Площадь утраченных возможностей

В начале 2000-х площадь К. Маркса отдали под застройку без всякой концепции и вот уже несколько лет её пытаются реанимировать. В этом году там снесут недостроенный ДК «Сибсельмаш» и начнут строительство многофункционального комплекса с апартаментами, офисами, магазинами и фитнес-центром.

К началу застройки площади К. Маркса, законодательство ещё не имело развёрнутых «правил игры», градостроительного регламента. По мнению — Антона Гашенко, декана факультета градостроительства и архитектуры НГУАДИ, это недостаток управления градостроительной деятельностью в городе: «Даже сейчас площадь К. Маркса точного и подробного регламента по застройке не имеет. Кроме этого, отсутствует градостроительная культура, когда архитекторы при проектировании и строительстве придерживаются одного направления».

В основу регламентов строительства площади К. Маркса изначально должен был лечь проект, который содержал бы в себе определённое ансамблевое решение. Но, как и тогда, сейчас этих регламентов нет, поэтому архитекторы строят так, как считают нужным. В пример Антон Гашенко приводит МФК «Сан Сити», (300 м от ДК «Сибсельмаш»):

– На этой территории требовалось высотное здание.  Архитекторы и строители здесь исходили из требований заказчика. Они его и сделали – высотное здание. Хотя сооружение такой высотности ансамблево должно было располагаться где-то в другом месте. Позади ДК «Сибсельмаш», например.

Отсутствие единой градостроительной идеи вылилось в то, что сейчас площадь К. Маркса застроена разнопланово. ГУМ, гостиница «Турист», ТОЦ «Версаль», ТВК «Калейдоскоп», ДК «Сибсельмаш»: здания, которые ничего не скажут неновосибирцу, обычное перечисление архитектурных сооружений. К сожалению, они ничего не могут сказать и тому, кто хоть раз был на площади К. Маркса. Куча построек: что-то начали в советский период и не закончили, что-то только что возвели на скорую руку. Изменить ситуацию решили сносом ДК «Сибсельмаш».  

Историческая справка

ДК «Сибсельмаш» начали возводить в 1979 году. Здание имеет сложные формы и утяжелённый фасад. Оно мало гармонирует с ГУМом, который начал строиться в тот же период (принятие решения о постройке – 1974 год), не говоря уже о ТВК «Калейдоскоп», он находится рядом (начало строительства – 2007 год). Поэтому вопрос демонтажа ДК стоит остро. Что построить на площади, чтобы оно ещё и сочеталось с соседними зданиями?

– На место сноса Дома Культуры предлагалось уже несколько проектов, – говорит Григорий Ерохин, заведующий кафедрой градостроительства и ландшафтной архитектуры. – Год назад мы рассматривали один проект. Автором была компания Ar.Tego. Я поддержал проект год назад, некоторые члены совета высказывались против. Но, на мой взгляд, исходя из тех условий, в которых работали проектировщики – это лучшее, что можно было здесь сделать. Мы видим, что в завершении перспективы присутствует понижение этажности фронта застройки, оно акцентирует внимание на памятнике Покрышкину, который размещается точно по оси композиции. Кроме того, общая композиция завершается вертикально, то есть вертикальной доминантой. На мой взгляд, это очень правильное решение. Оно полностью завершает симметричную композицию.

Большинство людей из градостроительного совета данный проект ободрило. Но в этом году были представлены новые. Например, своё архитектурное решение представила Мария Фефелова, руководитель мастерской «АПМ Фефелова В.В.».  Этот проект градостроительной совет рассматривал несколько раз. На одном из совещаний архитекторам «АПМ Фефелова В.В.», чтобы утвердить работу, сказали сделать картинки повеселее. «Но ведь качество проектного решения не меняется от того, какую визуализацию сделать», – Григорий Ерохин.

О проекте Марии Фефеловой

На вопрос о том, что Григорию Ерохину не понравилось в проекте мастерской «АПМ Фефелова В.В.», он, пройдясь по основным пунктам при оценке внешнего вида будущей постройки, ответил, в сухом остатке:

– Это неправильное решение. Завершение перспективы оканчивается неравномерным объёмом. У него вертикальная доминанта не по центру, а слева. Причём намёк на симметрию есть: два центральных объекта, но между ними есть проём, в него видно трубу газовой котельной. Мы проспект Карла К. Маркса завершаем трубой газовой котельной! Каким-то инженерным сооружением! Памятник Покрышкину смещён относительно оси симметрии. Он почему-то подвинулся вправо, что мне вообще непонятно. Сам памятник совершенно теряется на фоне зданий, которые там сейчас спроектированы.

