Тьютор-центр. Первое в России просвещение в сфере школьного театра

В Новосибирском академическом молодёжном театре «Глобус» открылся первый в России опорный центр для школьных театров. Участники уже посетили первые лекции и обсудили проблемы и идеи развития этой сферы в регионе.

В июне 2022 года глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что к концу 2024 года в каждой школе России должен быть создан свой театр. Эту идею поддержал первый заместитель руководителя Администрации президента РФ Сергей Кириенко.

Наступил 2024 год, но во многих школах театра так и не появилось, или же он не вышел на удобоваримый уровень. Такая ситуация ожидаема: обычным российским учителям, не имеющим театрального опыта, работающим в несколько смен сверх графика и преподающим множество других факультативов, просто некогда и незачем заниматься развитием школьного театра.

Власти сделали попытку разобраться с этой проблемой. По поручению президента РФ Владимира Путина с 2023 года в школах России была введена должность советника директора по воспитанию. Именно на этих работников легла задача организовать школьный театр или найти педагога, который будет руководить коллективом. Но всё также эти работники не имеют ни профессионального театрального образования, ни опыта работы в театральных студиях.

Тогда внимание на проблему обратил Новосибирский академический молодежный театр «Глобус».

— НАМТ «Глобус» единственный в городе, исторически ориентированный прежде всего на детей и молодежь, поэтому многие инициативы для города и более масштабные проекты реализовываются здесь. Есть безусловный плюс для советников по воспитанию и руководителей школьных театров. На данный момент в России нет опорных центров, которые бы объединили сообщество, — комментирует куратор проекта «Школьный театр. Тьютор-центр» Ксения Дадыко.

Несмотря на ориентированность на аудиторию города Новосибирска и Новосибирской области, у проекта есть сайт, где в свободном доступе из любой точки России можно посмотреть все записанные лекции, тренинги от актёров театра «Глобус» и справочные материалы. Это также единственный в стране сайт подобного формата.

Проект театра стал победителем конкурса в грантовом направлении «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения». Фонд президентских грантов перечислил на реализацию проекта 1 миллион рублей, остальное финансирование взял на себя театр «Глобус».

Название проекта выбрано не случайно. Тьютор – это специалист с педагогическим образованием, который оказывает содействие ребенку в освоении учебного материала.

«Тьютор-центр» подразумевает под собой несколько сессий (несколько дней, за которые в плотном графике выдаётся информация), в ходе которых на лекциях, мастер-классах, семинарах и конференциях работники получают все необходимые знания для качественного развития школьного театра.

— Самой главной задачей было дать базу упражнений, с которой педагоги могут работать, приходя на занятия. Мы постарались охватить самые важные аспекты в воспитании артистов: развитие фантазии и воображения, развитие памяти и внимания, работа над техникой речи, артикуляцией и звукоизвлечением, а также над балансом и координацией. Но самое главное – это сплочение актерского коллектива, без этого невозможно двигаться дальше юным артистам, — поясняет менеджер отдела творческих проектов НАМТ «Глобус» Дарья Чащина.

Проект реализуется в три сессии: в ноябре, марте и апреле. Ноябрьская сессия стала пилотной, тогда организаторы поняли, что необходимо продолжение проекта. В первой официальной сессии, в отличие от пилотной, был проведён открытый набор участников, запущен сайт, проведена работа с методистами, записаны видеотренинги с артистами. Приём заявок стартовал в январе, за это время были получены заявки от 129 школ Новосибирской области. Из 50 отобранных участников, 12 представляют Венгеровский, Мошковский, Коченёвский, Маслянинский, Искитимский и другие районы региона.

— Самый главный критерий отбора участников – это мотивация и желание людей развиваться и разбираться в театральном искусстве. Нам очень важно, чтобы мы с участниками смотрели в одну сторону и делали одно большое общее дело, — комментирует менеджер отдела творческих проектов НАМТ «Глобус» Дарья Чащина.

Несмотря на отдалённость от города и менее качественные условия для развития школьного театра, педагоги всё равно приезжают и делятся планами о воссоздании этого направления в области.

—  Школьный театр есть, но он не развит. Я, как советник, пытаюсь сейчас это возобновить. Потому что у нас школа находиться в районе, это далековато, дети немножко отдалены от театров, но не менее талантливые. Я считаю, что талантливые дети есть везде, и у нас такие тоже имеются, – поделилась советник директора по воспитательной работе МКОУ Большевистской СОШ Мошковского района Анастасия Нетыс.

Своими планами и идеями участники делятся в группах с участниками и модератором после каждого рабочего дня. Кураторы помогают детализировать проделанную за день работу и собрать обратную связь, на которую опираются организаторы при составлении программы следующих сессий.

Анастасия Куляева

Фото автора