«Собери сам и на взлёт» Как бумажный самолётик однажды может стать боингом
О том, что мастерить самолёты можно не только из бумаги, я узнала ещё в детстве. Мой дедушка, Николай Данилович, проработал на Улан-Удэнском Авиационном заводе большую часть жизни, проектируя реальные самолёты. А дома уже собирал их маленькие модели из подручных средств самостоятельно. Любовь к авиамоделированию у него появилась ещё в детстве, когда он впервые пришёл в клуб. Эту любовь он передал своему сыну, а он – своим детям. Теперь это стало семейной традицией.
Авиамодельное конструирование – это не просто сборка миниатюрных моделей любимых самолётов, да и не такое это лёгкое дело, как кажется. Многие думают, что для сборки самолёта нужно лишь вырезать детали и склеить их. На самом деле этот процесс более сложный и длительный в реализации – нужно рассчитать размер каждой детали, подобрать механическое оснащение, найти необходимые материалы и многое другое. Сам процесс тоже занимает много времени – после первой склейки нужно ждать ещё день, пока детали высохнут и только после этого можно приступать к следующему этапу. А ведь количество этих этапов зависит ещё и от модели вашего самолёта. Поэтому сборка такой «детской» игрушки – тонкое искусство. Самый простой самолёт, который каждый из нас собирал хоть раз в жизни – бумажный. Лист бумаги, пара движений – и вот вы с друзьями уже можете соревноваться, чей самолётик пролетит дальше. Но есть и более сложные – из пенопластовых панелей, пластика или дерева, с крыльями из фольги или полиэтилена. Процесс сборки тоже может быть разным: склейка или сборка с шурупами, «приутюживание» скотча к бортам или просто их окрашивание, кабина из пластика или просто картинка мультяшного пилота на носу. У каждого свой способ сборки, и многие готовы обучить им других.
Поднять самолёт в воздух – тоже непростая задача. Сначала нужно научиться управлять им в специальном виртуальном симуляторе. В компьютер вводятся параметры авиамодели собранного тобой самолёта и создаётся его виртуальная модель. Кнопок и рычажков на пульте управления множество – одни отвечают за скорость, другие за повороты закрылок и хвоста. Есть специальная шкала, показывающая заряд аккумулятора либо количество керосина в двигателе. Сначала учатся просто взлетать и заходить на посадку, потом – делать повороты. После двух недель тренировок учатся делать сложные фигуры в воздухе — к примеру «штопор» или мёртвую петлю. И лишь после того, как ученик начинает уверенно взлетать, приземляться и делать пируэты на компьютере, разрешается пробный взлёт в реальности. Начинается всё также со взлёта и посадки, а после переходят к фигурам – мёртвым петлям и бочкам. Управляют самолётом с помощью пульта радиоуправления – он настраивается каждым пилотом под себя.
Некоторые школы организуют подобные клубы авимоделирования у себя в качестве кружка по выбору. К примеру, в лицее № 27 и школе № 36 собираются дети от 10 до 17 лет и учатся основам сборки авиамоделей. В клубе «Станция юных техников» тоже есть занятия по авиамоделированию, которые проводятся для всех желающих бесплатно. В небольших группах по 8-10 человек преподаватели учат собирать модели самолётов, управлять ими на компьютерном симуляторе и в реальности. Соревнования в авиамодельных кружках обычно проводятся весной, когда уже тепло и растаял снег. Сначала идут внутренние конкурсы в самих клубах для определения лучших, а уже потом среди городских или районных клубов. Для разных моделей самолётов проводятся отдельные этапы конкурса. Чемпионат для самолётов, крепящихся к металлическому шнуру, проводят на специальном круглом стадионе. С самолётами на свободном радиоуправлении обычно выезжают в поле, на ипподром или на большой стадион. Все участники делятся на подгруппы и выступают в своём направлении: гонки, фигурное пилотирование, воздушные «бои» и другие. В качестве жюри выступают преподаватели из разных клубов. Победители получают призы, а занявшие первые места – возможность выставить модель своего самолёта в музее Авиазавода.
Многие приходят в авиамодельные клубы, чтобы найти товарищей по делу, но некоторые мастерят самолёты и дома. В сети есть различные видео, следуя которым можно собрать модель самому.
Свою первую модель самолёта я собрала в четырнадцать лет для школьного конкурса на 12 апреля. Мы с отцом строили его в течение недели по вечерам, вырезая детали из потолочных пенопластовых панелей. Папа в основном контролировал мои действия и помогал с электроникой – остальное делала сама. Самой тонкой работой оказалась оклейка деталей цветным скотчем, ведь помимо оклеивания его нужно было ещё и «отутюжить» для гладкости и крепости. Возиться с механикой было интересно – это была кропотливая работа по соединению хрупких закрылков. Потом начались недели тренировок на специальном симуляторе, после которых я впервые подняла самолёт в воздух. Первый полёт обошёлся без поломок – даже смогла выписать мёртвую петлю. Это удивительное ощущение – то, что ты собрал сам, наконец-то работает и даже способно летать.
Авиамоделирование – это про творение самого себя. Это о свободе и полёте, о ветре и крыльях, вырастающих за вашими спинами.
Анастасия Толстова
Фото автора