Кто учит детей говорить правильно

Дети – цветы жизни, не так ли? Они безусловно прекрасны, но важно – научить их в детстве правильно говорить и дать азы грамотности. Этим и занимаются логопеды.

С утра надо подготовить кабинет и наглядный материал для занятия. Потом Елена Владимировна идёт за детьми – будет урок по подготовке к грамоте в подготовительной группе, то есть с детьми шести-семи лет. Детей человек двенадцать, но их распределяют по подгруппам по шесть человек в каждой. Чем старше ребенок, тем длиннее занятие: от 10 до 30 минут.

Елена Владимировна была воспитателем в детсаде с 1998 года. В 2014 она решила немного изменить профессию, чтобы не выгореть, и потому стала логопедом. Официально она должна работать по четыре часа в день, но постоянно приходится оставаться сверхурочно.

— Первым сядет тот, у кого голубая маечка, — задорно говорит логопед.

Дети быстро переглядываются и выполняют задание. На столах уже лежат задания: сегодня изучаем букву «С».

— Слон, санки, самолёт, – какой первый звук?

Ребята уже могут определить это на слух. Далее разбираем этот звук по артикуляционным и акустическим характеристикам.

— Язычок упирается в нижний ряд зубов, губы в улыбке, воздушная струя встречает препятствие, поэтому тянуть этот звук, как гласный, не получается, — объясняет Елена Владимировна.

Ребятишки назовут этот звук согласным, и будут правы. Потом они закрепляют изучаемый звук в начале, середине и конце слова, а затем характеризуют. Далее разбираются, бывает ли этот звук мягким (они уже знают, что есть непарные звуки), и характеризуют его так же, как и твердый: находят картинки с этой буквой, проговаривают её в слогах, в словах, могут даже в предложениях или скороговорках. После этого выполняют графические задания на профилактику дисграфии, чтобы ребёнок правильно писал. Для этого они показывают картинки, на которых несколько рядов по две буквы, наложенных друг на друга или перевёрнуты, чтобы ребёнок мог распознать спрятанные символы. Чтобы ребёнок мог воспринять всё более эмоционально, они с педагогом и хлопают, и топают, и крутят флажками, то есть используют всевозможные средства для запоминания и привлечения внимания в игровой форме.

«Каждая неделя в нашем заведении начинается одинаково, это уже обычай»

—Программа лексико-грамматических занятий разработана на год. В понедельник мы знакомим ребятишек с темой, по которой работают и воспитатели. Так мы обогащаем словарный детей, развиваем грамматический строй речи. Слова из конкретной темы мы склоняем по падежам, изменяем по числам, находим однокоренные слова. Они могут описать картинки и пересказывать небольшие тексты. Это помогает сделать их речь более связной и развить их мозг, – рассказывает Елена Владимировна. Всё, что окружает детей в быту, даётся просто: животные, посуда, мебель, продукты. Патриотические темы «Мой город» и «Моя страна» даются им тяжело, это более абстрактные понятия. Сначала детки рассказывают про свой двор, потом про район, и так постепенно мы доходим до страны. Знакомство с творчествами таких авторов как А.С. Пушкин, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак — это сложно воспринять, но детям интересно. Как правило, мы устраиваем викторины по произведениям, подкрепляя знания эмоционально.

—Планы на занятия я теперь составляю сама, учитывая огромный опыт моих коллег как новосибирских, так и московских, и петербургских. Структура занятия присутствует, но не каждому она подходит. Бывает, что ребёнок заболеет или у него будет плохое настроение, и он не идёт на контакт. Подстраиваемся под ребёнка.

Инклюзивное образование — есть!

Как сообщает «Дефектология Проф», в 1970-1980-е годы речевые нарушения были у каждого четвертого ребенка в возрасте до семи лет. Сейчас ситуация ухудшилась: «среди дошкольников с речевой патологией дети с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу — около 40%», как пишут в работе Ю.Г. Демьянов, В.А. Ковшиков, А.Н. Корнев и В.В. Ковалёв.

Развитие ребёнка нельзя бросать на самотёк. В детском саду должен быть укомплектованный штат сотрудников, которые были бы обучены не только работе с детьми с нарушениями поведения или речи, но и сболее сложными случаями, такие как РАС (расстройство аутистического спектра, прим. редакции) и другими. Особенно нужны тьюторы — они будут ухаживать за конкретным ребёнком, помогая ему развиваться, а не просто расти среди коллектива.

В исследовании «PubMed» за ноябрь 2021 года приведены данные, что РАС присутствует примерно у одного ребенка из ста. В статье«AmericanSociologicalAssociation» за март 2011 год сказано, что распространенность аутизма резко возросла — примерно в десять раз с 1971 года, но никто не знает точных причин такого всплеска.

— У нас уже практикуются инклюзивное образование. Любое учреждение, которое носит статус «комбинаторного» или «компенсирующего», обязано принимать детей с особенностями психического и физического развития. Я согласна, что они должны социализироваться. Но важно, чтобы педагоги были подготовлены к работе с ними, поэтому учителям надо самообразовываться, посещать курсы, – рассказала логопед.–У нас не бывает “Дня сурка” — никогда не знаешь, что день грядущий готовит тебе, потому что в своей работе ты идёшь за детьми.

Екатерина Сошникова

Фото автора