Телеграмм-каналы или HeadHunter?
Можно заметить, что с каждым днём медиа-сфера развивается больше и больше. На интернет-платформах постоянно появляются новые функции, тренды, обновляется интерфейс. Безусловно, тенденции задают востребованность в креаторах. Креатор (от англ. creator) — это специалист, который генерирует и реализует новые идеи. Профессия востребована в сферах маркетинга и бизнеса. Специалисты помогают придумывать слоганы, запускать инфопродукты, снимать рекламу.
Медийщики придумали, как находить удалённую работу. Один из вариантов – телеграмм-каналы. Если подписаться на один, то мессенджер предложит ещё несколько аналогичных. Таким образом, можно заметить, что тг-каналы как биржа труда набирают популярность. Но каковы шансы найти там хорошую работу и не столкнуться с обманом? Можно ли устроиться официально или это работа только по ГПХ? Чем тг-каналы лучше или хуже старого HH.RU? Ответы на эти вопросы вы найдёте в статье.
Для сравнения с HH.RU я выбрала три тг-канала: МИР КРЕАТОРОВ; Вакансии. «Модный факультет»; Ловись рыбка. Все каналы отличаются друг от друга, поэтому познакомимся с содержимым каждого по порядку.
МИР КРЕАТОРОВ (42 641 участник, основатель – бренд-агенство БУНТ
Наверное, правильнее называть это сообщество чатом, потому что писать сюда может любой человек 24/7. «МИР КРЕАТОРОВ – это свободное творческое пространство, которое мы развиваем вместе с вами. Нам хочется, чтобы наше комьюнити и дальше оставалось сплоченным креативным сообществом, где мы можем дружить, коллабиться и создавать крутые и вдохновляющие проекты», – пишет автор канала. В закреплённых сообщениях можно прочесть правила, за несоблюдение которых пользователи получают бан. Политика канала запрещает рекламировать личные блоги и тг-каналы, несвязанные с профессиональной деятельностью, но можно купить одноразовую рекламу. Дублирование анкет и вакансий приравнивается к спаму, который может вызвать массовое негодование. Эмоции стоит сдерживать, потому что агрессия и оскорбление личности гарантируют попадание в чёрный список. Не следует предлагать бартер и неоплачиваемую работу, потому что это обесценивает труд и занижает рыночную стоимость.
Как и в любом открытом интернет-пространстве, правила постоянно игнорируют. В чате есть модераторы, которые контролируют поток сообщений, но часто нарушения остаются незамеченными. Из-за этого в канале иногда вспыхивают конфликты, и копится информационный мусор.
В сообществе есть рекомендации оформления предложений как для креаторов, так и работодателей. Автор советует ставить хэштеги для удобной навигации по чату, например, #художник #иллюстратор #москва #вакансия #даюработу. Это значительно экономит время, так как человек может сортировать вакансии в зависимости от запроса. Больше откликов набирают подробные и прозрачные вакансии, для этого обязательно нужно указывать специальность, город, контакты для связи, точное ТЗ и ожидания, вилку оплаты по рынку. Креаторам следует сразу прикладывать ссылки на портфолио, социальные сети, прикреплять лучшие работы и рассказывать об умениях и опыте в работе. Именно работники чаще всего задают стоимость проекта, поэтому хорошая самореклама – хорошая оплата!
Если соблюдать эти рекомендации, то количество откликов действительно повышается, это можно отследить по ответам и реакциям на сообщения. Но часто люди ленятся и расписывают предложения неполно, без подробностей.
Вакансии. «Модный факультет» (25595 подписчиков, основатель – @nady_flow)
Этот канал значительно отличается от предыдущего. У него нет ни правил, ни рекомендаций, потому что автор самостоятельно фильтрует и оформляет поток входящих вакансий. Канал понравится людям, которые любят, чтоб всё было чётко и по факту. Реклама, бартер и изображения не размещаются. В плане структурности «Модный факультет» гораздо удобнее МИРА КРЕАТОРОВ. Шаблон вакансий состоит из хэштэга (удалёнка, стажировка, город и т.д.), полного названия должности и компании, обязанностей, требований, условий, контактов для связи. Есть и второй вид вакансий, где указана должность и бренд, а далее идёт прямая ссылка на компанию. Автор старается публиковать мультиплатформенные вакансии, поэтому можно найти варианты как и с HH.RU, так и с официального сайта бренда.
