Всё про курьеров
Когда не хватает времени на походы в магазины, на помощь приходят онлайн-сервисы по доставке продуктов и товаров. Курьеры — самые трудящиеся люди в этом процессе, но не все знают об особенностях их работы. На примере популярного сервиса “Сбермаркет” попробуем понять эту сферу деятельности и разберём их обязанности.
Условия трудоустройства
Прежде чем стать курьером Сбермаркета в Новосибирске нужно:
1) Наличие автомобиля и водительских прав.
Сбермаркет с недавних пор требует от будущих работников в сфере доставки еды наличие автомобиля. Всё очень просто: заказ до клиента должен быть доставлен как можно быстрее. Для других приложений доставки есть другие правила: в Delivery.Club, Яндекс.Еда, Самокат и др. не обязательно наличие личного автомобиля. Вы можете стать как пешим курьером, так и взять автомобиль в аренду.
2) Желание.
— Да, мы понимаем, что они идут работать, потому что им нужны деньги, но как показывает статистика, работник, который действительно хочет не только получать деньги, но и работать, в конце месяца показывает результат выше других, которые пришли просто получить деньги, — рассказал супервайзер Кирилл Дружинин.
3) Подать анкету в интернете.
Наверное, это самое простая часть в трудоустройстве в Сбермаркет. Всё, что нужно сделать — заполнить все поля в анкете и отправить её работодателю. В приложении нет ничего сложного: указать ФИО, город, желаемую должность, данные водительского удостоверения, информацию об автомобиле и контактный телефон. Новые вакансии появляются часто, поэтому не придётся долго ждать нового объявления о приёме на должность курьера. Ещё одно преимущество Сбермаркета в том, что свободные места практически всегда есть и на анкету работодатель отвечает либо в тот же день, либо на следующий. А вот, например, в Яндекс. Еде период рассмотрения анкеты составляет 2-4 дня, у Delivery.Club — 1-2 недели.
4) Собеседование.
Как только работодатель просмотрит анкету и одобрит, он перезвонит и договорится о собеседовании. Ещё одно преимущество Сбермаркета — дистанционная форма собеседования. Как правило, оно проводится в то же время, когда перезвонит работодатель. Он расскажет об особенностях работы, обязанностей, нюансах, заработной плате, графике работе, требованиях в трудоустройстве и дальнейших действиях после разговора. На собеседовании скажут, чтобы Ваш мобильный телефон был на ОС Android с установленным мессенжером WhatsApp. Также спросят в каком районе проживаете, чтобы закрепить Вас в ближайшем магазине. Тогда же, работодатель ответит вопросы соискателя.
5) Дата и время обучения.
Если после собеседования Ваше мнение не изменилось и решили работать курьером, то назначается удобное для Вас время и дата для прохождения обучение.
— В день Х нужно встретиться сработающим курьером в назначенном месте и поработать с ним несколько часов. В конце рабочего дня обучения стажер пробует самостоятельно совершить заказ. Если всё хорошо, то его обучение заканчивается, — рассказал Кирилл Дружинин.
Будущему работнику объясняют, каким приложением пользоваться и как правильно с ним работать.
6) Бумажные дела.
После удовлетворительного обучения в дело подключаются супервайзеры. Они определяют будущего курьера на желаемый район работы, согласовывают с магазином о новом работнике и документально его оформляют. Курьеру нужно оформиться как самозанятый, принести медицинскую книжку и сертификат о вакцинировании. Наличие сертификата о вакцине у работника доставки в Сбермаркете Новосибирска просят с октября 2021 года. Ещё одним обязательным условием является наличие действующего паспорта гражданина Российской Федерации.
7) Done.
После прохождения этих шести пунктов будущий курьер становится работником Сбермаркета.
Условия работы
После стажировки вы становитесь курьером в Сбермаркете.
1) Униформа.
