Обрусевшая восточная сказка

Скрип входной двери, привычное “здравствуйте” уже знакомым лицам. Торопящимися шагами спешишь в раздевалку, потому что уже слышишь знакомую песню, которая сопровождает каждое движение. Дверь в студию открывается и перед тобой предстает другой мир — восточный мир. 

Восточный танец — один из самых противоречивых видов хореографического искусства. Он сталкивается с предубеждениями и стереотипами, которым подвергаются, как совсем молодые девушки, так и взрослые женщины. 

Знакомство: “Шаг, шаг, поворот”

Наибольшая часть вины за неправильное представление об арабском танце лежит на киноиндустрии. В начале 2000-х огромную популярность имели турецкие и бразильские сериалы, в которых сочетались образы восточных девушек с придуманной режиссерами реальностью. Самые яркие это “Великолепный век” и “Клон”. Был создан единый образ, который имел только одну трактовку: привлечение мужского внимания и увеселение окружающих. 

— Есть у восточных женщин отдельная категория — артисты. Они отказались от многих вещей, например, от того, чтобы про их семью говорили хорошо. То есть, они жертвуют гораздо большим, чем нам кажется. Они приняли такое решение, и это нормально, их тоже любят, но воспринимают уже не как девушек, а как артисток. Их обожают, они на всех мероприятиях, на дорогущих свадьбах выступают, но их никто не воспринимает как будущих жен, даже разговора такого быть не может. Они артисты — таков их выбор, — делится своими наблюдениями художественный руководитель коллектива восточного танца “ЧАРА” Инна Рудометова.

Зрители телесериалов ведутся на красивую картинку и спешно записываются на занятие восточного танца. Но то, с чем они сталкиваются не соответствует их желаниям и представлениям. Простые, на первый взгляд, движения бедер уже не кажутся такими легкими, а танец и вовсе предстает сложным и трудным действом.

— Те, кто узко мыслили, могут разочароваться, потому что слишком сложно для многих. Они хотели монетками потрясти, крутануть попочкой. Чаще всего примитивное представление связано с тем, что восточный танец создан для сексуального влечения, — рассказывает Инна Рудометова.

Сексуализировать подобную хореографию стали в момент ее выхода в массы. В нашем обществе открытые части тела дают право видеть в том или ином явлении с сексуальный подтекст. Чаще всего люди не обращают внимание на музыку, которая несет в себе свой смысл, не понимают надобность различных атрибутов в танце и не видят реальный смысл арабского танца.

Следующий стереотип касается физического состояния женского тела. Некоторые девушки думают, что от занятия восточным танцем меняется строение их брюшного пресса, отчего их телосложение выглядят полнее. Но такое явление невозможно, потому что при тренировке задействованы все мышцы тела.

“Самый известный стереотип о восточном танце, это то, что от танца растет живот. Это конечно же не правда. «Растет» живот только от неправильной техники: появляется прогиб в пояснице, мышцы живота ослабевают и появляется такая видимость живота. Но дело в неправильной постановке таза, в прогибе. Обязательно слушайте преподавателя о технике исполнения восточного танца, и все у вас будет в порядке и необыкновенно красиво,” — утверждает тренер коллектива “Чара” Олеся Нежельская.

Начинаем тренировку: “Раз, два, тр-тр и пам-пам”

В студии знакомый коллектив, который готов приступить к занятию. Солнце проглядывает из-за шторы и бросает свет на пол, образуя блики. Босые ноги быстро продвигаются по кругу. Главное тянуть носок и следить за руками. 

— Да все нормально, только музыку включите — слышится с другого конца танцевального зала.

Прямая спина, голову вверх — пора рассказать историю длиною в две минуты.

Восточный танец сочетает в себе стили разных регионов. В арабском мире 23 страны и у каждого своя культура и свой стиль. Например, в Египте даже в одном таком стиле как фольклор будут различаться такие подстили как баллади, шааби и саиди. Они распространены в современной восточной культуре и на конкурсах обозначаются отдельными номинациями, несмотря на общую направленность. Но также есть стили, которые утратили свою ценность и теперь исполняются в качестве шоу на различных мероприятиях, как дань традиции.

Арабский танец не стоит на месте и быстро развивается. Каждый день в сети появляются видео с новыми костюмами, новой музыкой и новой модой в целом. Мастер-классы и концерты помогают танцовщицам узнавать новые фишки арабского мастерства и развивать их в себе.

— Когда начинаешь рыть эту информацию, ей нет конца. И ты понимаешь, насколько это интересно, глубоко и самое главное увлекательно. Может из-за того, что так сложно находить эту информацию, она и является такой загадкой. Есть столько таинственных вещей, которые бывают неожиданными для нашего русского сознания. Это так манит! — с улыбкой рассказывает Инна.

Костюмы также меняются и далеки от тех “монеток”, с которыми многие ассоциируют восточный танец. На их место приходят стильные наряды, которые являют собой разнообразие цвета, яркости и назначения. Для каждого направления, будь оно фольклорными или классическим, предусмотрен свой костюм, который передает настроение и суть танца. Они также подбираются согласно возрасту и вкусу человека.

— Можно найти идеальный для себя стиль, который лучше всего подходит темпераменту и внешнему виду. То есть женщины взрослые не должны танцевать с голым пузиком. Понятно, что у них совершенно другой будет образ, совершенно другое танцевание, это более элегантные танцы,— объясняет Инна.