Ловись рыбка (8013 подписчиков, основатель – Анна Рыбкина)
Этот канал можно поставить между двумя предыдущими, потому что здесь, как и в «Модном факультете», всё контролируется автором (но под постами подписчики могут общаться и ставить реакции) и, также как и в МИРЕ КРЕАТОРОВ, вакансии зачастую не имеют структуры (как работодатель отправляет, так и публикуется). Отличительная черта сообщества – элементы личного блога. Помимо вакансий, автор обозревает свежие новости, делится моментами из повседневной жизни. В канале приветствуется яркий визуал, часто публикации сопровождаются фотографиями компании, продуктов бренда, видео. В вакансии всегда есть прямая ссылка на сайт бренда, можно легко ознакомиться с компанией. Где-то указано, что работа удалённая, но чаще момент территориальной привязки приходится узнавать самостоятельно у работодателя.
HeadHanter (18 млн посетителей ежемесячно, основатели – Михаил Фролкин, Юрий Вировец)
HH.RU – один из самых крупных сайтов по поиску работы и сотрудников в мире. Главное преимущество платформы – ручная проверка вакансий модераторами, что исключает нарушение правил компании. Для работодателей существует система двухфакторной авторизации, которая надёжно защищает учётную запись от недобросовестных лиц. Размещение вакансий для работодателей доступно только после оплаты публикаций. Для людей, которые ищут работу, сервис полностью бесплатный. При размещении вакансий есть правила оформления, но их немного, поэтому часто публикации выглядят по-разному. Работодатель может создать собственный шаблон, чтобы публиковать предложения в одном дизайне.
Структурность – главное преимущество HH.RU, которое подметили пользователи. В шапке публикации сначала пишут должность, заработную плату (может быть не указана) и несколько параметров (требуемый опыт, график и т.д.). Можно увидеть, сколько человек уже откликнулось на вакансию, и сколько смотрят сейчас. Затем идёт плашка, где указано название компании, её логотип и рейтинг. Дальше работодатели пишут более подробное название должности и пару слов о компании или команде. Самыми длинными абзацами выходят обязанности, требования, условия. В конце можно увидеть рейтинг работодателя и отзывы на него.
Теперь сравним телеграмм-каналы и HH.RU, выделим преимущества и недостатки. Помимо собственного анализа платформ я буду основываться на мнении работников, которые пользуются этими сервисами регулярно не менее года.
Сравнительная таблица платформ
Тг-каналы |
HeadHunter |
Узкая направленность вакансий, преимущественно медиа-сфера |
Широкий спектр вакансий, от технических до творческих |
Быстрая связь с заказчиком через этот же мессенджер |
Долгий процесс связи с работодателем (анкеты, чат-собеседования, звонки) |
Огромный и постоянный поток свежих вакансий |
Небольшой поток вакансий, высокая конкуренция |
Во многие каналы вход свободный, есть риск попасть на мошенника, спам, бота |
Модераторы вручную проверяют каждую вакансию, низкий шанс попасть на мошенника |
Чаще всего работник сам обозначает стоимость работы, основываясь на своём опыте и портфолио. Но часто встречается занижение оплаты труда от работодателя |
Намеренное завышение оплаты труда или её сокрытие, чтобы привлечь больше людей |
У каждого тг-канала разная структура вакансий, где-то её вообще нет |
Привычный и удобный интерфейс, примерно одинаковая структура вакансий |
Есть заказчики, работающие без договора, которые могут обмануть |
В основном официальное трудоустройство, можно посмотреть отзывы и рейтинг работодателя |
Чаще всего ищут специалистов узкой специальности с чётким набором требований |
Работодатели часто злоупотребляют требованиями к работникам и пытаются совместить несколько специальностей в одном человеке |
Полина Красных
Иллюстрации автора