Ксения Морозова: «Самая серьезная ошибка — не доводить вопрос до конца»

«Я замечала за собой, когда только начинала писать, и замечаю у начинающих журналистов сейчас одну серьезную ошибку — они не задают вопрос до конца. В любом жанре важно довести все до логического завершения, но новички не анализируют полученный материал критически, часто их материал получается не очень логичным»

 

Ксения Морозова, журналист Санкт-Петербургского онлайн-издания «Собака.ru» согласилась рассказать о себе, начале своей карьеры и работе в целом.

— Когда ты поняла, что хочешь заниматься именно журналистикой?

— Ну, у меня это происходило в несколько этапов. Впервые я заинтересовалась ей ещев детстве, где-то в начальной школе, мне показалось, что брать интервью и писать достаточно интересно, но всерьез на тот момент времения об этом не задумывалась.

—  Все-таки, когда вы задумались о журналистике всерьез?

— Всерьез о журналистике я начала задумываться в классе девятом. Я всегда была отличницей по всем предметам и очень часто ездила на олимпиады, но особый интерес возник к литературе и языку. Литература казалось интересной и давалась легче всего. Когда встал вопрос о поступлении, о филологическом факультете даже не хотелось думать — это казалось абсолютно неинтересным и ненужным мне. Поэтому выбор пал на журналистику.

— Что в твоём понимании журналистика?

— Думаю, каждый ответит на этот вопрос по-своему. Однозначного ответа здесь нет. Я свяжу свой ответ со своей работой. Я работаю в развлекательной сфере, не научной. Мне нравится писать в так называемом «лайф-стайле», рассказывать о происходящем вокруг, о ком-то или чем-то новом, интересном и отличающимся от других. Для меня это и есть журналистика.

— Можешь рассказать о своем первом опыте работы в редакции?

— Да, конечно. В СПбГУ выпускалась студенческая газет «UNI». Несмотря на то, что я не училась там, я общалась с ребятами, которые ее основали и которые в ней работали. Я присоединилась к ним. Кстати, впоследствии ребята основали свою газету, интернет-издание «Бумага» — петербургский новостной портал о городе и обществе. Возвращаясь к моему первому опыту работы в редакции, могу сказать, что это был мой первый курс и мой первый опыт, как интервьюера. Я взяла два интервью: первое — у питерского поэта Вани Пинженина, второе — у малоизвестного поэта Никиты Бегуна. Для меня это был достаточно интересный опыт.

— Какие ошибки совершают молодые журналисты, и есть ли способ избегать их?

— Слушай, на этот вопрос очень сложно ответить. Я замечала за собой, когда только начинала писать, и замечаю у начинающих журналистов сейчас одну серьезную ошибку — они не задают вопрос до конца. В любом жанре важно довести все до логического завершения, но новички не анализируют полученный материал критически, часто их материал получается не очень логичным. Это все из-за того, что они не доводят все до конца. Например, молодой журналист пишет о каком-то произошедшем событии, но забывает рассказать читателю о том с кем, где, как и когда это произошло. Или герой твоего репортажа тебе что-то говорит, а ты его не спрашиваешь почему, откуда такое мнение, зачем. А именно после подобных вопросов можно получить что-то интересное, на чем можно построить свой материал. Избежать подобных ошибок редко кому удается. Тебе нужно десять раз столкнуться с этим, чтобы запомнить, как надо делать, а как нет. Каждый из нас совершает ошибки, за которые потом корит себя, из-за которых нам кажется, что мы ничему не научимся. Чтобы избежать ошибок или хотя бы попытаться это сделать, журналисту нужно развивать свой интеллект, узнавать что-то новое для себя, много читать. Тренировать себя, подвергать все сомнению и не принимать ничего на веру, приучать себя задавать вопросы. Если ты делаешь это, то перестаешь так часто совершать ошибки, а если нет-не думаю, что такие люди найдут себя в такой сфере, как журналистика.

— Считаете ли вы журналистику творческой профессией или это просто «конвейер»?