Желающих познать арабское искусство много. Это не только молодые девушки, которые хотят привести свое тело в норму, но и маленькие девочки и женщины в возрасте. Восточный танец не ставит ограничений, наоборот, привлекает к себе разнообразных личностей, несмотря на возраст.

— У нас есть маленькие девочки 4-х лет. Самой старшей нашей участнице сейчас где-то 87 лет, но она правда уехала сейчас, а, когда занималась у нас, ей было 85 лет. Она занималась с гораздо большим энтузиазмом, чем молодежь. В основном занимаются взрослые женщины. Есть у нас детки бейби-группа, потом идут постарше — дети-юниоры — это подростки, и потом уже идут взрослые. Мы не ограничиваем возраст, у нас занимаются все! — делится Инна.

Вспоминаем танец: “Шаг, поворот, точка”

Музыка плавно начинает заполнять зал своим плавным ритмом. Мы выстроились в две линии и ждем, когда тренер махнет рукой для начала. Главное держать дистанцию, главное успеть прийти в нужную точку, главное не забыть последнюю выученную связку. 

Ошибочно думать, что арабским танцем увлекается исключительно женский пол. На Востоке мужчины танцевали и танцуют всегда. У них нет гендерного различия на стили. Они способны танцевать и делать это с еще большей красотой. В нашей современной российской культуре мужчины стали чаще интересоваться этим стилем. Они выходят на сцену и показывают свои таланты, а также участвуют в конкурсах и занимают призовые места.

— На конкурсах есть мужчины и их стало больше. В нашем городе есть Сергей Ермаков, который давно и серьезно занимается восточными танцами. Он преподает девушкам и с недавнего времени у него стал собираться мужской коллектив. Мужчины взрослые, которые к танцам отношения не имеют, но это настолько уникальное явление, потому что мужской арабский танец — это очень круто. Мужчины на Востоке танцуют и танцуют серьезно. В арабских странах у них нет никакого стеснения и люди там танцуют на равных, — рассказывает Инна. 

У восточного танца нет пола, нет возраста и нет границ. Ими занимается каждый желающий, который хочет и готов познать это искусство. Над мужчинами не насмехаются и не стыдят за их танцевальные таланты, наоборот, приветствуют и поддерживают в их начинаниях.

— В принципе русского заставить танцевать восточный танец трудно, а у этих мужчин по лицам видно с какой любовью они это делают, выступают. Это просто разрыв шаблонов произошел, — делится участница коллектива “ЧАРА” Алена Фурменкова.

Мастерство танцовщиков восточного танца оценивается на специальных конкурсах. На них собирается большое количество желающих продемонстрировать свои таланты. Программа поделена на номинации, которые отличаются по стилю танца и возрасту конкурсанта. С каждым годом желающих принять участие становится все больше, что говорит о популяризации восточного танца именно как искусства. 

— В первых конкурсах у нас было три профессионала в номинации. А сейчас их может быть 8, может быть 30 человек в зависимости от уровня мероприятия. Года 3 назад мы были в Уфе на большом фестивале «Алмаз», там было 34 человека профессионала, — делится Инна. 

Коллектив “ЧАРА” ежегодно принимает участие в конкурсах и готовит свои собственные концерты. Для этого они ставят новые номера и продумывают образы, подходящие под настроение определенных танцев.

— Наш коллектив постоянно учится и развивается. Это как участие в конкурсах, так и прохождение мастер-классов у приезжих знаменитых гостей фестивалей по восточному танцу. На данный момент впереди у нас конкурсы и концерт нашей студии ЧАРА. Концерт “Чарующий восток” — одно из ярких событий, проходящих как в студии, так и в городе, — рассказывает Олеся.

Заканчиваем танец: “Рука, поворот, точка”

Музыка переходит к развязке. Взмах волосами, акцент бедром и финальная поза. Сердце колышется, тело окутывает приятная дрожь. Одна секунда, две, три. А теперь поклон и плавный уход на носочках. Танец закончен. История рассказана.

Восточный танец — это искусство. Оно учит не только движениям, но и ритму, умению правильно слушать и слышать музыку. Важно понимание того, что арабский танец стоит наравне с другими по уровню подготовки и техники.

— Чтобы мы были не косолапые, чтобы руки не висели, чтобы у нас были красивые тела, не сутулые, чтобы мы были сценичны и аккуратны, мы занимаемся классикой в обязательном порядке,— объясняет Инна.

Арабское искусство приравнивается к театру, так как строится на контакте танцора с залом. Именно зрителю рассказывается история, именно ему передается настроение, которым пронизан танец. Танцор ищет способ или облегчить свою боль, или поделиться радостью. Во время танца музыка и настроение сопровождает зрителя и выступающего, делая их единым целым.

— Хочется, чтобы это происходило как спектакль. Хочется, чтобы зритель понимал, что и почему или откуда все это взялось. Чтоб была история и это было увлекательно, чем просто двухминутный просмотр чего-то непонятного-это в концертном плане, — рассказывает о целях Инна.

Восточный танец — это определенный пласт культуры, который строится на таинственности, загадочности и своеобразии. Если будешь уважать арабский танец и понимать его назначение, то от простых “монеток” и “трясок” ты перейдешь на культуру и изящность.

Вдох, выдох, шаг, поклон.

Эллина Титова

Фото предоставлено коллективом ЧАРА