Компания выдаёт обязательную экипировку. Экипировка имеет сезонность, то есть, для каждого времени года вам выдадут одежду по погоде. Зимой это будет тёплая куртка, которая не сковывает движения, весной и осенью — демисезонная куртка или утеплённая жилетка, чтобы было ни холодно и ни жарко, а летом выдадут ветровку на прохладную погоду. В независимости от времени года сервис Сбермаркет выдаёт сотрудникам фирменную футболку, кепку и термосумку, которая позволяет носить еду без риска её испортить. Когда были эпидемиологические ограничения, Сбермаркет выдавал своим сотрудникам средства индивидуальной защиты. На протяжении всего рабочего дня, сотрудник должен соблюдать обязательные правила защиты, иначе он будет оштрафован.
2) График.
Стандартный график работы курьера в компании Сбермаркет — 2/2. Но есть интересный момент, который позволяет стабильный график превратить в гибкий: перед рабочей неделей работник обязательно должен сказать в какие дни он выйдет на работу.
— Например, он говорит, что может в понедельник, во вторник, в пятницу и субботу, — поделился супервайзер Кирилл Дружинин.
То есть, курьер заранее сообщает о своих рабочих днях, в которые он обязательно выйдет. Если он не может или без предупреждения не выходит на смену, то его ждут отсутствие заработной платы за тот день и штрафы. В этом пункте есть ещё одно преимущество — можно выбирать удобные для себя часы работы. Поскольку основной контингент — молодёжь, то они могут совмещать работу с учёбой или другими личными занятиями. При трудоустройстве работодатель скажет, что рабочий день составляет 12 часов. Но если вам неудобно работать 12 часов в день, то можно устроиться с графиком на 4 часа, 6 или 8.
— В любом случае они сами регулируют этот момент. Он же может отработать 1 час или 3. Тут уж на его совести. Отработает час, так и получит за час. За час может быть пять заказов, а может и ноль, — говорит Кирилл.
3) Заработная плата.
Наверное, самый интересный пункт, который интересует многих. В Новосибирске курьер в Сбермаркете за один заказ получает 190 рублей. У курьера в Новосибирске нет фиксированной заработной платы за смену. Это зависит от того, сколько за день заказов и сколько он их принимает. В среднем за смену выходит около 3500 рублей, но бывают случаи, что за смену можно заработать 5000 рублей и более. Курьер не обязан принимать все заказы, он лично отвечает за этот момент.
По обновленным данным на сайте Сбермаркета 84 000 — ориентировочный доход водителей-курьеров в Новосибирске. Это на 54, 8% больше средней зарплаты в стране. Не стоит забывать, что Сбермаркет за хорошую работу поощряет работников премиями. Получить деньги можно в тот же день себе на карту. Таким образом, курьер зарабатывает исключительно от личных возможностей и поставленных целей.
4) Штрафы.
Неприятный раздел, но не менее важный, чем заработная плата, — штрафы. Это нужно знать, прежде чем вы соберётесь устраиваться курьером в Сбермаркет. Есть таблица штрафов, но нас попросили ее не публиковать, сославшись на этические правила. Однако следует сказать, что за безделье не штрафуют. Если ничего не делать, штрафы вас не коснутся. Самыми распространёнными причинами для штрафов являются опоздание на работу, задержка доставки, порча продуктов и плохой рейтинг.
5) Постараемся честно рассказать и о недостатках.
- Мобильную связь и интернет вы оплачиваете сами. Поскольку курьерам приходится часто созваниваться с клиентами, то на связь могут уходить большие деньги. Это неприятный момент, если ваш тарифный пакет не рассчитан на большое количество звонков и постоянно включенный интернет.
- 30 минут.
Фишка многих служб доставок — доставить заказ за 30 минут. Если проходит более 30 минут, то заказ для клиента становится бесплатным, либо ему предлагают дополнительные подарки. Но на заработной плате курьера позже это сказывается. И всё-таки 30 минут для доставки — мало. И сейчас Сбермаркет продлил это время до двух часов.
- Физические нагрузки.
Помимо того, что приходится постоянно находиться на ногах и носить сумку, работа курьера зависит от природных условий, ситуаций на дорогах, уровня безопасности в здании и эмоциональном состоянии клиента.
- Однообразие.
Курьерская работа подразумевает одно и то же движение, хоть и по разным адресам и разным направлениям. Суть работы всегда одна и та же: забрал — отдал. Нет никакого развития.
