И в школу ходить не надо: учеба онлайн
Каково это — учиться в интернет-школе? Как проходит процесс обучения, в чем преимущества и недостатки такого формата, и как сдавать выпускные экзамены — своим опытом с нами поделилась Алиса, которая закончила интернет-школу и сейчас планирует поступать в ВУЗ на факультет психологии.
Зачем отказываться от обычной школы?
Всего в своей жизни Алиса училась в четырёх школах: три из них были «физическими», и одна, последняя, предполагала дистанционное обучение. Причин перейти на домашнее образование было несколько. И Алису, и ее маму еще с начальной школы не устраивало отношения между учителями и учениками в обычных школах. Алиса рассказывает, что эти взаимоотношения никогда не заканчивались на чисто учебных вопросах: преподаватели часто позволяли себе комментировать ее внешний вид, цвет волос, поведение в целом.
— Я проучилась, получается, в трёх физических школах, и всегда было, что к нам относились как-то лично, давали какие-то комментарии.
Еще одной причиной стала общая усталость от учебы: 9 класс Алиса заканчивала в гимназии, где была усиленная нагрузка. Нагнетание страха перед ОГЭ, длившееся весь год, стало последней каплей: Алиса решила, что пора переходить на домашнее обучение.
— Я понимала, что я не готова быть внутри этой системы, ещё и в таких сложных классах, как 10 и 11, когда там, возможно, решается вопрос ЕГЭ и всё такое. Я не готова это терпеть
Плюсы и минусы учебы онлайн
Выбор пал на «Интернет-урок» — онлайн-платформу, которая позволяет получить полноценное школьное образование дистанционно. По словам Алисы, о решении обучаться онлайн она не жалела ни секунды. Для нее это оказалось самым удобным форматом. Из плюсов Алиса выделяет отсутствие излишнего личного контакта с учителями и директором: в онлайн-школе взаимодействие с преподавателями проходит только в рамках домашних заданий и учебных вопросов. Там ответственность за соблюдение дедлайнов полностью лежит на самом ученике: никто не будет звонить и спрашивать, что ты успел сдать, а что не успел. Благодаря этому можно самому распределять время на учебу и тратить на выполнение заданий столько времени, сколько необходимо. Здесь действует индивидуальный подход, которого нет в школе, где на каждую тему выделено определенное количество часов. При домашнем обучении — отмечает Алиса — всё зависит только от твоих способностей и желаний, приоритетов. Если решаешь русский за полчаса — отводишь на него полчаса, если на физику нужно больше времени — можно заниматься ей до тех пор, пока не разберешься в теме.
Из этого вытекает еще один плюс — так как время на учебу теперь можно распределять самостоятельно, то появляется больше времени и возможностей для внеучебных занятий. Алиса говорит, что за два года учебы в онлайн-школе не воспользовалась этим «по полной», зато видно, как такой формат обучения положительно сказался на ее сестре, которая учится дистанционно со второго класса:
— Она выросла очень, ну, таким… свободным человеком в плане того, что у неё есть понимание, что ей нравится, что ей не нравится делать. Уже к своим четырнадцати годам она знает, какие у неё интересы, какие у неё хобби, какой спорт ей нравится, потому что она за это время успела поменять спорт несколько раз. Большое времени освобождается для того, чтобы человеку образовываться как личности, а не только в рамках образования, которое, как бы, «зажирает» всё время.
Отмечает Алиса обратную сторону свободы, которую дает онлайн-школа. Из-за того, что за всеми дедлайнами приходится следить самому, ответственность за весь процесс обучения полностью переходит на тебя: это касается и документов, и аттестации в четверти. Каждый шаг своего обучения придется контролировать самостоятельно, а для этого нужна жесткая дисциплина, особенно если переводиться после учебы в обычной школе. На домашнем обучении нет классного руководителя, который укажет на пропуски и плохой средний балл.
— Даже если у тебя там ни одной домашки не будет сдано, а завтра дедлайн…просто поставят неаттестацию и всё, даже не будут по этому поводу задавать вопросы.
А как сдать ЕГЭ и получить аттестат?
Сдавать ЕГЭ необходимо очно — рассказывает Алиса. У «Интернет-урока» есть школы-партнеры, сейчас их около сорока по всей стране. Одна из них находится в Новосибирске — «Православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия». Физически ученик привязан к такой школе, там же необходимо сдавать экзамены, а также писать итоговое сочинение в декабре 11 класса.
— Просто приезжаешь в эту школу, все списки там есть. Сразу же на входе нам говорили: кто из «Интернет-урока», подходите сюда. Нас собирали всех в одну группу и обычно мы писали отдельно от учеников гимназии.
Все вопросы по документации также нужно решать очно, в школе-партнере. Аттестат тоже выдают от этого учреждения, в него просто вписываются оценки из Интернет-урока. Привязаться при этом можно к любой школе, не обязательно к той, что находится в твоем городе. Однако нужно учитывать, что в эту школу нужно будет приехать несколько раз сдать экзамены. Это может быть проблемой для учеников из тех городов, где у «Интернет-урока» нет партнеров: им придется ездить в другой город для прохождения государственной аттестации.
Всем ли подходит онлайн-обучение?
Помимо Алисы опыт учебы онлайн был у ее младшей сестры и брата. И самый удачный, отмечает героиня, именно у сестры, которая перевелась в онлайн-школу уже во втором классе.
— Всю младшую школу с ней сидела мама. Ну, то есть мама была как условный учитель. Она сидела, они с ней вместе смотрели уроки, вместе делали домашние задания. То есть это была такая, выстроенная система
Именно благодаря такой системе — отмечает Алиса — у сестры теперь есть понимание, во сколько ей нужно встать, чтобы успеть сделать уроки, как распределять время, чтобы вовремя закрыть четверть. Именно выработанная привычка, а также в целом склонность к ответственности, влияет на то, чтобы учеба в онлайн-школе была успешной и полезной.
Алиса рассказала и об опыте ее младшего брата: ему такой формат интернет-обучения не подошел. Он не чувствовал мотивации к обучению, и если была возможность что-то не делать — он не делал. А так как в самой интернет-школе за соблюдением дедлайнов никто не следит, то все эти несделанные работы привели к неаттестации и в четвертях, и в целом учебном году.
— И таким детям категорически, конечно, нельзя идти на домашнее обучение, потому что либо он просто не аттестуется, либо родители сойдут с ума, потому что постоянно контролировать каждую секунду ты не сможешь.
Теперь один класс Богдану приходится учиться заново: родители перевели его в частную школу.
Ксения Шарова
Фото автора