Анастасия Шалушкова: «Дорогого стоит понять, чего ты хочешь»

Сотрудник службы информации радио Юнитон (FM 100,7) Анастасия Шалушкова, рассказала о своих первых шагах в мире радио, об особенностях профессии и о том, как не потерять очарование любимым делом.

«Сижу иногда, смотрю вокруг и понимаю, что я на «Юнитоне», я сейчас выйду в эфир, рядом со мной сидит человек, которого я слушала пятнадцать лет своей жизни. Я от этого получаю невероятное удовольствие. Я патриот до невозможности, мне другого радио не надо».

 

— С чего вы начинали?

— Я начинала с интернет-радио «Мост». Это стало для меня огромной профессиональной базой, потому что шишки лучше набивать на локальных радио. Как правило, в больших холдингах нет права на ошибку. Как бы круто в вузах не учили, на практике все немножечко по-другому. И это нужно прочувствовать.

Сначала я начинала на волонтёрской радиостанции «Мост», а затем ушла на «Юнитон». С 2014 на «Мосту» я была сначала на новостях, потом освоила прямой эфир. На «Юнитон» меня позвал Саша Хлякин, он на тот момент был ведущим утреннего шоу «С утра по радио». Он тоже закончил НГПУ, и так совпало, что жизнь нас постоянно сталкивала. Я всегда искала любую возможность связать свою жизнь с радио. Но тогда мне показалось, что стабильные интервью на радио «Мост» лучше, чем быть корреспондентом на «Юнитоне».

Но мне пришло сообщение от Саши: «Был сегодня в вузе, а там все про тебя говорят». Давай, говорит, попробуем. Работа была на улице, он не думал, что у меня хватит мотивации. Но в тот момент я доказала, что могу и хочу это делать. В декабре, когда я осваивала прямой эфир и интервью с гостями на «Мосту», у меня уже были эфиры на «Юнитоне». Я была параллельно и там и там. На «Юнитоне» у меня были проекты игрового характера и выездные репортажи, но я все равно оставалась на «Мосту», потому что корреспондентская работа это одно, а работа в эфире это другое. С «Моста» я уходила очень плавно, когда меня просили, я, конечно, пыталась совмещать.

Прошло полгода, Саша Хлякин стал главным редактором, и со временем потребовался человек в службу информации. В итоге я постепенно пришла к новостям. Но мне проще работать в формате живого общения, где ты можешь себя раскрыть, поэтому с новостями было сложно. Я решила уйти от информационных выпусков в развлекательный контент и стала делать авторские программы. Но в итоге, через три месяца меня попросили вернуться. В такие моменты радует, что меня хотят видеть в этой должности. Сейчас я совмещаю развлекательный контент и некоторую долю информационных новостей. Я рада, что в рамках одного холдинга мне удалось попробовать себя в разных направлениях.

— Хороший радиоведущий — это как?

— Хороший радиоведущий — прежде всего, это человек, который однозначно любит свою работу. Если для тебя это в приоритете, то ты никогда не проспишь радиоэфир, ты не позволишь самому себе сделать что-то плохо.

Слушатель, как правило, всегда чувствует твою реакцию. Я убеждена, что есть определённая химия между людьми. Если ты это делаешь с любовью, и способен зарядить человека, который слушает тебя, общается с тобой, то это много значит. Ты либо захватываешь человека, либо нет.

Естественно, невозможно в этом деле уехать на одной любви. Ты должен постоянно совершенствоваться, ты должен постоянно идти в ногу со временем и быть в курсе событий. Сложно выходить в эфир, не понимая, что творится в мире, что людям интересно и важно. Очень опасно выходить в эфир, если ты не обладаешь стрессоустойчивостью, не можешь реагировать мгновенно. Могут забежать коллеги что-нибудь сделать, может выключиться свет, или могут произойти другие непредсказуемые ситуации в эфире. И здесь важно говорить уверенно, не сбиваться и не отвлекаться, реагировать моментально. Нужно нести ответственность за свой язык, за свое поведение, контролировать себя на сто процентов.

Еще очень важно уметь работать в паре. Я считаю, на радио не может работать социопат. Когда ты вступаешь в диалог, это дополнительная ответственность. А ведь партнеры бывают разные. Важно уметь понять по жестам и мимике, уметь подхватить ход мысли. И если партнёр отвлекся, то важно уметь выручить и сделать это так, чтоб этого никто не заметил. Коллектив — один большой организм, поэтому немаловажно уметь переключаться. Все, что происходит в личной жизни, в семье не должно отражаться, как в эфире, так и в коллективе. Если ты пришёл веселый, ты способен всех взбодрить, а если пришёл злой, то все будут напряжены. Также и слушатели бывают разные. Ко всем нужно относиться грамотно и толерантно. В твоём голосе не должны играть нотки злости или тревоги.

Конечно, нельзя сказать, что есть определённый список критериев хорошего радиоведущего, должна быть индивидуальность, без неё будет скучно. Важно уметь показать свои особенности. Несмотря на универсальность в функциональности, должна быть очень яркая индивидуальность.

— У вас есть любимые радиоведущие?

— Есть огромный спектр людей, которых я уважаю, как профессионалов. Не буду далеко ходить — это мои коллеги. Они создавали радио с нуля, у них я должна набираться опыта. Я мониторю радио-рынок, замечаю, кто и как работает. Не делаю культ определённого человека, ведь есть много людей, у которых можно поучиться. Как меня учили в университете, не нужно создавать определённого кумира, нужно смотреть на разных людей, ведь если вы возьмёте частичку от каждого, то сформируется ваша индивидуальность. Идеальных и безупречных нет. Но есть человек, у которого я учусь — Наталья Жукова редактор службы информации. Она может мне подсказать и посоветовать что-либо. И мне проще, что человек, на которого я равняюсь, находится рядом. Надеюсь, что лет через двадцать я буду выстреливать новости так же качественно, так же быстро и без запинки, как она.

