Александра Зенкова: «Мне больше нравится закопаться в текст, чем общаться с людьми»
«Сейчас очень много делаешь по телефону и по интернету. У нас же еще самое главное, чтобы быстро было. Ты должен, особенно если пишешь новость, максимально быстро работать. И, соответственно, комментарии, а не интервью, мы всегда берём по телефону или по переписке. Потому что если ты будешь ездить к каждому спикеру, то ты сдашь текст через неделю, а надо через час-два».
Редактор НГС.Афиша и экс-обозреватель НГС.Недвижимость рассказала о том, как любовь к словам и написанию текстов привела её из мира рекламы и пиара в журналистику.
— Какое у вас образование?
— Училась я вообще на другой специальности в городе Братске, в Братском государственном университете. Специальность – реклама. Почему реклама? Потому что хотелось чего-то творческого. Журналистики не было, а филология была только в филиале Иркутского университета — мне туда не хотелось, а ехать в другой город не было тогда возможности: начало 2000-х, денег нет и так далее…
— А если бы была возможность, вы бы поступили сразу на факультет журналистики?
— Не знаю, честно говоря. Сейчас очень сложно вспомнить, что ты думал, когда тебе было гораздо меньше лет. Но я не то чтобы хотела быть журналистам — я всегда хотела писать тексты. Я писала стихи с третьего класса, пыталась какие-то повести сочинять в классе пятом. В университетской газете писала статьи разные. То есть я хотела даже не журналистики, а чего-то связанного с русским языком. Одно время мечтала быть филологом, но этого направления не было в нашем университете.
Вообще, у меня была золотая медаль, пятёрка по русскому языку, и я проходила на любую гуманитарную специальность в БрГУ. Но туда я не пошла, потому что там были специальности, больше нацеленные на преподавание. И я выбрала рекламу — всё-таки 21 век, плюс мне не хотелось выбирать простой путь. Там и тексты есть, и художественные элементы, а рисовать я всегда любила. В принципе, мне показалось это с экономической точки зрения перспективней. Вот я и пошла туда.
— С чего началась ваша карьера?
— Сразу после окончания университета я устроилась в газету «Свободные новости», которая распространялась бесплатно по ящикам – писала весёлые тексты. Потом, когда приехала сюда в конце 2009 года, так как был кризис и я не знала город, устроилась менеджером по продажам рекламы в издательский дом, который выпускал несколько газет и журнал. Там я работала больше года — продавала рекламу, а иногда писала тексты для клиентов.
Потом, в 2011 году, устроилась в газету «Молодость Сибири», которая вскоре скоропостижно закрылась. После этого я разочаровалась в журналистике: низкие зарплаты и мало достойных вакансий. Устроилась пиарщиком в строительную компанию (помогла моя специальность — реклама) и долго работала в этой сфере. Но на втором месте работы я устала от маркетинга: я очень люблю писать, а там этого почти не было, всё больше приходилось заказывать выставочные стенды и делать простые макеты.
— И вы решили вернуться в журналистику?
— Да. Я написала своему знакомому, бывшему редактору журнала Status, который тогда устроился в один из вузов города. Спросила его: «Есть работа?». Он ответил, что я могу выбрать маркетинг, рекламу илидолжность корреспондента в университетской газете. «О, в газете, отлично», – подумала я. Он сразу предупредил, что зарплата небольшая, но зато можно подрабатывать, график приятный и коллектив хороший. Я сказала, что готова выйти хоть завтра. Он очень удивился, спросил, что случилось. А я просто устала от пиара, захотелось обратно в журналистику. В газете я проработала почти год, а потом устроилась на НГС.
— Как выглядит ваш рабочий день?
— По-разному. Ну, правда. Неизменны только планёрки в 10:30 утра. Но, конечно, если у тебя утром встреча или мероприятие, то это не проблема — пропустить планёрку. У нас поздно начинается рабочий день и некоторые удивляются: вы же СМИ, почему так поздно? В отделе новостей, конечно, есть дежурные, которые работают с восьми утра и до позднего вечера. Есть еще ночные дежурные. Так что в плане новостей у нас обеспечена оперативность.
Все остальные собираются на планёрке, там рассказывают, у кого какие новости есть, потом обсуждают большие тексты. Свой планстатей я отдельно продумываю потом, и мы егос редактором обсуждаем. А закончиться рабочий день может очень поздно, иногда и в десять вечера. Кстати, это иллюзия, что журналисты работают дома. Это очень, очень редкие ситуации. И это, скорее, не журналисты, а копирайтеры.
— Профессия журналиста-печатника сидячая?
