Рок в Новосибирске. Бар «Пилпомер»

Рок-бар «Пилпомер» — это не просто заведение, где играет музыка. Это место, где звучат мечты начинающих музыкантов. Бар открыто приглашает всех желающих испытать себя на сцене и поделиться своим талантом с публикой. Здесь каждый будет услышан.

 До и после. Рок в столице Сибири

От ранних выступлений на крошечных кухнях до грандиозных шоу на стадионах и запоминающихся выступлениях в музыкальных залах — так прошел путь развития новосибирской рок-музыки. Еще в 80-е годы мало кто предположил бы, что имена Янки Дягилевой, Егора Летова, группы «Калинов Мост» и «Иван кайф» станут неотъемлемыми частями истории Сибири. На тот момент рок-культура Новосибирска занимала «почетное третье место» рядом с Екатеринбургом, уступая только Москве и Ленинграду. В Академгородке и ДК Чкалова звучали песни групп «Кино», «Наутилус Помпилиус» и «Аквариум». «Гражданская оборона» начала выступать именно в нашем городе. Музыканты из Новосибирска, такие как Дмитрий Ревякин («Калинов мост») и Вадим Кузьмин («Черный Лукич»), стали признанными авторитетами уже много лет назад и продолжают вносить значительный вклад в развитие отечественной рок-сцены.

Однако, за последние десятилетия рок в Новосибирске превратился в локальное явление. По улицам города ходят, теперь уже взрослые и зрелые, прошлые юнцы. Они были непосредственными участниками тех экстазных концертов, где звучали бескомпромиссные тексты, переплетенные с колкими, могучими гитарными аккордами. Иногда они рассказывают истории. О том, что на концерте Земфиры в начале двухтысячных, который проходил на ЛДС «Сибирь», растаял лед от количества «горящих сердец». Люди стояли три часа по колено в воде одурманенные энергией музыки и происходящего драйва. Ни один не ушел. Рассказывают, что, будучи пятнадцатилетними подростками, пробрались безбилетниками на концерт приехавшей рок-звезды. В этот момент их с собаками искали родители. Не могли сидеть неделю и месяц не выходили из дома, но тот концерт точно никогда не забудут и всегда будут вспоминать с теплотой и улыбкой ту бурную часть своей жизни.

А что сейчас? Слушатели все больше отдают свое предпочтение другим жанрам. Мечты о свободе и бунте стерли времена.  У нового поколения поменялись приоритеты и увлечения. Да и вообще вся жизнь круто изменилась. Создающиеся новосибирские рок-группы зачастую прекращают свое существование из-за отсутствия перспектив, недостатка качественных репетиционных точек, оборудования, профессионального менеджмента и продюсирования. Элементарно отсутствуют площадки, которые давали бы им выступать.

На этом фоне ярким пятном выделяется бар «Пилпомер». Проходя субботним вечером по Ядринцевской в сторону Центрального парка это место невозможно не заметить. Его владелец, Роман, открыл свои двери для молодых ребят, начинающих (и не только) музыкантов.

«Мы здесь только ради музыки»

История «пил и помер» точно не про него, этот бар все еще живет. Хотя его существование близко к выживанию. Как признается владелец заведения Роман: «Бар не окупается вообще. Мы здесь только ради музыки». Весь штат бара состоит всего из четырех человек. А Роман совмещает обязанности администратора, продюсера и наставника для молодых рок-музыкантов. Пару лет назад здесь можно было послушать стендап и принять участие в танцах форро. Сейчас бар специализируется только на рок-музыке. Здесь проходят концерты молодых групп и открытые репетиции, которые может посетить любой желающий.

Музыканты имеют доступ ко всему необходимому оборудованию, которое закупает владелец бара на собственные деньги. Бывает и такое, что аппаратуру дарят преданные поклонники или сами музыканты. Только бы «Пилпомер» жил, ведь это буквально оплот свободы — творческой и личной.