— А радиостанции?

— «Юнитон» для меня — лучшее радио. Серьезно, можете не верить. Я выросла на этом, я мечтала об этом. Сейчас друг посоветовал мне попробовать поработать в Москве. Но я слишком долго шла к «Юнитону», я еще этим не насытилась. Я знаю, что здесь есть люди, у которых я хочу учиться, есть возможности, я могу развиваться. От этого я кайфую. В Москве есть ряд определённых требований, определённые сложности, и совмещать, как на «Юнитоне» вряд ли получится. Я достаточно свободолюбива, и на «Юнитоне» есть эта свобода. Сижу иногда, смотрю вокруг и понимаю, что я на «Юнитоне», я сейчас выйду в эфир, рядом со мной сидит человек, которого я слушала пятнадцать лет своей жизни. Я от этого получаю невероятное удовольствие. Я патриот до невозможности, мне другого радио не надо.

— У радио, по-вашему, есть будущее?

— Однозначно есть. Как показывает практика, все в мире циклично. И радио это тоже определенная платформа, которая может меняться. К сожалению, радио сейчас становится не таким интеллектуальным. Раньше, лет пятнадцать назад, даже игры в эфирах были сложные, нужно было сделать огромное количество действий, чтобы победить. Сейчас никто не будет заморачиваться. Игрушки более примитивны и в них проще участвовать. Но это и плюс. У людей есть иногда желание отключиться, просто расслабиться и улыбнуться. Они общаются, взаимодействуют, играют, слушают различную музыку, а не только свой постоянный плейлист. Они хотят ехать на работу вместе с радио. Это нужно и востребовано. Мы переходим на другой уровень. Радио подстраивается под современные тенденции и всё равно живёт. Я не верю, что наступит утро, и люди скажут, что им это не нужно. Может аудитория будет меньше, может, перейдёт на интернет-площадку. Однозначно, будет что-то новое, даже может и не в том привычном для нас варианте.

— Журналист — творец или ремесленник?

— Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно узнать, а кто в твоём понимании творец, а кто ремесленник? Здесь нужно отвечать, отталкиваясь от того, как понимает эти два слова твой собеседник.

— Творец — человек, который обращается больше к своему индивидуальному мышлению, смотрит на ситуацию с точки зрения «я так вижу», ему важен сам творческий процесс. А ремесленник работает скорее по инструкции, он изготавливает продукт и для него скорее важен результат.

Если брать слово «журналист», в классическом понимании, то нельзя поставить равно ремесленник или же равно творец. Здесь все зависит от кавычек, в которых заключён журналист. Под кавычками я подразумеваю формат. И если ты журналист в собственном издании, ты делаешь «как ты видишь». А если ты существуешь в рамках определённого формата, то ты в большей степени ремесленник. Понимаешь, есть прогноз погоды, который нужно озвучить классически. А вот в игрушках или репортажах ты преподносишь ситуацию, как ты видишь, однако придерживаешься рамок. Адекватный, здравомыслящий человек, конечно, не будет нарушать определённые границы. Но, несмотря на это, нужно уметь быть творцом, создавать что-то уникальное, что-то от самого себя.

— Эмоциональное выгорание — вы с таким сталкивались? Для вас это проблема?

— Я знаю, что это есть. Здесь очень важно переключать сферу деятельности. Если бы я сидела все время на новостях, я бы потухла. Но когда ты занимаешься разноплановой деятельностью, ты не устанешь. Вот ты читаешь новость, а потом ты отписываешь интервью для развлекательной рублики, потом делаешь пост ВКонтакте, далее отслушиваешь радиоматериалы… Важно профессиональную сферу деятельности так или иначе менять.

Также нужно понимать и собственные особенности. Мне, например, раз в год необходима встреча с морем. Для меня это обновление, очищение. Волной накрывают мудрые мысли, решения проблем, которые казались очень сложными. Ты приезжаешь с новыми силами. Ведь в повседневной жизни ты постоянно скован. В потоке большого города важно услышать самого себя. Просто для нашей работы нужно вдохновение, если понимаешь, что ты устал, то нужно сразу же отдохнуть. Если этого не сделать, то можно эмоционально выгореть. Я, например, очень боюсь потерять очарование работой, коллегами, «Юнитоном». Нужно контролировать себя, знать свои особенности, находить разгрузку. Здесь ответственность лежит на каждом из нас.

— Какие советы ты можешь дать начинающим журналистам, студентам?

— Однозначно пробовать всё, что связано с вашей профессиональной сферой. Если есть возможность получить опыт или заявить о себе, то это нужно однозначно делать. Мы не знаем, что будет в будущем. Мне кажется, ничего не происходит случайно. Любой контакт — взаимообмен. Это может быть эмоциональный обмен, профессиональный. Когда ты будешь пробовать всё, у тебя будет огромный шанс, что ты найдёшь то, что действительно приносит тебе удовольствие. Очень дорогого стоит понять, чего ты хочешь. Важно стремиться к универсальности и не бояться экспериментировать. Не бояться задавать вопросы и перенимать опыт других людей. Самое главное — не распыляться, быть верным себе и своим принципам. В момент каникул, подработок, декретов, уходить из профессии нельзя, нужно быть в тонусе, постоянно что-то писать. Параллельно работайте, творите. Нужно действовать и не бояться. Ошибаться и набивать шишки, но постоянно учиться. Чем раньше ты все это пройдешь, тем будет лучше.

Беседовала Елизавета Зубарева