«Без дистанции» в «Старом доме»

Ежегодно в Новосибирском театре «Старый дом» проходит марафон «Без дистанции» — это возможность для артистов попробовать себя в роли постановщиков и показать свои работы зрителям. В этом году он прошёл 25 и 26 марта.

Как он появился?

Исторические корни проекта лежат в конце 90-ых годов, когда актёры «Старого дома» придумали фестиваль самостоятельных актёрских работ и назвали его «Свободная сцена». Для него артисты придумывали собственные постановки. Этот проект был частью программы несколько месяцев, после чего прекратил своё существование. Но в 2020 году, во время пандемии, возникла идея возродить существовавшую традицию под другим названием сначала в режиме онлайн из-за локдауна, а потом и в стенах театра:

— В 2020 году, когда весь мир находился в условиях самоизоляции, нашей креативной группе стало интересно, чем сейчас занимаются артисты. Оказалось, что они пишут музыку и стихи, сочиняют пьесы, учатся играть на музыкальных инструментах. Так и родился проект «Без дистанции», — рассказала пресс-секретарь «Старого дома» Наталья Дмитриева.

Проект «Без дистанции» в 2023 году длился два дня. Было представлено семь пробных работ. И у каждой из них есть шанс стать серьёзным проектом и войти в основную программу. Так случилось со спектаклем «Фраг» Анатолия Григорьева и музыкальной группой «Эверест 9050».

«[əˈbaʊt]» — о чём?

В этом году, как и всегда, тематики работ разные: от жирафов до вечных женских ценностей. Но самой провокационной и неоднозначно оценённой работой стал треш-концерт группы Евгения Варавы «[əˈbaʊt]».

Если коротко ответить на этот вопрос, что это было за представление, то можно назвать его вызовом традиционному театру. На сцене — музыкальная группа из пяти человек в дерзкой одежде: яркие шубы, кожаный обтягивающий комбинезон, маска кролика и ошейник — всё это можно увидеть на её солистах. Рядом со сценой, как на настоящем концерте, подпевают и танцуют зрители. Как усидеть на месте, если группа читает реп под звуки электронной гитары? Но автор концерта вкладывал в свою работу больше смысла, чем кажется: в своих песнях он в грубой манере высмеивает представителей современного общества — альфонсов, девушек легкого поведения и людей с пагубными привычками. Так он хотел донести, что в каждом из нас есть черты этих людей, хотел снять «маски» со зрителей. Кульминационным моментом выступления стала драка, в ходе которой,по сценарию концерта,солистов группы избили металлическими прутьями. После этого Евгений Варава выворачивает свою шубу на сторону с народным орнаментом и исполняет личную песню, чтобы показать себя настоящего. Этим действием он хотел убедить зрителей в том, что всё, что происходило на сцене — лишь сатира, и её не стоит расценивать как трансляцию правильного поведения. Но за неоном, дымом и битами не все смогли разглядеть основной посыл автора. Многие посчитали его концерт пропагандой развратного образа жизни.

— Люди приняли происходящее за чистую монету. Они не поняли, что мы хотели до них донести и начали писать негативные сообщения в социальных сетях, говорили, что мне должно быть стыдно за то, что я сделал, и даже желали мне смерти. А я всего лишь хотел показать, что то, что происходило на сцене, — это про каждого из нас, — признаётся Евгений Варава.

Но, несмотря на негативные отзывы, он планирует продолжать свою концертную деятельность не только в стенах своего театра, но и на других площадках Новосибирска.

Марафон «Без дистанции» позволяет актёрам «Старого дома» реализовать свои самые смелые идеи и донести до зрителей свои мысли, поэтому, по словам пресс-секретаря Натальи Дмитриевой, он будет существовать ещё долгие годы.

Алина Скосырских

Фото автора