Этот небольшой, уютный бар – единственная сцена в Новосибирске, на которой рок-музыканты могут выступать абсолютно бесплатно. Единственное строгое условие касается репертуара. В баре можно исполнять только собственные песни. Никаких «перепевок» и «каверов»! Владелец бара создал условия для молодых музыкантов (у которых зачастую нет средств даже для покупки собственного инструмента), в которых они развиваются, получают мотивацию для того, чтобы писать авторский материал и даже зарабатывают деньги. Да, Роман платит за концерты. Этих денег хватает, чтобы несколько раз оплатить аренду репетиционной точки. Важно отметить, что в других рок-барах тоже можно получить прибыль с концерта. Для этого группам самим необходимо зазывать зрителей и просить их потратить в этом баре деньги. С общего чека высчитывается аренда оборудования и услуги звукорежиссёра, остаток делится между группами пополам. Чаще всего ребята уходят в минус, потому что приходится добавлять «из своих». Роман же, в свою очередь, использует все доступные ресурсы для продвижения молодых групп — организует концерты, а также использует паблик в социальной сети ВКонтакте, в котором собралось почти 5 тысяч подписчиков. В этом паблике публикуются новости о релизах и приглашения на выступления. Это невероятно важно для музыкантов, которые создали свой собственный материал, стремятся представить его публике и получить оценку своего творчества.

Искренность дороже золота

В «Пилпомере» концерты проводятся с пятницы по воскресенье. В остальные дни доступны открытые репетиции и музыкальные импровизации. Ежемесячно здесь выступает в среднем около 30 групп. Количество зрителей на концертах варьируется от 30 до 50 человек, но каждый из них — ценный слушатель. Он не предвзят и искренен. Сюда приходят для того, чтобы выплеснуть свои эмоции и показать себя настоящим, поэтому легкая и коммерческая музыка здесь не приживется. Отличительной чертой «Пилпомера» можно назвать собственный художественный стиль, который был создан непосредственно владельцем бара, пронизывающий каждый аспект заведения — будь то декор, световое оформление или сам музыкальный материал. Здесь важнее не просто техническое мастерство, а скорее оригинальность исполнения, художественное содержание и способность транслировать эмоции через музыку.

Обычно концерты начинаются в 19:00. За час до этого проводится саундчек и определяется порядок выступающих. Как по мне, самая сложная задача ложится на тех, кто выступает первыми, так как им необходим разогреть толпу и задать темп происходящему. По своему опыту скажу, что выступать в середине — значит захватить эмоциональный пик толпы. В этот момент парни в первом ряду начинают буквально раздеваться, снимая кофты. Когда ты стоишь на сцене, и перед тобой собираются парни с оголенным торсом, это вызывает у тебя улыбку и наполняет настоящим счастьем. Ты видишь, как твоя музыка влияет на людей, и хочется снова и снова ощущать это, пропускать через себя и отдавать обратно в толпу. Здесь музыканты на сцене и люди в зале превращаются в целый организм — импульс от одних передается другим, каждое движение первого откликается во втором.

Для музыкантов это огромный стимул к развитию, в «Пилпомере» им разрешено ошибаться, чтобы на этих ошибках учиться. Здесь они не услышат фразы «У вас мало опыта» или «Вы неформат». На этой сцене им можно все, чтобы сделать себя и свою музыку лучше.

Надежда никогда не умрет

Такие заведения, как «Пилпомер» можно любить, а можно не любить; рок-музыку можно слушать, а можно не слушать. Но бесспорным остается тот факт, что этот бар стал не просто заведением для вечерних развлечений, а целой музыкальной платформой, где каждый имеет шанс проявить себя, найти свое место в мире музыки и стать частью настоящего музыкального сообщества. Ведь именно благодаря местам подобным этому, музыка живет и развивается, а новые звезды появляются на небосводе рок-индустрии. Здесь живет частица каждого из нас — дикая, свободная, вечно молодая. И очень грустно осознавать, что таких мест становится всё меньше и меньше. Долго можно рассуждать о причинах того, почему так происходит. Можно принять это как факт и ждать чего-то нового в будущем. Но я абсолютно уверенна, что в данном контексте фраза: «Раньше было лучше» актуальна как никогда. Была свобода. Музыканты творили не ради денег и славы, а просто потому, что не могли по-другому жить. Они искренне были преданны жанру и хотели принести в него своё видение, расширить его границы. И у них была такая возможность, и в конечном итоге большинство из них вошли в историю. Хочется верить, что рок в Новосибирске не умер. Он лишь укрылся в тенях времени, готовый взорваться на сцене с новой силой и страстью, чтобы напомнить каждому о том, что истинная музыка жива и вечна. Но без таких мест, как «Пилпомер», для которых искренность и честность гораздо важнее коммерции, сама суть рока теряет свой смысл.

Новикова Ульяна

Фото из архива автора