— Сейчас, к сожалению, сидячая. У меня даже зрение стало хуже и обострились проблемы с позвоночником. Мы много сидим и печатаем. Когда я была пиарщиком, я гораздо больше двигалась: постоянно ездила на производство, или к шефу бегала в другой офис, или интервью у кого-то брала. А сейчас очень много делаешь по телефону и по интернету. У нас же еще самое главное, чтобы быстро было. Ты должен, особенно если пишешь новость, максимально быстро работать. И, соответственно, комментарии, а не интервью, мы всегда берём по телефону или по переписке. Потому что если ты будешь ездить к каждому спикеру, то ты сдашь текст через неделю, а надо через час-два. Конечно, мы выезжаем на мероприятия, но это бывает не так уж часто.
— Как редактор НГС.Афиша и обозреватель культурных событий города, что вы скажете о развитии этого направления в Новосибирске?
— Не сказать, что НГС.Афиша — это культурное обозрение. Скорееэто развлекательный портал. Мы больше ориентируемся на то, что интересно аудитории, а не на то, что интересно нам или повышает чей-то культурный уровень. Поэтому мы не так много пишем про какие-то немассовые мероприятия, про события, репортажи с которых заведомо плохо прочитаются. Поэтому сложно сказать, какой культурный уровень в городе. Да и вообще не мне это оценивать, ведь журналист — это такой транслятор, который передает информацию, как-то её преобразует, чтобы выделить самое интересное. Это не судья. Хотя мы любим иногда так делать.
Но в целом я бы сказала, что много интересного появляется. Многое уходит, но многое и приходит. Уходит, если по-русски сказать, треш и угар нулевых, когда клубы постоянно организовывали откровенные мероприятия с элементами стриптиза. Очень смешно видеть, когда читаешь «Афишу» за прошлые годы, множество текстов про конкурсы «у кого красивее попа или грудь». Прямо скажем, это очень хорошо читалось: аудитория любит такие пикантно-скандальные вещи. Сейчас в моде становится интеллектуальный отдых, всякие квизы, какие-то концептуальные выставки.
— Над каким материалом вам было интереснее всего работать?
— Из последних приходит в голову статья про мальчика, который снялся в фильме «Собибор» Хабенского. Во-первых, это эксклюзив, а всегда хорошо, когда журналист первым что-то нашёл. Во-вторых, это очень хороший инфоповод: не каждый день новосибирцы в известных фильмах снимаются.
Я увидела информацию об этом в одной из групп «Вконтакте». Там было очень скромно написано, и я была уверена, что Иван Злобин был в массовке. Когда я ему написала и спросила, какая у него роль, он ответил: «Ну, нормальная роль». Потом я посмотрела фильм, впечатлилась. Еще мне понравилось, что получился такой довольно-таки живой текст. И там формат интересный: это не интервью, а история — больше похоже на очерк. Я вообще люблю этот жанр, потому что интервью не совсем позволяет раскрыть личность и создать образ. Хотя очерк, конечно, сложнее писать.
Мне показалось, что в этом тексте Иван получился настоящим. Он вообще молодец: с одной стороны, скромный, с другой стороны, живой. Он не пытается какой-то правильный образ построить, казаться крутым. Он получился мальчиком, который был и впечатлен, и испуган.
— Что больше всего тебе нравится в журналистике?
— Несколько моментов. Во-первых, я очень люблю буквы. На самом деле, мне больше нравится закопаться в текст, когда у меня уже есть фактура, чем общаться с людьми. Люблю убирать повторы, причёсывать материал, чтобы всё было красиво. Единственное, на НГС на это особо нет времени. Конечно, это наша специфика и в чём-то гордость, что мы быстрее всех работаем. С другой стороны, это стресс для сотрудников. Кто-то привыкает, кто-то не может. И нужно как-то соблюсти в себе этот баланс. Потому что, если ты будешь до идеала доводить тексты, то ты не сможешь всё успевать и будешь задёрганный. Я иногда себе говорю: «Хватит!Уже всё нормально».
Во-вторых, нравится работа с людьми — не в плане самого общения, а из-за того, что журналисту часто встречаются люди и проекты, которых не узнаешь в обычной жизни. К примеру, за два месяца работы в университетской газетея узнала больше ценной и интересной информации, чем за два года работы в рекламе.
— Утопический мир журналиста – какой он?
— Для меня, как для редактора «Афиши», идеальный мир — это когда моя аудитория интересуется интеллектуальными и продвинутыми событиями, а не «трешаком». Я была бы рада, если бы люди больше читали какие-то тексты о спектаклях, о писателях, сценаристах, актёрах, театрах или необычных выставках, чем о том, как в каком-нибудь клубе кто-то станцевал на столе. Это мой идеальный мир. А так, каждый журналист прежде всего человек, и у каждого свои мечты и цели.
Подготовила Арина Брованова