“Я покупаю, потому что скучно”. Как справиться с импульсивными покупками?
В последнее время появляется большое количество онлайн-платформ для покупок. Сейчас заказать можно практически всё: от продуктов до техники. Многие оффлайн-магазины также в погоне за удобством переходят в интернет, создавая приложения и сайты с удобным интерфейсом. Всё это усугубляет положение шопоголиков. Теперь они могут покупать любые вещи, не поднимаясь с дивана. Светлана, студентка первого курса, страдает импульсивными покупками и решила поделиться с нами своей проблемой. Вместе с психологом попытаемся подробно разобраться в теме импульсивных покупок: чем они опасны и как с ними бороться.
Что такое импульсивные покупки и каковы причины этого явления?
Импульсивные покупки ‒ это эмоциональные и незапланированные траты. При этом приобретаемые вещи необязательны и не закрывают базовые потребности. Однако человек по необъяснимым причинам покупает десятую пару обуви, которая ему совсем не нужна.
‒ У меня мама в детстве очень много всякой ерунды покупала, постоянно игрушки какие-то и, мне кажется, я просто к этому привыкла. Если у меня есть какие-то деньги, у меня лежит, допустим, 200-300 рублей, я обязательно куплю себе какие-нибудь резинки, просто чтобы были. При этом я понимаю, что они мне не нужны и я даже не буду ими пользоваться, но внутри просто какое-то желание. Мне просто хочется купить, чтобы было ‒ делится Светлана.
Существует множество причин, из-за которых у человека появляется непреодолимое желание заказывать ненужные вещи на маркетплейсах.
‒ Причины «скупки» магазинов могут быть очень разные ‒ получение «быстрого дофамина», возвращение ощущения контроля над своей жизнью, влияние рекламы, трендов, маркетинговых уловок продавцов. Могут быть и более глубокие причины ‒ компенсация негативных эмоций, травматических ситуаций, ониомания (жажда что-либо покупать без необходимости, ради удовольствия от самого процесса покупки) ‒ объясняет Роман Анисимов, сотрудник отдела психологической помощи студентам НГУ.
Маркетинговые уловки
При всем обилии эмоциональных причин совершения импульсивных покупок, есть ещё и влияние маркетинга. Маркетологи и продавцы грамотно и хитро используют все веяния современности для продвижения своего товара. На эти “уловки” ведутся все, что уж говорить о шопоголиках, которые в разы сильнее подвержены влиянию рекламы. Для борьбы с импульсивными покупками важно уметь распознавать манипуляции маркетологов, которые заставляют покупать больше. Есть несколько простых, но очень действенных приёмов:
- Подборки. “Похожие товары”, “Вам понравится” и прочие вкладки побуждают покупателя дольше оставаться на сайте или в приложении.
- Напоминание о вещах в корзине. Если по какой-то причине вы не оплатили собранную корзину, то маркетплейс обязательно напомнят вам об этом в уведомлении.
- Привлекательные фото. Продавцы всегда обрабатывают фото товара, делая его намного привлекательнее.
- Правило девяти. Это когда мы видим ценник 10.99 и округляем его до 10, а не до 11.
- Фальшивая скидка. Продавцы завышают цену товара, а затем создают иллюзию выгоды, предлагая скидку.
- “Подарок при покупке” или “вторая вещь в подарок”. Стоимость подарка всегда включена в цену приобретаемого товара.
- Чем больше, тем дешевле. Часто можно увидеть акции 1+1=3. Так продавец побуждает купить больше, делая незначительную скидку.
Зависимость или нет? Чем опасно совершение импульсивных покупок?
Светлана довольно часто совершает покупки в интернете, старается как-то ограничивать себя, но всегда безуспешно. Желание потратиться и приобрести новые, ненужные вещи оказывается сильнее.
‒ Я покупаю, потому что скучно. Очень хочется купить что-то, очень хочется потратить деньги. Просто желание тратить деньги ‒ делится девушка.
Очевидно, что незапланированные покупки неблагоприятно влияют на финансовое положение. Однако есть и более серьезные последствия. В какой-то момент привычка может вылиться во что-то более опасное, с чем справиться будет довольно трудно.
‒ Сами по себе импульсивные покупки не являются зависимостью, такое потребительское поведение характерно практически для каждого, особенно в ситуации доступности огромного количества онлайн-платформ для покупок. Может ли такое поведение перерасти в зависимость (аддикцию)- да, это возможно. Под зависимостью мы понимаем сильное влечение к каким-либо объектам, пониженные волевые способности противостоять внешним и внутренним факторам зависимости ‒ рассказывает Роман.
Как не портить отношения с родными?
Зачастую от импульсивных покупок страдают не только сами шопоголики, но и их отношения с окружающими. Светлана поделилась проблемами в отношении с мамой из-за своей особенности.
Девушка уже около года живет одна и учится в университете. Родители полностью обеспечивают её. Деньги, которые мама отправляет на проживание, она тратит на нечто другое. Из-за этого отношения с мамой портятся. Они часто спорят и ссорятся из-за неразумных и незапланированных трат Светланы.
‒ Я просто лежу, открываю онлайн-магазины и листаю ленту. Вижу, что там стоит что-то 200 рублей и мне кажется, что это небольшая сумма и если я ее потрачу, то вообще ничего не изменится, ‒ говорит девушка. ‒ Я накидываю всего-всего в корзину и у меня выходит уже приличная сумма. И я снова всё трачу, на еду денег не остается и приходится просить у мамы. Тогда она конечно ругается, потому что это происходит довольно таки часто, но объяснить ей, что это происходит спонтанно, и я не хочу так поступать, я не могу.
В отношении с родными важно проявлять спокойствие и правильно вести себя в данной ситуации, так как только хорошие отношения с ними помогут справиться с проблемой.
‒ Стоит спокойно донести свою позиции до семьи, рассказать про наличие и понимание возможных рисков такого поведения. Прямо попросить помощи и поддержки в преодолении данной ситуации. Обратится к психологу ‒ объясняет Роман.
Боремся с проблемой
Если вы замечаете за собой необъяснимую жажду покупок, то необходимо сразу начать избавляться от этой проблемы. Светлана рассказывает, что после каждой покупки находится не в лучшем эмоциональном состоянии и очень хочет побороть своё желание покупать.
‒ Я чувствую сожаление, потому что могла бы потратить эти деньги на что-то полезное и нужное. При этом я стараюсь себя не винить, но у меня не получается. Я понимаю, что не стоило тратить деньги на ерунду, потому что это неразумно ‒ делится девушка.
Как же можно самостоятельно помочь себе предотвратить порыв оформить новый заказ?
‒ Стоит в момент очередной покупки задаться вопросом ‒ нужно ли мне это на самом деле? На сколько необходима данная покупка? Подвергнув анализу и рефлексии ваше поведение в прошлом и настоящем, нужно постараться понять, когда именно возникает непреодолимое желание совершить покупку, что я чувствую в этот момент, какое мое настроение и психологическое самоощущение ‒ говорит Роман.
Но зачастую самостоятельно преодолеть сформированную зависимость крайне тяжело, добавляет Роман. Психолог же может эффективно помочь, уточнив план дальнейшей работы и возможной терапии. Поэтому лучшим способом борьбы с импульсивными покупками, конечно, является консультация со специалистом.
Елизавета Голобокова
Фото автора