Онлайн-репетиторство. Что это из себя представляет и как на этом можно заработать
С развитием цифровых технологий процесс обучения значительно изменился. Поспособствовали этому социальная сегрегация и изоляция с началом пандемии. Всем университетам, школам и многим другим учреждениям пришлось перекроить привычный формат и перестроиться на дистанционное образование, а уже существующие в тот период онлайн-платформы для обучения стали набирать популярность. Это повлекло массу изменений, например, усовершенствование онлайн-репетиторства. В этой статье я бы хотела углубиться в эту тему.
Стоит начать с определения, в интернете можно найти такое понятие, как “дистанционный репетитор” — это частный преподаватель, который занимается с учениками на расстоянии, используя интернет-технологии или другие средства, предусматривающие интерактивность. Однако онлайн-репетиторство подразумевает работу и с большей аудиторией, не только на себя, но и в школах, которые базируют свою работу в интернете. Например, учитель может по видеосвязи вести занятия, а в чате комментировать домашнее задание.
Думаю, что стоит выявить плюсы и минусы такого формата обучения. Во-первых, оно подходит для людей, которые не имеют проблем с дисциплиной, ведь намного проще для себя будет избежать занятия, в котором личный контакт с человеком и не предполагался. Однако в этом есть и плюс, ведь для личности с высоким уровнем ответственности, но с плотным графиком именно этот формат будет спасением. Во-вторых, можно выбрать тариф, по которому обучение будет проходить индивидуально или в группах, то есть в зависимости от предпочтения.
В последние пару лет онлайн-образование имеет большой успех, а развитие отрасли идет в гору.
Как это ни странно, работать онлайн-репетитором при должных знаниях может даже школьник, однако следует иметь подтвержденный хороший уровень владения предметом, пройти отбор и собеседование. Думаю, что здесь своевременен мой опыт отбора на должность учителя английского языка в онлайн-школу Skyeng. Вакансию я нашла на hh.ru. Было проведено два собеседования с разными людьми, чтобы убедиться в моей компетентности, обговорен процесс предстоящей работы, в мои обязанности входило развитие навыком говорения и закрепления пройденного материала. Структура проведения занятий отображалась в личном кабинете, доступ к которому был открыт после подписания договора. Уровень студентов, с которыми мне предстояло работать были Elementary (A1) и Pre-Intermediate (2) . Важным условием работодателя был подтвержденный уровень у преподавателя, например, ЕГЭ по английскому не позднее 3-х лет и не менее 85 баллов, т.к. я сдавала экзамен в 2023, с этим проблем не возникло. Я решила начать свою преподавательскую карьеру именно с онлайн-школы, ведь тут можно понять методику преподавания и наработать определенные навыки. Договорившись с работодателем о графике три рабочих дня в неделю и не менее трех часов работы в день, я подписала договор. Однако есть и второй путь, многие ребята начинают преподавать лично, размещая вакансию на Avito, кто-то вешает объявления в подъездах, тем не менее, этот способ более чем рабочий, весь процесс настраиваешь сам, а комиссии работодателю нет, т.к. обучение может происходить, как по видеосвязи, так и в офлайн формате, а о стоимости договариваться напрямую со студентом.
Стоит упомянуть обучение в онлайн школах, за помощью к которым многие ребята обратились при подготовке к ЕГЭ. Во-первых, платформ великое множество, поэтому выбор сделать не так просто, учитывая, что процесс преподавания в них построен по похожему принципу. Во-вторых, далеко не всем подходит подобный формат. Все индивидуально, для кого-то этот способ был крайне удобен из-за нескольких пунктов. Вся подготовка расписана систематизировано, есть рабочая тетрадь, которую ученику нужно лишь заполнить, что намного легче, чем написание конспектов самому, вдобавок, цена намного ниже, чем при таком же количестве часов в неделю была бы у репетитора, ведь занятия проводятся в группах, однако, этот момент выявляет и весомый минус, из-за которого многие мои знакомые отказались от идеи обучения в онлайн-школе. Так как занятия проходят в лекционном формате и количество человек на такой встрече начинается от пятидесяти, то вопросы и какие-то моменты просто невозможно обсудить и прояснить, помимо этого, в онлайн-школе занятие может идти три часа, а информации будет изучено столько же, сколько и за полтора часа в индивидуальном режиме, так как преподаватель будет много времени тратить на вопросы в чате.
На своем опыте я могу сравнить онлайн-школы и обучение с репетитором. Я сдавала ЕГЭ по английскому языку. Занималась с репетитором. Активная подготовка к этому экзамену началась в сентябре одиннадцатого класса. Несмотря на то, что количество занятий не превышало двух часов в неделю и соответствующего объема домашнего задания, за ЕГЭ я получила 85 баллов. При подготовке к литературе я выбрала онлайн-школу, на это повлияло несколько факторов. Во-первых, при просмотре расписанного плана, где с преподавателем уделялось по 2,5 часа на одного автора и его произведение, было три занятия в неделю, увидев это, я была приятно удивлена. Во-вторых, стоимость была намного ниже, чем при индивидуальных занятиях. Пока я училась, мне казалось, что все хорошо, но в итоге, за экзамен по литературе я получила 48 баллов. С тех пор я советую выбирать именно индивидуальные занятия с репетитором, поскольку индивидуально спроектированная программа в моих глазах теперь имеет лучший эффект.
Однако моя позиция не сходится со множеством мнений, ведь при большем усердии, мог быть совсем иной исход. Я решила отобразить мнение Элины Меняйловой. Она сдает ЕГЭ в 2023. Ее подготовка состоит из обучения в онлайн-школе “Новая школа”.
— По какому принципу выбирала школу?
— Я изучала, так сказать, рынок. Соотносила цена-качество (читала отзывы, анализировала результаты учеников, смотрела, импонирует ли мне подача и оформление).
— .Какие предметы там изучаешь?
— Изучаю литературу и английский, повторяю русский.
— Довольна ли выстроенной программой и уровнем знаний у преподавателя?
— Я училась в 3-х разных онлайн-школах, в двух из которых меня всё устраивало. Уровень знаний преподавателя тоже сюда входит.
в третьей школе мне не понравилась сама система, хотя препод был сильный.
— Занималась ли ты с репетитором когда-нибудь, если да, то что лучше, на твой взгляд в качестве подготовки к экзаменам?
— Занималась с репетиторами. Мне больше нравится формат онлайн-школы. Выделю преимущества: занимаешься в любое время дня и ночи, в любом месте, хоть в самолете, гораздо дешевле, всё структурировано, подготовлено, сохраняемо и наглядно отслеживаемо, потому что это платформа (не везде конечно, но я тщательно выбирала изначально).
Подводя итог, в 2021 году россияне потратили на онлайн-образование в общей сложности 226 млрд рублей, в то время как расходы на очное обучение составили 214 млрд. Об этом говорится в исследовании российского EdTech-рынка, которые подготовили компании «Нетология» и Data Insight. Данные были опубликованы в начале июня 2022 года.Репетиторство как неформальный институт дополняет сложившуюся систему образования и компенсирует провалы данного формального института, выступая вспомогательным элементом как при выполнении конкретных прикладных задач (сдача экзамена и поступление в вуз), так и более абстрактных (саморазвитие, обучение новым языкам/навыкам и т.д.)
Виктория Детушева