Всё по-взрослому: кукольные спектакли в Новосибирске

Мы привыкли воспринимать театр кукол как представление для детей. Герои, как правило животные, отправляются в сказочный мир вместе с ребёнком: там ярко, легко и безопасно. Но кукольный театр не весь такой, даже пальчиковыми куклами можно рассказать серьёзную историю. Взрослый репертуар в Новосибирском областном театре кукол пополняется с 2018-ого года. Сейчас он состоит из трёх постановок: «Безумный день или женитьба Фигаро», «Похороните меня за плинтусом» и «Королева красоты из Линейна».

Последние два спектакля были поставлены режиссёром Эльмирой Куриленко. Она же преподаёт в Новосибирском государственном театральном институте и готовит будущих кукольников. Большинство выпускников остаётся в Новосибирске, но некоторые уезжают в другие города: в Москву, Мурманск, Ижевск.

— Она такой режиссёр, который думает и мыслит символами, метафорами. Всё это она включает в театр кукол. Она так нас и учила. Рассказывала, что театр кукол без образов, без вымышленных персонажей, без какого-то художественного прочтения просто не может существовать, — делится выпускница НГТИ 2018-го года, Яна Трегубова, действующий артист-кукловод в НОТеК, — Так получилось, что мой курс [2014-2018] сто процентов в профессии.

Яна играет роль Саши в спектакле «Похороните меня за плинтусом». В спектакле участвует три стационарных куклы. Несколько людей играют одну роль: от трёх до девяти артистов могут управлять одной куклой. У актёров двойная задача: показать эмоцию самому, как это делается в драматическом театре, и передать её кукле. При этом реплики Саши Яна произносит одна, хотя роль Бабушки озвучивают все кукловоды, которые ею управляют.

В спектакле используют разные системы управления куклами, зрители видят не только планшетные куклы, но и театр теней. С помощью него показывают внутренний мир, мечты, воображение, детское, но не по годам мудрое, сознание Саши.

 «Похороните меня за плинтусом» — это история о сложных семейных взаимоотношениях и жесткой любви по одноимённой экранизации Павла Санаева. Режиссёр-постановщик Эльмира Куриленко убрала из повести часть сюжетных линий, выдвинув на передний план чувства трёх героев: Бабушки, Мамы и Саши.

Саша живёт с бабушкой, которая очень сильно его любит, но её представления о заботе немного отличаются от ожиданий ребёнка: рыбий жир, тёплые сапожки в подарок вместо сладостей, а бабушка поёт не о Чебурашке и крокодиле Гене, а про Октябрьскую революцию и дедушку Ленина, который «такой молодой». Мама Саши редко видит сына, потому что Бабушка не доверяет ей его воспитание.

Сцена выглядит так, будто взяли макет крохотной советской квартиры, разрезали его, потом по этому развёртку сделали декорации. Деревянные платформы, водосточные трубы, ржавый холодильник, справа висят две металлические цепи, которые сначала не замечаешь, но потом, когда они находятся на Маме, хочешь их разорвать.

— Иногда так совпадает, что в один день ты играешь абсолютно разные спектакли. Утром в Комнате сказок «Крошку Енота», там всё так по-доброму. А вечером «Похороните меня за плинтусом», он эмоциональный, физически сложный. Ходишь по театру, настраиваешься, не хочешь ни с кем говорить, — рассказывает Яна Трегубова.

«Королева красоты из Линейна» — это ещё более тяжёлая и страшная пьеса Мартина Макдонаха, премьера которой в Новосибирском областном театре кукол состоялась 22 февраля 2022 года. До начала спектакля зрителей встречают два музыканта: один играет на гитаре, второй на кахоне, оба импровизируют. Живая музыка сопровождает весь спектакль, её автор — Олег Бабич.

Сорокалетняя Морин Фоман живёт с Мэг, которая много лет назад забрала её из психиатрической больницы. Другие сёстры не хотят помогать старой матери, поэтому Морин приходится одной ухаживать за Мэг, а она её эксплуатирует по полной. Морин одержима идеей уйти из дома и найти любовь. У неё даже получается начать строить личную жизнь, но парню необходимо уехать в Америку. Где проходит грань между любовью и эгоизмом к близким людям? Морин необходимо выполнить дочерний долг или начать бороться за собственное счастье?

— Когда сознание [главной героини] куда-то улетучивается, тут же кукла превращается в разных животных: в паука, скорпиона. Но это не просто, бац, куклу одну спрятали и принесли другую, мы ищем все возможные способы взаимодействия с ней одной. Драматический актёр порой не способен на такие кульбиты, — объясняет Яна.

Жанр пьесы — split-драма (с англ. «раскол»). Все артисты-кукловоды в спектакле играют Морин и на протяжении всего спектакля меняются ролями. Такой режиссёрский приём помогает показать сумасшествие главной героини, её противоречивые мысли и мрачный внутренний мир. Через эту призму строится всё повествование.

Актёры управляют тростевыми куклами. Новосибирский областной театр кукол славится именно ими, потому что половина репертуара сделана с этим видом кукол. Хотя он изживает себя, современные режиссёры почти его используют. Виртуозное владение тростевой куклой — большая редкость. В «Королеве красоты из Линейна» детально передаётся нервозность героев: дёрганье ног, излишняя жестикуляция, зритель читает настроение героев через их позы.

Театр кукол разрушает мифы о своей несерьёзности. Он бывает совсем не милым и наивным, а ужасным и разбивающим. Искусство кукольника заключается в том, чтобы показать зрителю, как неживая материя может дышать, смотреть, страдать, во что он обязательно поверит. Неважно кто он: взрослый или ребёнок.

 Ольга Егитова

Фото автора