Незабытое кино
Черно-белая и цветная зернистая картинка, немая речь и субтитры, непрофессиональные актёры и уже звёзды советского кино, длинные сцены и первые эксперименты с монтажом. Всё это об архивном кино, которое ожило на экранах центра культуры и отдыха «Победа» с 25 февраля по 1 марта. Госфильмофонд России организовал «Эхо второго Московского международного фестиваля архивных фильмов» и привёз в кинотеатры трёх культурных городов страны (Санкт-Петербург, Екатеринбург и Новосибирск) программы, состоящие из забытых и недоступных прежде картин 20-ого века.
Открытие фестиваля в «Победе»
Главный день. Зрители собрались в зале, чтобы посмотреть неизвестную картину Сергея Эйзенштейна «Генеральная линия» в живом музыкальном сопровождении пианиста Антона Смирнова. Перед премьерой аудиторию поприветствовали и поблагодарили за живой интерес к архивному кино Андрей Мякотин — заместитель гендиректора по развитию и коммуникациям Госфильмофонда России и Ольга Иванова — представитель министерства культуры Новосибирской области. Также на открытии организаторы познакомили зал с программой предстоящей недели и передали слово известному киноведу Науму Ихильевичу Клейману. Историк кино онлайн подключился к зрителям, сидящим в зале, и прочитал небольшую вступительную лекцию, где поведал о драматической судьбе фильма и об особенностях киноязыка Сергея Эйзенштейна и Григория Александрова.
«Нам стоит взглянуть на фильмы новыми глазами и подумать о том, что художники были более правы, не только чем начальство, но и публика, которая была не подготовлена к их новым открытиям», — считает Наум Ихильевич.
Корни фестиваля
Госфильмофонд сегодня — это главный и крупнейший хранитель коллекции архивных фильмов и других киноматериалов. Культурное учреждение реставрирует, оцифровывает, исследует фильмы минувшего столетия, а также создает проекты, связанные с их популяризацией. Одним из таких проектов стал Московский международный фестиваль архивных фильмов, который является преемником фестиваля «Белые Столбы». С 1997 года его организует Госфильмофонд России для знакомства киноведов и синефилов с коллекцией одного из важнейших в мире и крупнейшего в России киноархива. Программа фестиваля состоит из забытых и недооцененных современниками фильмов: малоизвестного научного и завораживающего зрелищного кино, а также лент, считавшихся прежде утраченными. Так называемое «Эхо» представляет собой более сжатый проект главного Московского фестиваля и показывает две или три программы из полного цикла.
Архивное кино — это скучно?
На фестивале в «Победе» показали семь картин, которые относились к двум программам. Первая — подготовлена киноведом Наумом Ихильевичем Клейманом «Третья из трёх» (“Проблемные” фильмы проблемной эпохи), а вторая — киноведом Евгением Яковлевичем Марголитом «Белые одежды. Врач на экране». Перед каждым показом авторы подборок подключались онлайн из Москвы к зрителям в зале и проводили небольшую, но ценную лекцию, где рассказывали, с какими трудностями пришлось столкнуться фильму в годы кинематографического перелома, и почему от него отказывались государство и зритель, чем важна представленная картина, указывали на киноприёмы, которые использует режиссер и на смыслы, на которые стоит обратить внимание.
Еще одной уникальной чертой фестиваля стала возможность заглянуть в прошлое и понаблюдать не только за первыми шагами и экспериментами в кинематографе 20-х и 30-х годов, но и за бытом и проблемами обычных людей. Так в фильме «Одна», входящим в подборку Наума Клеймана «Проблемные фильмы проблемной эпохи», рассказывается история Елены Кузьминой, окончившей педтехникум. Будущее рисуется ей радужно и связывается с маленьким личным счастьем. Она мечтает работать обязательно в «центре», выйти замуж за любимого человека и построить с ним крепкую семейную жизнь. Но неожиданно она получает назначение на Алтай. Кузьмина воспринимает это как крушение всех сокровенных надежд. Казалось бы перед зрителем разворачивается банальная история, но на её примере мы можем почувствовать дух времени и заметить, как государство вторгалось в личную жизнь человека и меняло полностью его судьбу.
Впечатления зрителей
Сергей Арбузов, зритель фестиваля. Посмотрел всю программу.
«Все фильмы были по-своему интересны, но наиболее впечатляющим для меня оказался первый день, когда режиссерами были Сергей Эйзенштейн со своей «Генаральной линией» и Всеволод Пудовкин с «Простым случаем». Причем Пудовкин открылся для меня с новой стороны. Раньше я читал про него, как про невыдающегося художника, у которого было много неудачных картин, но эта оказалась очень своеобразной, с её одновременно сдержанной манерой игры и экспрессивным монтажом».
Анна Огородникова, организатор фестиваля в центре культуры и отдыха «Победа».
«В Новосибирске достаточно людей, которые интересуются культурой и смотрят на поход в кино не просто как на развлечение, хотя у кинематографа есть и такая функция, но и видят возможность расширить свои познания, зрительский опыт, и в конце концов узнать больше об истории культуры и контексте того времени. А если говорить про мои личные ощущения, то для меня архивное кино было бесконечно красивым!»
Ксения Павлова
Фото автора