Благородная профессия, неблагодарные люди
Благородная профессия, неблагодарные люди
Я училась в школе с 2011 по 2022 год. Это была самая обычная школа в провинциальном российском городе. Учили там, как и везде: кто-то требовал понимания для своего предмета, кому-то было все равно и всерьез относились лишь к тем, кто сдавал их предмет на ЕГЭ. Много учителей сменилось за это время. Например, всегда была напряженка с преподавателями химии, физики и географии. За семь лет по каждому из этих предметов сменилось 3-5 учителей. Сейчас в моей школе все еще нет химика, поэтому данный предмет ведет учитель физкультуры(!). Вместо шести учителей математики работают четыре с половиной. Но, есть и те, кто в школе уже много лет и уходить не собирается. Это, как правило, старшее поколение.
Forbes приводит статистику по нехватке учителей в российских школах. Был проведен опрос регионов нашей страны: в 35 субъектах не хватает учителей математики (это 88% общего числа респондентов), в 31 регионе нужны преподаватели русского языка (78% от общего числа), литература – в 24 регионах (60%). Нехватка учителей иностранных языков в 29 регионах (73%). А учителей начальных классов недостаточно в 21 регионе (53%). По остальным предметам данные тоже неутешительные.
Родитель всегда прав?
От начальной школы у меня остались только положительные впечатления. Наш класс все четыре года занимался с единственной учительницей, и всем нам она очень нравилась. Она к каждому ребенку относилась уважительно, и мы, дети, отвечали взаимностью. Перейдя в среднюю школу, я увидела разнообразие предметов и учителей. У всех было разное отношение к ученикам, образованию и жизни в целом. Но больше всего мне запомнилась моя классная руководительница с 5 по 11 класс – она была честна с нами и почти всегда говорила так, как есть. Благодаря ей я начинала понимать, что учителя – такие же обычные люди со своими проблемами и переживаниями. Это прежде всего работа, а не «призвание». А работа должна оплачиваться, на работе должны соблюдаться права человека и очень желательны комфортные условия. Но, видимо, не всегда этого придерживается руководство в российских школах. А конкретно – почти не придерживается.
Многие знают, что профессия эта неблагодарная. Вот что говорит учительница начальных классов в гимназии №79 города Барнаула:
– И в начале, и после продолжительной работы, одинаковые трудности: всезнающие родители с завышенной самооценкой, отсутствием самокритики, которые упорно спорят, критикуют, учат работать, не желают сами что-то делать, в частности, привлекать психологов. Удивляет то, что такие родители не делают ничего для изменения ситуации: можно поменять учителя, класс, школу, форму обучения. Но нет, все остается без изменений! К счастью, таких меньше. Не каждый молодой коллега, столкнувшись с трудностями общения с родителями, с детьми, нарушающими правила поведения и не желающими учиться, отсутствием поддержки руководства, захочет остаться в школе надолго.
К сожалению, учителя никак не защищены от негативного воздействия слов и поступков как детей, так и их родителей. Много людей убеждены, что их ребенок самый лучший и особенный. Именно поэтому такие родители позволяют себе поучать человека, который возможно уже много лет работает в этой сфере, и выработал свою методику преподавания.
И такие родители в глазах руководства будут правы. Учителя должны сами вести диалог с неадекватными родителями, тем самым, тратить на эти обсуждения свое личное время и нервы. С другой стороны, в любой конфликтной ситуации не бывает одного виноватого. С опытом, конечно, приходит понимание как правильно выстраивать профессиональные отношения и решать, казалось бы, не решаемые трудности и проблемы как с учениками, так и с их родителями.
Высокие (нет) зарплаты учителей
Много вопросов возникает, когда речь заходит об оплате труда преподавателей. Это одна из основных причин, почему сейчас в России дефицит кадров в этой нелегкой и энергозатратной сфере. На личном примере учительница старших классов рассказывает, сколько конкретно получают учителя в обыкновенной МБОУ СОШ:
– В нашей жизни как ни крути, мы хотим хорошо одеваться, кушать, путешествовать, а для этого нужны деньги. И это самый главный мотивирующий фактор зачем человек ходит на работу. В работе педагога материального удовлетворения нет. Идём к конкретным цифрам: я учитель высшей категории, высшее образование, получаю за полторы ставки 20 тысяч рублей.
Чтобы вы понимали полторы ставки это шесть уроков каждый день, к которым необходимо готовиться. И несмотря на то, что у меня достаточный стаж, я готовлюсь ежедневно, так как министерство образования ежегодно меняет программы, учебники. 6500 я получаю за классное руководство. И остальное это доплаты, за то, что я готовлю и провожу олимпиады, готовлю детей к экзаменам, хожу с ними на различные мероприятия. Итого 35-40 тысяч рублей.
То есть учительница со стажем более десяти лет получает не более 40 тысяч рублей. Молодые специалисты получают в полтора или два раза меньше. К примеру, мастер маникюра может получать в два раза больше, чем преподаватель со стажем. А для того, чтобы делать ногти, высшее образование не обязательно. И как же молодежи выбирать профессию учителя, если при начальном этапе работы заработная плата составляет чуть больше прожиточного минимума? Такая работа не станет актуальной и желанной, если зарплата несоответствующая.
Один вход – педагогический университет
У меня много знакомых, которые поступили в педагогический университет. Но всего лишь один человек из десяти хочет работать по профессии. Так происходит, потому что многие идут туда из-за низких проходных баллов. Иными словами, лишь бы бесплатно получить высшее образование. Студентка Алтайского государственного педагогического университета по направлению «Учитель начальных классов» рассказала мне, что побудило ее поступить именно в это место на данную специальность:
– Когда встал вопрос поступления, я понимала, что кроме педа рассматривать толком нечего. Поступать в другие университеты было проблематично, так как экзамены сданы не с самым лучшим результатом, поэтому по большей части, поступила туда, куда прошла без проблем на бюджет и могу получить образование. На данный момент, не планирую работать по профессии, и на это есть ряд причин. Работа с детьми тяжелая, дети разные бывают. Нет гарантии, что попадутся хорошие и спокойные, придется столкнуться с трудностями. Сложных детей с каждым годом становится все больше. Также всем известно о низкой оплате труда. У нас в университете учатся очень много людей, нет свободных мест. Но если брать в пример мою группу: из 26 человек по профессии собираются работать 7 человек, остальные просто хотят получить высшее образование.
Молодые люди не заинтересованы в преподавательской деятельности в школе. Даже те, которые учатся на данную специальность, скорее всего не планируют работать по профессии. И так будет продолжаться и дальше, если государство и руководство школ не предпримет никаких мер для улучшения условий работы.
Меры для поднятия престижа профессии
Чтобы молодые люди хотели работать в школе, необходимо повысить авторитет учителя. Сейчас у учителей только обязанности, а у родителей и детей – права. Жалобы родителей могут быть необоснованными и несправедливыми. Учитель должен быть защищен от этого. Еще можно закрепить для преподавателей определенные льготы на уровне государства. Например, как в полиции: компенсация квартплаты, льготная ипотека, бесплатный отдых в санаториях. Имея такие плюшки, намного больше людей заинтересуются в этой профессии.
Но самое главное – повышение заработной платы. Тогда престиж работы возрастет, и в школу начнут приходить молодые, замотивированные ребята. С этим фактором увеличится и преподавательский состав мужского пола. Ведь мужчин учителей сейчас очень мало, и я считаю, как раз по причине низкой оплаты труда.
Елизавета Лейднер
Фото автора