От ледяной горки до крутящихся «ракушек»: как готовят аттракционы к лету
Всю весну парки готовятся к летнему сезону. Каток уже закрыли, а аттракционы ещё не работают. Для их запуска нужна серьёзная подготовка: разборка зимние аттракционы, проверка безопасности и целых систем в парках.
В Новосибирске за парки отвечает “Дирекция городских парков”. Это учреждение занимается и мероприятиями, и благоустройством территорий. То есть с ними договариваются о разных концертах, они же следят за ландшафтом и проводят ремонт, если что-то сломалось. В уставе дирекции парки называются “структурными подразделениями”, их всего 11, и у каждого есть начальник отдела. А ещё в этих подразделениях есть аттракционы, и на сайте организации напротив должности главного инженера написано имя — Сапрыгин Александр Борисович.
По словам Александра Борисовича, подготовка аттракционов к лету начинается с марта. Готовятся документы на освидетельствование (проверка технического состояния), и где-то с первого апреля начнётся расконсервация и проверка всех систем:
— Первое, это электробезопасность, второе, когда идёт освидетельствование, проверяются все сварные швы, замеры делаются, крепление ограждений, размеры ограждений, соответствующие требования к аттракционам, если аттракционы с гидравликой, то проверяются всякие гидравлические соединения.
А пока, в начале весны, в “Затулинском парке” все карусели, та же железная дорога, колесо обозрения заметены снегом, а приборы с управлением, которые есть у каждого аттракциона, завёрнуты в чёрные тканевые чехлы — пока без расконсервации. Киоски с надписью “касса” уже несколько месяцев закрыты.
Зато работает детская площадка: качели пролетают взад-вперёд над огромными лужами, а на лазалках (верёвочные аттракционы) во что-то играет кучка детей. Но самое интересное происходит немного в стороне: на огромном сугробе два мальчика-близнеца с пластмассовыми лопатами строят крепость. Хотя даже лопатки здесь не особо нужны — есть палки! Как удачно, что сугроб под деревом.
— Вот сейчас когда не работает ничего, ну они могли бы в принципе покачаться на качелях, карусели вот тоже любят, но вот нашли палки и вот уже два часа только с палками играют — говорит мама мальчиков Татьяна.
Ещё Татьяна рассказала, что одно из любимых детских развлечений на площадке — паутина: стоит столб, и от него к земле протянуты верёвки, которые также соединяются верёвками между собой. Но там что-то было не так, упал человек, и эту паутину признали опасной. Только столб остался стоять.
Именно для такого и существуют проверки. При освидетельствовании смотрят, насколько техника готова к эксплуатации. Александр Борисович рассказал, что сначала проходит внутренняя проверка своей комиссии, а потом этим занимаются лицензированные организации, чтобы выдать новое освидетельствование, которое через год снова нужно будет обновлять.
Проверки, благодаря которым летом мы сможем посмотреть на город с колеса обозрения, регулируются специальными нормами: например, постановление Правительства РФ «Об утверждении требований к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов” (для каждого аттракциона должны быть свои нормативные документы). Если искать информацию о нормативных документах, то сразу в поиске появляются сайты лицензированных компаний, на которых расписано, что они будут проверять.
На что же обращают внимание? При освидетельствовании важно соблюсти общие технические требования. Например, поверхности и сидения аттракционов должны быть гладкими, чтобы при скольжении по ним человек не получил травмы, а аттракционы, управляемые из кабины оператора, должны быть оснащены предупредительным сигналом. Отдельные требования есть к ограждениям, платформам, трапам и лестницам, важно соблюдать чёткость: одна из таких норм — широта и высота ступеней должны быть одинаковыми по всей длине лестницы. Наклон лестницы, предназначенной для посетителей, определённый по её средней линии, должен быть не менее 45 градусов. Ещё есть условия для обеспечения безопасной посадки и высадки пассажиров, размещению и монтажу (сборка, установка) аттракциона, нестационарным источникам электроснабжения аттракционов. Последнее — генераторы. Генераторы должны быть защищены специальными конструкциями в отдельном техническом помещении, чтобы не причинить вреда здоровью.