- Низкий престиж.
Из-за высокого спроса на услуги курьеров в период режима самоизоляции в эту профессию ринулись люди без образования, безработные и студенты — таких людей много, что означает переизбыток потенциальной рабочей силы.
- Отсутствие перспектив.
Работая в доставке курьером, нельзя рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице, хоть Сбермаркет такое обещает.
- Отсутствие перерыва.
Официально время для обеда предусмотрено, но по факту придётся есть на ходу.
6) Бонусы.
Курьеры, как в любой другой профессии, получают премии, бонусы и скидки. Начисление премий как игра: для каждого уровня свои правила. Например, сперва получаешь бонусы, что завершил 10 заказов, потом начисляют, что за 2 часа закрыл 20 позиций без опозданий. Также бонусы начисляются, если у курьера хороший рейтинг. Все эти правила включены в одну игру, которую курьер проходит постепенно. Есть скидки на еду. Курьер во время работы может пообедать, заказав через сервис дешевле, чем обычный клиент. Все чаевые, которые получает курьер, достаются ему.
7) Самостоятельность.
У курьера нет коллег, с которыми нужно выстраивать отношения. Есть только вы, заказ и клиент. В таком случае у курьера нет работы в коллективе, но есть товарищи, с которыми он может сам выстроить отношения. Витает даже слух, что есть “курьерское братство”. Мы провели опрос среди курьеров и результаты разделились на две части: “да, мы помогаем друг другу, если нужно” и “нет, каждый сам за себя”.
Причины начать работать курьером
“Работаю больше года, всё нравится. Есть, конечно, свои минусы, но это не критично. Закончил университет и понял, что не знаю чего хочу от жизни. Решил пойти курьером поработать” — Николай, 24 года.
“Нет свободных мест, чтобы пойти работать по профессии. Вот и пришлось идти курьером. Профессия так себе, но на жизнь хватает”, — Максим, 24 года.
“Не особо хороший период в жизни был. Решила попробовать что-то новое. Вот и пошла в курьеры. Необычно так, интересно, но сложно. Долго здесь не пробуду, надоело”, — Ирина, 29 лет.
“Увидел объявление на сайте и решил попробовать. Ну а что? Мне даже нравится. Это моя постоянная работа. Мне нравится активный образ жизни, а тут так раз активно”, — Алексей, 30 лет.
“Мне срочно понадобились деньги. Самое быстрое, что нашла — курьер. Работаю здесь 2 недели”, — Татьяна, 26 лет.
Казусные случаи
На работе бывают ситуации, когда не знаешь, как себя повести. Работа курьером не исключение.
- Что делать, если клиент не отвечает на звонки?
— Сперва нужно попытаться до него дозвониться. Бывает 10 раз ему звонишь, а он не отвечает. Тогда звонишь в домофон, чтобы соседи впустили. Стучишься в квартиру. Был случай, когда заказчик ни на звонки, ни на что не отвечал. Тут работает правило “15 минут ждёшь”. Если никто так и не вышел на связь, то пишешь в тех. помощь. Дальше они пытаются связаться с клиентом. Если он вышел на связь, то предлагают ему либо поменять время, либо вернуть деньги. Тогда курьер возвращается в магазин. Если не вышел связь, то курьер уходит,— прокомментировал супервайзер Сбермаркета Кирилл Дружинин.
- Что делать, если место “необычное”?
— Довезти туда, куда попросили. Нет таких мест, куда нельзя курьеру. Их везде пустят. А если не пускают, то звонят клиентам, чтобы они вышли и забрали заказ. Бывают моменты, когда заказчик противится. Тогда нужно объяснить ситуацию. В крайнем случае связаться с тех.поддержкой, — поделился супервайзер Сбермаркета Алексей Пономарёв.
- Что делать, если клиент просит оставить заказ около двери и уйти?
— Оставить заказ там, где попросил клиент. Его нужно сфотографировать, чтобы потом не было вопросов и претензий. Желательно уйти в укромное место и потом убедиться, что заказ забрали, — рассказал Кирилл Дружинин.
Дарья Баркаева
Фото Дарья Курнакова