«Наша тема», или как местные музыканты создали плейлист для новосибирского метро

Одиннадцать музыкантов, сотрудничающих с музыкальным пространством «Крыша», записали альбом под названием «Музыка Новосибирского метро». Проект состоит из тринадцати треков, созданных на основе записей диктофона — движение поезда, закрытие дверей, объявление станций…

«Крыше» уже пять лет, но в качестве музыкального пространства функционирует немногим больше года. Возможности этого места варьируются от организации концертов местных групп и проведения обучения до создания собственных проектов. Например, «Музыка Новосибирского метро». По словам куратора музыкального пространства Артема Высочина, проект был создан ввиду нежелания «сидеть в своих стенах» и, наоборот, желания «выйти на уровень побольше, городской». 

— И у нас появилась идея создать такой проект, который выйдет на масштаб всего города, будет интересен не только нам самим, но и, собственно, слушателям. Будет такой инфоповод для того, чтобы мы сказали о себе, чтобы люди знали, о том, что есть «Крыша», что есть музыканты на «Крыше» и что мы делаем вот такие прикольные штучки.

По названию «Музыка Новосибирского метро» однозначно понять, из чего состоит проект — нелегко. Хотя, на самом деле, концепция проста и интересна: зайти в метро, сесть в вагон, включить плейлист в наушниках и слушать треки. Они равны по длительности расстоянию от станции до станции и сменяют друг друга, как объявления на информационном табло. Либо, для особых романтиков, сидя дома, слушать и представлять, будто едешь в метро под музыку. 

«Мы не ставили никаких рамок… кроме одной»

Условием для авторов было выбрать себе перегон (участок пути между двумя станциями), который по собственным причинам им хотелось бы представить в своем треке; подобрать ассоциации и написать музыку, уложившись в отведенный формат. Как говорит электронный музыкант и куратор проекта Артем Высочин, при создании композиций у авторов было лишь одно ограничение — длительность трека, отчего на высказывание отводилось всего несколько минут. В готовом варианте минимальный объем «высказывания» занимает 35 секунд (SAKUGA — «Интро»), а максимальный — 4 минуты 4 секунды (DEADCAT — «Речной-Студенческая»). 

Куратор проекта подчеркнул, что ограничение длительности было сутью формата. Под треками не предполагались ни «оперы под каждую станцию», ни «зарисовки, которые касаются всего-всего». Это плейлист, который человек включает в начале своей поездки в метро и выключает при выходе из вагона. Автора трека «Красный-Ленина» Семёна Сухого поставленное ограничение не загнало в рамки, а наоборот замотивировало вложить максимум чувств в композицию.

— Меня вдохновила <…> возможность выпустить совместный проект с музыкантами, интересными людьми, разместить в хронологической последовательности треки и воссоздать у слушателя ощущение движения от станции к станции с аудиоассоциативным рядом и спектром эмоций, — делится мнением Семён Сухой. 

«Я знаю настроение и душу этих мест»

Одиннадцать музыкантов и тринадцать композиций, каждая из которых своеобразна, со своим настроением и определенными ассоциациями. Зная историю создания трека, слушатель иначе воспринимает эмоциональный посыл произведения. Автор композиции «Березовая-Золотая» Роман Лик на протяжении шести лет живет на улице Доватора. Это место ближе всего расположено к станциям выбранного перегона. Роман знает «настроение и душу этих мест», поэтому при описании трека способен подметить их уникальность:

— Мой трек отличается некой депрессивностью, плавностью. <…> Почти все люди тут глубоко в душе больны. Отсутствие отца в семье — норма, наличие мамы — удача. Многих тут воспитала улица, и парни с девчонками не знают, куда им идти и просто текут, как мой трек, по жизни.

Роман Лик создает треки, используя общедоступные сэмплы (фрагменты записанных аудио). Он скачивает отрывки и «превращает в музыку». У автора композиции «Красный-Ленина» Семёна Сухого другой метод работы, он «проживает» трек, говорит, что ему надо: прослушать аудиодорожку полевых записей, сформировать в голове и прочувствовать образ, собрать, как паззл, свои ощущения, подобрать инструменты. Тогда получается трек не только обработанный технически, но и осмысленный автором.

Плейлист для Новосибирского метрополитена набрал более пяти с половиной тысяч прослушиваний во «Вконтакте». Казалось бы, при успешной реализации первого проекта городского масштаба можно приступать к следующему городу. Однако у команды «Крыши» другое мнение и другие намерения. Поскольку Новосибирск — близкая для всех создателей саундтрека тема, он был выбран центром сосредоточения смыслов. 

— Мы все живем в одном городе Новосибирске, все ездим на метро, все встретились на «Крыше» — здесь наша тусовка, — отмечает Артем Высочин. — Думали по поводу того, что будет еще близко нашим горожанам, какую тематику мы можем поднять в Новосибирске. Однако не хочется лезть в какие-то социальные темы и тому подобные вещи, потому что мы сейчас не об этом. Мы про музыку.

Ознакомиться в первый раз с работой или переслушать плейлист можно здесь.

Екатерина Серебрякова