— Сложно ответить на этот вопрос, потому что все зависит от того, где ты работаешь, в какой сфере. Например, работу с новостями вряд ли можно назвать творческой и интересной, потому что ты ищешь новость и просто ее переписываешь. Про себя могу сказать, что для меня всего поровну. Я работаю редактором в колонке о городе, и часто мне приходится, как и «новостнику», делать не особо интересную работу — копаться, искать интересного материала среди всего. Но в тоже время, я сама ищу темы, выбираю их, придумываю, о чем мне написать. Это скорее про творчество, чем про конвейер. Журналистка — это попытка придумать что-то новое, найти новый подход, что также делают и твои коллеги, и твои соперники. Хотя, очень часто журналистка — просто работа с текстами, но все же «конвейером» это не назовешь, для меня это невероятно интересная и увлекательная работа, связанная с творчеством. Это доставляет мне удовольствие. Также все зависит и от места, где ты работаешь и от твоей должности. Если ты, например, корреспондент «BBC», то ты можешь готовить материал целый месяц, всесторонне его изучая, работая с ним. Здесь ты находишь пространство для проявления творчества. Но ты можешь и работать обычным новостником, перебирая новости и тупо переписывая их, не думаю, что здесь ты сможешь проявить себя.

— Статьи на какую тему/темы даются вам легче или, наоборот, сложнее? Почему?

— На этот вопрос, думаю, очень просто ответить. Легче даются те темы, в которых ты разбираешься, и которые интересны тебе. Моя сфера — город. Я интересуюсь социалкой, городскими событиями, обществом, в какой-то степени урбанистикой и немного политикой. Я не специалист в них, но мне это действительно интересно, я хочу с этим работать. Я хочу узнавать что-то новое в своей сфере и делится этим с людьми. Я считаю полезным для себя и окружающих разбираться и знать о том, что происходит в твоем городе.

— Есть ли материал, который вы считаете лучшим? Почему?

— Такого материала нет. Я считаю все свои работы достойными, я не делаю акцентов и стараюсь делать качественный и интересный контент. Но могу привести примеры материалов, над которыми мне было невероятно интересно работать. Например, мое интервью с писателем Романом Михайловым. Он очень специфичный человек, представитель андеграундной литературы, которая засветилась в глянце, благодаря моему материалу о нем. У Михайлова очень специфичный подход к языку и литературе. Работать с ним было одновременно и страшно, и невероятно увлекательно. Также, мне нравятся мои работы о женщине, которая родила ребенка с ВИЧ; материал о парне, который работал в психоневрологическом интернате и занимался музыкой с людьми, находившимися там, после чего они достигли большогопрогресса и их история пользуется огромной популярностью даже сейчас. Я считаю важным донести подобные истории до широких масс.

— Что бы ты могла посоветовать начинающим журналистам?

— Идти в IT пока не поздно (смеется). На самом деле я серьезно. Я считаю это лучший совет, который я могу дать. Что касается меня, сейчас я не думаю, что стоило делать выбор в пользу журналистики. В нашей стране и так мало медиа, а те, что есть, в большинстве своем имею огромное количество ограничений, не дающих пространства для творчества. Для того чтобы устроиться или найти работу необходимо искать компромиссы, прилагать огромное количество усилий, которые не всегда оправдываются. Еще у журналистов в нашей стране несравнимо низкие зарплаты. Но и идти в коммерцию тоже не вариант. Работать с огромным количество ограничений и условий «на заказ» — скучно. На федеральные каналы, кроме того, что не устроишься, работать тоже не доставляет удовольствия из-за огромных ограничений, переходящих мои рамки нормы. В то время как в сфере IT меньше ограничений и больше пространства для роста, больше заработная плата. К тому же специалисты в этой сфере более востребованы, чем журналисты. Я мало интересовалась зарубежными медиа, поэтому утверждать с уверенностью не могу, но думаю, ситуация там ненамного лучше той, что наблюдается у нас в стране.

— Тогда последний вопрос — печатные СМИ и работа в интернет-изданиях более востребована, чем радио и ТВ?

— Думаю, да. Телевидение — ад в нашей стране. Радио — это, основываясь на моих наблюдениях, только для автомобилистов. Остается только печать и интернет. На мой взгляд, именно эти направления будут еще очень долго востребованы и продолжат свое развитие.

Беседовал Никита Брусков