Если в процессе проверки нашли какую-нибудь поломку, то к началу сезона (и не только, что-то может сломаться в любое время) деталь нужно будет заменить. Александр Борисович уточнил, что все аттракционы отечественного производства, поэтому запчасти делают в России:
— У нас все аттракционы наши, отечественные. Какая-то деталь потребует и месяц, допустим если это гидроцилиндр, какая-то быстрее. Как любая техника.
Пока аттракционы не расконсервировали и не проверили, можно, конечно, побегать по сугробам с палками и пластмассовыми лопатками, но есть ещё десткие площадки. Это развлечение в Затулинском парке оборудовали недавно, качели и карусели выглядят совсем новыми. На такой качеле для маленьких детей сидит Альбина, на вид девочке лет пять. Рядом стоит её бабушка — Клавдия Игнатьевна.
— Я ещё ни на каких не каталась! — громко говорит Альбина, отвечая на вопрос “А какой аттракцион нравится больше всего?”.
— Да каталась она, просто не помнит, вот хотя бы на вертолётах — поправляет ребёнка бабушка — хотя летом мы обычно уезжаем на дачу, поэтому на аттракционах особо не катаемся.
Вертолёты это такая карусель. Чтобы на ней можно было кататься, нужно соблюсти не только технические требования, но и эксплуатационные. Это гарантирует безопасное использование аттракционов. Например, аттракционы должны быть зарегистрированы, и перед входом на каждый из них нужно разместить табличку со сведениями, когда была последняя проверка, кто её проводил, и когда будет следующая. Ещё обязательно должна быть информация с техникой безопасности для каждого аттракциона и ограничениями для пользования по возрасту, весу и возрасту. Если написано в документах, то нужно установить приборы с измерением силы ветра и температурой воздуха. Кроме того, после запуска, проводятся ежедневные проверки, внеплановые, ежегодные и периодические для каждого аттракциона. После того, как у техники истёк срок эксплуатации, проводят технический осмотр, чтобы оценить остаточный ресурс, и возможно, срок продлевают.
Люди, которые следят за аттракционами и запускают их работу называются операторами. Александр Борисович рассказал, где учатся такие специалисты:
— У нас есть своя комиссия на обучение, мы их обучаем своей комиссией, своей комиссией аттестовываем. Плюс есть обучающий центр, с которым сейчас у нас уже заключены договоры для тех, у кого обучения нет. Те, которые у нас уже работали и обучились, мы своей комиссией их ещё раз аттестовываем, перед началом сезона, а те, которые у нас, допустим, первый раз, заключены договора с обучающими организациями, и они проходят обучение. Но потом наша комиссия внутренняя проверяет дополнительно и выдаёт от нашей организации удостоверение. Вам хорошо бы если бы вы меня так поймали чтобы я сидел за столом за своим, а я сейчас честно говоря в парке, холодно.
В парках Александр Борисович не только проверяет аттракционы, кроме них к летнему сезону нужно подготовить сами парки: нужно разобрать новогоднюю иллюминацию, проверить здания, электрохозяйство, освещение, теплохозяйство и многое другое:
— Подготовка не идёт одним парком. У нас же штат в каждом парке имеется, они централизованны. Где-то подготовка у нас ориентировочно месяц, и это без аттракционов. Понимаете, что помимо аттракционов у нас парк к открытию летнему готовится ещё другие системы: освещение, пожаротушение. Много систем. Потом от департамента создаётся комиссия по запуску парков. Она всё проверяет и даёт заключение либо какие-то недочёты, которые мы устраняем.
Расконсервация, освидетельствование, многочисленные проверки и подготовка целых парковых систем — много всего происходит перед тем, как можно будет покататься на колесе обозрения или попрыгать на батуте. Но впереди целое лето, за которое можно успеть обойти все парки и аттракционы, а затем похожий процесс — подготовка уже к зимнему сезону.
Анастасия Грачева
Фото автора