«Ну и куда ты пойдешь?» Обучение в колледже ожидание и реальность
Школьники уже после 9 класса должны сделать серьезный выбор: продолжить обучение в школе или пойти в колледж. Там после двух или четырех лет обучения можно получить среднее профессиональное образование и далее работать по специальности. Многие выделяют плюсы такого подхода, но некоторые до сих пор считают его «недостаточным», а иногда «неперспективным» и даже «унизительным». Так ли это и почему подобные стереотипы всё ещё существуют?
В новосибирской школе «Горностай» между учениками ходят шутки про «Политехнический колледж» в Академгородке, учителя пугают им детей как подкроватным монстром. Некоторым ученикам 9-х и 11-х классов не до смеха, они правда переживают за своё будущее, если оно будет связано с колледжем. Мне довелось встретиться с этим «страшным» местом лицом к лицу, чтобы узнать все его тайны.
Новосибирский политехнический колледж
Мы подходим к обычному зданию, да это не кампус мирового уровня, но и не заброшенная старая постройка. Хорошо сохранившееся четырехэтажное строение 70-х годов. Здание — большое, серое и довольно неприметное, а первое, что замечаешь, глядя на него — большие окна.
Заходим. Внутри нас встречает доброжелательный охранник и милая женщина на вахте. Она подробно объясняет, как и куда нам пройти. По тихим и пустым коридорам и лестницам мы доходим до кабинета заместителя директора по воспитательной работе — Татьяны Михайловны Яицких. Она и станет нашим экскурсоводом по колледжу.
В первом кабинете, куда мы заходим, проходит пара английского языка. Обычный кабинет с партами, доской и студентами. Дальше мы попадаем в IT-класс, студенты работают за компьютерами, класс небольшой, но хорошо оборудованный. Мы спускаемся в мастерские. В мастерской деревообработки идёт активная работа и подготовка к профессиональному конкурсу. Два студента что-то усердно вымеряют и собирают. Цех поварского дела, по словам преподавателей, хорошо оборудован всем необходимым, прямо на наших глазах студенты практиковались в приготовлении десертов. Нам показали мастерские декоративных и отделочных работ, но практических занятий в них в это время не было.
Наблюдая за общением преподавателей и студентов на протяжении всего визита, мы заметили хорошие, можно сказать, «тёплые» отношения между ними: все здороваются, мило общаются и шутят. Внешний вид — это важно, но это далеко не единственное и точно не определяющее для учебного заведения.
В колледже обучают по семи техническим направлениям, предлагают студентам практику и дальнейшее трудоустройство. Учебное заведение позиционирует направления обучения, как востребованные и популярные в наше время. Выпускники могут стать техническими и IT-специалистами. Колледж направлен в первую очередь на практическую и профессиональную подготовку кадров. Студенты-электрики, например, получают разряд и сразу могут работать по специальности.
Дарья — преподавательница биологии
Мы продолжаем экскурсию. Нас знакомят с преподавательницей биологии. Дарья Бутакова сама еще студентка (4 курса) «Новосибирского государственного педагогического университета», но уже решила пойти получать профессиональный опыт. Дарья рассказала, что за небольшое время работы видела самых разных учеников:
– Студенты — все совершенно разные. Для кого-то колледж — это лишь ступень для дальнейшего подъёма, а для кого-то — история, про лишь бы отучиться и забыться. И ничего не нужно самому студенту, его ничего не привлекает. Ничего.
Дарья считает, что колледж даёт хорошую практическую базу, это может стать хорошей отправной точкой как для дальнейшего образования, так и для работы, но всё зависит от целей и желания делать что-то «для себя и своего будущего». К счастью, в колледже нашлись те самые «горящие глаза». Дарья пообещала познакомить нас с общительными студентами.
Никита — студент специальности «Информационные системы и программирование»
Мы знакомимся с Никитой. Он рассказывает, что в школе учился хорошо и любил заниматься спортом, благодаря предложению преподавателя попал в баскетбольную команду. Позже выяснил, что все его товарищи по команде учатся в одном классе и поэтому поменял школу и перевёлся к ним. Когда принял решение не идти в 11 класс, а получить профильное образование, столкнулся с непониманием, как и другие его знакомые:
– Моя идея, мягко говоря, была отвергнута на корню. Причём, судя по тому, что я слышал от своих ровесников, ситуация вполне не единичная, если вовсе не подавляющая.
