Кирилл Воробьев: «Нужно работать и работать, поспать всегда успеешь»

Кириллом Воробьев, выпускник журфака НГПУ, бывший и настоящий главред, постоянный корреспондент ВГТРК. Говорили о профессии, необычных случаях биографии, рекламе в корпоративных СМИ и о том, как разбитая глиняная маска решила судьбу.

 «Чтобы идти в журналистику, надо быть жадным до информации. И для меня было странно смотреть на своих одногруппников, которые за четыре года ни разу не поработали, кроме как на практике. Вы выходите из универа, и не понимаете, куда вам идти. Пока молодой, лучше на парах поспать, чем отказаться от возможности прокачать свои навыки».

 

— Почему ты выбрал журналистику?

—Это самый частый и самый странный вопрос, который меня ставит в какой-то тупик. Изначально я поступал в театральный. Сначала поехал в Щукинское в Москву, там не поступил. Но вернулся сюда и поступил в Новосибирске. А потом был один случай, который заставил меня передумать о своём выборе. Как-то лежал дома, и нужно было на следующий день подавать оригиналы документов в институт[театральный]. А у меня на стене висела маска театральная, которую я, будучи очень впечатленным от театра ребенком, сделал в каком-то лагере из глины. Она висела лет 10, никто её не трогал, а тут она берёт, падает и разбивается. Я, как человек эмоциональный, думаю: «Что-то здесь не то. Наверное, это знак». Так я доверился разбившейся маске. Звоню подруге, рассказываю ситуацию, а она отвечает: «Ну, поехали поступать на журфак». В школе ещё были интересны газеты, конкурсы. Как-то так журналистика появилась в моей жизни.

— А если бы была возможность поменять профессию? Стал бы?

— Я всегда своим студентам говорю: «Уходите из профессии». Я бы не стал ничего менять, но тут есть момент некоего эмоционального выгорания. Притом опыт у меня в журналистике не такой большой — пять лет, но это уже два журнала на позициях редактора, телевидение и школа кино и телевидения ВГТРК. Но даже за эти 5 лет ты начинаешь попадать в какое-то кольцо: все одинаковое, однотипное, хочется чего-то другого, чего-то нового, больше насыщенности. Но как бы ты ни пытался выпрыгнуть из обыденности — у тебя не получается. Работа в новостях самом деле не предполагает какого-то креатива. Если бы хотел поменять, пошел бы в рекламу. Там больше пространства, полёта мысли. Но в любом случае каждый твой сюжет — это маленький фильм. Профессия-то творческая.Если и менять, то на что-то смежное.

— В НГПУ было разделение по специальностям?

— Нет, нашим основным профилем была интернет-журналистика, но в этой специальности было много спецкурсов: и телевидение, и радио, и печать. Я со второго курса работал, на пары ходил нечасто.Мог совмещать, мне на факультете поверили, доверились, сдавал сессии все хорошо. А разделения не было, потому что нет богатой технической базы. Практика была на базе университетского СМИ. Оно делалось не студентами, а профессионалами, поэтому как практика была неплохая. Когда была тележурналистика, делали свои видео на коленке. Но опять же сейчас я работаю на телевидении и очень часто приходится снимать что-то на телефон. Вот такая мобильность оказалась кстати, что в универе, что на работе. Телефон всегда под рукой. Любой навык, полученный в университете, используется.

— Как ты начинал свою карьеру в журналистике?

— С печати. В печати лучше всего работает логика и сейчас я от печатной журналистики не отхожу. Радио мне было неинтересно, а вот ТВ — да. Когда ездили с одногруппницей на пары, я говорил, что на 3 курсе буду уже на телевидении работать. Так и получилось. Она до сих пор вспоминает мне эту фразу, вот, мол, «бабка-гадалка». Она мечтала попасть на «Юнитон», приложила большие усилия и теперь работает там. Я в печати до конца не остался, потому что это вымирающий вид журналистики, но он возродится, когда люди поймут, что это очень качественная аналитическая информация. Но сейчас люди с клиповым мышлениемипроще смотреть видео. Времени читать нет.

— Какая была первая основная работа?

— Я работал в международном журнале «WhereSiberia». Отработал там год. Мне было страшно оттуда уходить, для 20-летнего парня должность главного редактора была неплохой. Я туда очень забавно попал. У меня была подруга, которая сказала, что хочет уехать в Тайланд на ПМЖ. Предложила пойти поработать у неё ассистентом. Предполагалось, что она уедет через полгода, а я стану главным редактором. Я был на втором курсе, пришёл к ней, и в итоге она уехала через месяц.

— Как ты пришёл на телеэкран?

— Когда работал в «WhereSiberia», мне позвонила мама и сказала, что на ВГТРК кастинг, можно сходить, попробовать себя. Это был выходной, на кухне у меня лежали друзья, для кастинга нужно было ещё какую-то видеовизитку записать. Спустились на улицу, записали. Потом отправил, перезвонили. Поступил в школу кино и телевидения ВГТРК. Остался.

— А как ты попалв корпоративное СМИ?

— История продолжается. Рестораны Дениса Иванова были частым гостем на страницах «WhereSiberia». Мы достаточно плотно сотрудничали. И вот, спустя два года, мне позвонил их управляющий, предложил работу. Когда думаешь в нескольких форматах, это разбавляет обыденность и телевизионную рутину.

