволяет это сделать без ущерба для зрителя, актеров и автора», – высказался режиссёр. 

Так же он признался, что «Раскольникoff» для него – «собственный ребенок, которого невозможно не любить». 

В постановке приняли участие: Иван Николаев (Родион Раскольников), Елена Проклова (Пульхерия Александровна), Александр Рапопорт (Порфирий Петрович), Артём Груненков (Дмитрий Разумихин), Александр Мохов (Свидригайлов), Руслан Банковский (Лужин) и другие. 

До новосибирцев интерпретацию романа Достоевского увидели жители Кемерово и Новокузнецка, а после – томичи. В мае спектакль увидят сотрудники одной из атомных станций нашей страны и военнослужащие Минобороны.

Виктория Горшкова

Фото из архива «МСХТ»