Никита считает, что происходит такое из-за воспитания родителей:
– Им всю жизнь вбивали в голову программу «высшее образование = успех», а профессиональные учреждения у них на подсознательном уровне ассоциируются с ПТУ тех времен, в которые набирали только тех, кому идти было и некуда.
Сам он такой позиции не придерживается и считает, что мир и жизнь изменились, так что теперь «нужно давать своим детям стать счастливыми, совершать ошибки и самим добиваться того, чего они хотят, а не делать их продуктом своих невоплощённых в реальность желаний».
Рассматривая специальность «Информационные системы и программирование», Никита заметил, что в среднем на место претендует 3-5 человека, что говорит о её востребованности и актуальности. Новосибирский политехнический колледж молодой человек выбрал, потому что «находится он в достаточно благоприятном районе Новосибирска и поблизости к IT-центрам и компаниям». «Бонусом» стало бесплатное обучение и проживание в общежитии.
Сейчас Никита на 2 курсе:
– У нас много практических занятий. Ребята, с которыми мне доводилось поболтать об обучении, тоже в целом довольны. Есть моменты для исправления, но где их нет» — улыбаясь замечает молодой человек. Молодой человек подчеркивает практическую направленность и возможности в поиске практики и работы: «Нередки случаи, когда студентам уже на втором курсе предлагают оплачиваемую практику в крупных компаниях, к четвёртому курсу ребята становятся достаточно компетентны». Не забывают в колледже и про дополнительное образование и творческие стороны студентов: «Что касается внеурочки, у нас достаточно лояльно относятся к студентам, проявляющим творческие черты характера. Выступления внутри колледжа, конкурсы муниципального и всероссийского уровня — только было бы желание». Сам Никита недавно вернулся со всероссийского конкурса «Команда первых», где их команда одержала победу.
Молодой человек со своим другом-программистом планирует «в ближайшем будущем начать развиваться в IT-сфере, после чего основать свою контору разработки или дизайна».
Тимофей — студент по специальности «Техник-электрик»
С нетерпением ждёт своей возможности высказаться студент 1 курса Тимофей. Молодой человек переехал в Новосибирск из Читы. Он хотел поступить на техническую специальность, выбор пал на Новосибирский политехнический колледж и специальность «техник-электрик». Тимофей отмечает, что в колледже есть свои плюсы и минусы. Например, он находит многих преподавателей «интересными людьми с интересным видением предмета», по некоторым дисциплинам и специальностям дают качественные знания и условия для их реализации. Но также по его мнению многого не хватает. Например, молодой человек недоволен условиями общежития, а также его расстраивает недостаточная оборудованность мастерских для электриков:
– У сварщиков, пекарей, деревообработчиков и отделочников имеются вполне хорошие аудитории с множеством расходников и оборудования, но у нас, у электриков, аудитория немного хуже — есть столы для пайки, стенды, ящики, но расходников мало. Совсем нет преподавателей практики.
Многое, по мнению молодого человека, требует доработки.
Кто и почему идёт в колледж?
Нередко бывает, что способные студенты попадают в колледж не по собственному желанию, а из-за определённых жизненных обстоятельств. Как рассказывает Дарья Бутакова, в таких случаях всегда решает мотивация самого человека, его желание что-то делать и стремиться к цели, а выход можно найти всегда.
Похожего мнения придерживается и заместитель директора по воспитательной работе Татьяна Яицких. Она подчеркнула, что люди стали намного серьёзнее и уважительнее относится к среднему профессиональному образованию:
– Пять лет назад мы все, родители, говорили, что ребенок должен получить высшее образование. Но сейчас видим, что мало кто работает по своей специальности, которую получил в университете. На сегодняшний день наше государство нуждается именно в рабочих профессиях и ребята идут туда, где есть стопроцентное трудоустройство и достойная заработная плата.
Выпускник колледжа свободен в выборе своего будущего и уже имеет профессию или специальность.
Елизавета Пушилина
Фото автора