— В чем заключается отличие между корпоративным изданием и журналом «WhereSiberia»?

—Отличается тематика, материалы, сбор информации. Реклама тоже. Реклама у Дениса на макетах, а вся другая информация — редакционная. Она связана с ресторанами, но это не реклама, а просто то, что подсказывает людям, что нужно купить, оказавшись здесь. А тот журнал был путеводителем по городу: бутики, магазины, что посмотреть, где купить. В целом принципы одни и те же, я не вижу отличий в работе. В университете любят разграничивать, но подход на самом деле один и тот же.

— А как в корпоративных СМИ вы разграничиваете рекламный материал от материалов, тематика которых просто связана с ресторанами?

— Лично для меня реклама там, где написано «реклама». Это, как минимум, этично, с точки зрения журналистики. Если раньше были проплаченные материалы, так называемая «джинса», то сейчас скрывать что-то и говорить, что это хороший текст, не имеет смысла — людей не обмануть. Для этого и есть закон о рекламе. В спорных моментах я открываю законодательство и смотрю, что можно писать, а что —  нет, чтобы самому не попасться.

—Сколько человек работает в журнале Иванова?

— Для корпоративного издания, я считаю, что троих достаточно. Тут у нас пятеро, но три — выше крыши. Два человека могут написать все тексты, другой решать организационные вопросы, а третий человек будет верстальщиком-дизайнером.

— Журналистика — это всё-таки рутина или творчество?

— Когда я учился, нам говорили, что нужно менять место работы раз в три года. И вот сейчас, проработав три с половиной года в телевизоре, мне уже не так интересно. Нет в глазах блеска. Ты сейчас просто ходишь на работу. Иногда радуешься, что есть темы, которыми горишь, но чаще получается обыденность. Но я всё равно считаю, что журналистика — творчество. Это от тебя зависит, от твоего настроя.

— Что тебе помогает в профессии?

— Вертеться нужно.Это миф, что на телике сейчас получают деньги. Даже в Москве сейчас не так много денег. Журналист всё-таки не мешки таскает, а головой думает. Поэтому если ты хочешь, то нужно думать головой. Сейчас очень много вариантов. Каждый день можно проделать кучу какой-либо работы. Может быть, я неправильный какой-то журналист, но я всегда говорил, что работа — это работа. И у нас со старшими коллегами бывают споры по поводу того, что я говорю, что работа — это не самоцель в жизни. Есть вот пространство работы, а за ним есть жизнь. Нужно постоянно быть открытым миру, не замыкаться только на работе, ведь так ты не будешь так быстро гаснуть и тухнуть в этой профессии. А если ты сидишь на одном месте… Вот для меня всегда было не понятно, как многие работают по 20 лет на одном и том же кресле. Для меня это вообще убийство просто. Ты из года в год рассказываешь о том, что выпал снег, о том, что очереди в пенсионном фонде… И мне кажется, что это в тебе точно должно убить профессионала.

— А какие качества нужно иметь?

— Стрессоустойчивость. И готовность к тому, что ты не управляешь своим личным временем. Я из-за этого не покупаю билеты в театр, потому что не знаю, освобожусь я в это время, успею или нет. Если ты готов к тому, что у тебя нет времени на личную жизнь, — иди на телевидение. Я теперь беру отгул, чтобы в театр сходить. Журналисты — люди больные, потому что нельзя столько времени посвящать работе.

— А мы помогаешь людям как журналист?

— Да, получается, что мы все помогаем людям. Редактор говорит: «Позвони и узнай, что там по ситуации». И первый вопрос, который ты задаёшь: «А вы обратились куда-нибудь?» «Нет, мы вам сразу позвонили». А мы что, юристы, полиция? Нам никто за это не доплачивает. Но для меня самоцель — не помогать людям, а давать информацию. Мне приходить домой и смотреть, как у какой-то бабушки крыша протекла неинтересно. Интересно посмотреть, чем город жил сегодня и что случилось. Я же не пойду на телевидение со своими проблемами. Но чем больше сюжетов о таких глупых проблемах, тем больше обращений поступает. Глупость порождает глупость, и это неправильно. Но я не редактор, я не могу принимать решения.

— Стоит ли абитуриентам поступать на Факультет журналистики?

— Спорный вопрос. Что можно учить в университете пять лет на журналистике? Ты же можешь открыть эти книжки, сам прочитать, и всё — работай себе пожалуйста. Есть такая мысль, что высшее образование — это дорого купленный список литературы. По сути мы тоже платим деньги за список литературы. Но я благодарен тому, что у меня в унивситете все преподаватели были практикующими журналистами, они сразу погружали нас в профессию. Говорили о том, что действительно работает, а не то, что написано в книжке. Вот за это можно было действительно платить деньги. А если бы это было из разряда «почитайте книжку» — я и дома это сделаю.

Чтобы идти в журналистику, надо быть жадным до информации. И для меня было странно смотреть на своих одногруппников, которые за четыре года ни разу не поработали, кроме как на практике. Вы выходите из универа, и не понимаете, куда вам идти. Нужно работать и работать, поспать всегда успеешь. Пока молодой, лучше на парах поспать, чем отказаться от возможности прокачать свои навыки.

Подготовил Антон Ниязов
Фотографии Владимира Гричишкина