Танец, он для всех
Студия спортивных танцев «Интеграция» открылась в 2020 году и вот уже 4 года воспитывает и принимает учеников, которые передвигаются на колясках. Возраст танцоров колеблется от 8 до 40, в первое время в студии было больше взрослых, но сейчас приходит всё больше детей.
Анна Мурашкина — создательница студии танцев на колясках «Интеграция». Да и не только. Благодаря ней открылась студия творчества «Я ТВОРЕЦ», был организован конкурс красоты для девушек на колясках «Мисс и Леди Интеграция», а также оборудован первый инклюзивный пляж за Уралом, позволяющий с комфортом проводить время.
Одним из этапов конкурса красоты был танцевальный конкурс, именно это и вдохновило Анну:
— Когда на конкурсе видела, как у нас получается из ничего вот этот красивый рисунок, когда девушки настолько рады, когда у них всё получается, как это в итоге всё красиво смотрится… мне захотелось сделать какую-то постоянно действующую студию в Новосибирске.
На часах 11:36 и сегодня я в студии, чтобы посмотреть, узнать и услышать, как проходят тренировки. С опозданием открываю дверь и остаюсь на входе. Меня замечает Анна, мы перекидываемся парой слов, и я сажусь в уголок, наблюдать.
Дверь зала вновь открывается, на пороге появляется Андрей. Ему 19, и он очень любит шутить и смеяться, и это я пойму буквально через пару минут. Как рассказывает тренер, они научили Андрея здесь пересаживаться с коляски на коляску. Он не умел, а теперь вот умеет. Представляете? Я про себя сразу думаю: «Ну да, как тут с таким тренером не пересядешь». У Романа громкий, твёрдый голос, не послушаться его сложно… но только стоит ему пошутить, как шлейф строгого педагога тут же развеивается.
Роман Панин — тренер, президент Федерации Танцевального спорта города Новосибирска и партнёр Анны. Во время тренировки он зачастую тоже находится в коляске, чтобы показывать движения ученикам.
— У нас минимум стресса для организма, минимум травм, потому что в первую очередь наша задача — развитие координационных навыков. Ещё ребятишки учатся общаться друг с другом, понимают, как должны вести себя по отношению к противоположному полу. У нас замечательный коллектив, ребята хорошо общаются и проводят прекрасно время.
Процесс смены обычной коляски на танцевальную занял несколько минут, помогали все, но Андрей справился.
Роман начинает занятие и почти сразу же хвалит Андрея.
— Ань, уже лучше у Андрея получается. Парень двигается.
Уже и Анна, и Роман начинают объяснять, куда направлять корпус и как держать руки. Андрей рассказывает, что в детстве не носил корсет, тренер журит, но даёт наставления.
— Кто виноват? — спрашивает Роман.
— Я! — с оптимизмом в голосе говорит Андрей.
— Всё, будем пытаться теперь равнять твою спину, у тебя вариантов нет, — говорит тренер.
Через несколько минут на том же пороге — Соня. Ей 13, и в зал она заходит с лучистой-лучистой улыбкой. Соне подбирают коляску, и тренер начинает объяснять новое движение — ролл. Но порог нас не отпускает, и там уже Анна:
— Рома, за Соней папа придёт, он у нас ни разу не был, в 13:30 конец, если что.
— Хорошо… но Соня папу ж своего знает? — улыбаюсь, спрашивает Роман.
— Я просто предупредила, — смеётся Анна.
Анна, которая только попрощалась со всеми, не просто танцор, а мастер спорта. Вот что она говорит про танцы:
— Неважно на колясках или нет, танцы дают радость, самореализацию. Если есть внутренняя потребность танцевать — надо. Здорово, что у нас есть сейчас такая возможность.
Конечно, есть и трудности. Например, Анна хотела бы, чтобы на занятия приходило всё больше людей, но для этого нужно финансирование и бОльшее количество часов, так как уже сейчас тренеру сложно вести тренировку одновременно и для новичков, и для мастеров спорта. А ещё в зале было бы неплохо иметь паркет, а не линолеум, который не совсем подходит для занятий на колясках. Но настрой всё равно позитивный: «Нужно мочь крутить колёса, все остальное научим. Нужно не бояться пробовать, мы не кусаемся!».
— Я получаю удовольствие, когда собой довольна, когда я выступила и у меня внутри ощущение, что я сделала максимум, когда я смотрю видео прошлых выступлений и я вижу, что я стала лучше, что мастерство совершенствуется.
Андрей любит шутить, в основном про себя.
— Ну лететь, так лететь, чё теперь, — говорит Андрей, когда у него не получается движение.
— У тебя страховки нет! — отшучивается тренер.
Соня более внимательная на тренировке, но с шуток Андрея не забывает смеяться, и в ответ, бывает, тоже подкалывает.
— Чёт у меня уже плечи устали, — протягивает Андрей.
— Не ной! — смеётся Соня.
Больше всего в танце ей нравится свобода, и она хочет «соревноваться наравне с теми людьми, у кого здоровый верх, но парализованный низ».
Тренировка заканчивается. На пороге сначала ученики, потом тренер и я. А за дверьми уже и папа Сони. Не потерялся. Не потерялся так же, как не теряются лучи света у танцоров, с кем я сегодня была. Роман описывает своих учеников позитивными, весёлыми, жизнерадостными, стремящимися к преодолению препятствий и сложностей, трудоспособными и целеустремлёнными. Это чувствуется. Соня всем, кто боится начинать, желает упорства, поменьше страхов и больше мотивироваться. Андрей говорит: «Всё равно нужно пробовать, потому что, пока не попробуешь, ничего не получится».
Елизавета Лузина
Фото автора