Напомним, что вокруг здания находится много торговых центров, есть даже гостиница. По словам Антона Гашенко:

– Площадь К. Маркса – это торговая площадь, нахождение на её территории торговых объектов логично. Проявляется естественное стремление застройщика выгодно использовать территорию. Это называется максимальным экономическим поведением, когда застройщик пытается из территории выжить максимум.

Торговая площадь действительно должна иметь множество торговых центров, стремления застройщиков понятны. Но хотелось бы, чтобы при застройке важной для горожан площади в экономическом и транспортном отношении учли и архитектурное разнообразие окружения самой площади. Но, кажется, в планы мастерской «АПМ Фефелова В.В.» это не входит.

– Новая застройка никак не привязана к тому пространству, которое его окружает. Она спроектирована так, как будто на площади вообще ничего нет. Пустой земельный участок, какой-то конфигурации, мы делаем из него максимальный выход квадратных площадей, которые потом будут сдаваться в аренду и продаваться. Вот и вся задача, которую решили проектировщики. Мне не нравится такой подход. Это слишком ответственное место – главная площадь Левобережья, – говорит Григорий Ерохин.

Сейчас К. Маркса является площадью утраченных возможностей. Исправить ситуацию новый проект сможет только в рамках той территории, в которой он построен, ведь всё вокруг уже занято: ГУМ, гостиница «Турист», ТОЦ «Версаль», ТВК «Калейдоскоп», ДК «Сибсельмаш». Остаётся небольшой участок за монументом Покрышкину. Антон Гашенко: «Здесь нужно быть суперпрофессиональным архитектором, чтобы создать объект, который уравновесил бы всю архитектуру площади К. Маркса».

Как именно проекту Марии Фефеловой удалось обойти Ar.Tego.?

Ar.Tego. разработал проектное решение, которое было показано на президиуме градостроительного совета и одобрено. После этого заказчик, владелец земли и здания ДК «Сибсельмаш» — Тимур Саттаров без предупреждения, неожиданно меняет архитектора, обращается к фирме, которое создаёт другое проектное решение. С этим другим проектным решением заказчик проходит государственную экспертизу и обращается за получением разрешения на строительство в Управление архитектурно-строительной инспекции города Новосибирска. Там замечают, что проект не тот, который изначально был заявлен и продемонстрирован на президиуме. Процесс ставят на паузу. Инспекция предлагает ещё раз показать проект президиуму, потому что иначе получится обман. Его показывают. Никому не нравится. Все очень плохо высказываются. Потом ещё раз собирается президиум по этому поводу. 

Григорий Ерохин:

– Я на него не пошёл, у меня занятие в это время было в университете. Но в принципе, какой смысл уже наше мнение узнавать, когда застройщик — вот так и построит. От нас уже ничего не зависит, к сожалению.

–  Получается первый и второй созыв президиума были формальностью. От вас бы действительно ничего уже не зависело?

 – Да. Повздыхали бы, да разошлись. По-хорошему такие проекты должны проходить процедуру публичного обсуждения, делаться на конкурсной основе. В мире обычно это происходит так: объявляется открытый конкурс или приглашается на закрытый 10-15 хороших, известных архитекторов. Они предлагают свои проекты, жюри выбирает лучший, он потом реализуется.

К сожалению, «Сибсельмаш» – другая история. Земельный участок ДК находится в частной собственности. В таком случае именно собственник принимает решение о том, как его застроить. И, если он выполняет все нормы, правила и законы, то он прав. Григорий Ерохин: «Как выглядит здание, это уже субъективно, если этажность в пределах, количество парковок предусмотрено, соблюдены пожарные нормы и отступы от границ участка, то оснований отказать в строительстве просто нет».

Что дальше будет с проектом?

Проект прошёл проверку всех важных государственных органов. Сегодня можно гарантировать, что площадь К. Маркса будет выглядеть, как на макете мастерской «АПМ Фефелова В.В.». Григорий Ерохин говорит: «Такие объекты, как ДК «Сибсильмаш» строятся 2-3 года, но со сложившейся политической и экономической ситуацией продолжительность строительства трудно спрогнозировать. Пока, по крайней мере, я не вижу никакого обвала в строительной отрасли, чтобы прям стройки останавливались, например, кран вчера на стройке двигался, а сегодня нет. Этого пока не наблюдаю. Тем более, если у собственника земли достаточно своих средств для строительства объекта, реализация проекта может продолжиться».

Александра Ломенкова

Фотографиями двух проектов поделился Григорий Ерохин

Фото ДК «Сибсильмаш» Александры Ломенковой