Нина Савкина: «Не станьте журналюгами»

О профессиональном выборе, трудностях и радостях на журналистском поприще мы пообщались с журналистом с большим стажем, корреспондентом газеты «Власть труда» г. Минусинск Красноярского края, членом Союза журналистов СССР и просто хорошим человеком Ниной Савкиной.

 «Что написано пером, остаётся наглядным подтверждением твоего труда, твоих раздумий, твоих творческих находок. Газетный текст сохраняет душевные поиски, настроение, индивидуальность, стиль, язык автора. В моём сердце живы запахи свежих газетных полос, шум печатных станков, мучительный поиск ярких заголовков, которые будто подмигивают тебе со страниц свежего номера, служат стимулом творческого вдохновения».

 

— Нина Ивановна, расскажите, пожалуйста, про ваш путь в журналистику. Как он начинался?

— В дни моей юности были живы многие участники войны: мои дядюшки, соседи, знакомые. Они собирались под вечер на скамейке под сиренью, курили махорку и вспоминали про свои фронтовые пути-дороги. Подходила к ними моя тётя Поля, слушала и плакала. Её муж Василий погиб в первые дни войны. И дочку свою так и не увидел, она родилась в августе. Так появился мой первый рассказ — зарисовка о судьбе солдатской вдовы. Я училась в 6 классе, когда мой материал опубликовала районная газета. Позже написала ещё несколько зарисовок: о дяде Коле-танкисте, участнике боёв на Курской дуге, о дяде Лёне — он участвовал в освобождении Новороссийска, о другом дяде Лёне, который вернулся с войны без руки, но стал классным плотником. Все эти публикации и помогли мне пройти творческий конкурс при поступлении на факультет журналистики МГУ, куда, кстати, я — выпускница сельской школы, поступила без протеже, сама приехала в Москву, сдала экзамены и была зачислена на газетное отделение.

— Почему вы выбрали именно печатное направление?

— Наверное, потому что тогда ещё не было телевидения. И потому, что мне нравилось бывать в районной редакции. И вообще, что написано пером, остаётся наглядным подтверждением твоего труда, твоих раздумий, твоих творческих находок. Газетный текст сохраняет душевные поиски, настроение, индивидуальность, стиль, язык автора. Не могу себе представить, что когда-то печатное слово канет в историю. Всё больше разговоров о том, что газет скоро не будет. А в моём сердце живы запахи свежих газетных полос, шум печатных станков, мучительный поиск ярких заголовков, которые будто подмигивают тебе со страниц свежего номера, служат стимулом творческого вдохновения. Позже мне пришлось работать и на радио редактором информационных программ. Мне очень нравилось добывать информацию, и это у меня получалось, но душой я всегда тяготела к газете.

— Ориентировались ли вы на кого-то в работе и в жизни? Брали ли с кого-то пример?

— Примером для подражания для меня и моих одноклассников был учитель математики и физики Борис Фёдорович Иванов. Говорили, что его эвакуировали в наши края из блокадного Ленинграда. Человек редкой доброты и многих талантов. Он прекрасно играл на пианино. Был организатором и режиссёром многих школьных мероприятий. Внешность у него была совсем не героическая, на спине рос горб. Но мы, девчонки, были в него немножко влюблены. А ещё он писал детские книжки. Издавал их. И вся наша школа гордилась таким учителем. До сих пор храню две чайные серебряные ложечки, которые он, уже старенький, подарил мне во время последней встречи. «На память», — сказал он. И вскоре ушёл из жизни. Но в моём сердце, в моей памяти его светлый образ всегда жив.

— Какова основная тематика ваших журналистских работ?

— Основная тематика в разных редакциях почему-то производственная. Отвечала за освещение работы промышленных предприятий, строительной отрасли, транспорта, связи. Ездила в командировки, с удовольствием общалась с рабочими, строителями домов, газопроводов, причалов, с лётчиками, дальнобойщиками, связистами на полярных станциях, с моряками и речниками, шахтёрами, рыбаками, охотниками. Но очень любила писать о судьбах людей: зарисовки, очерки, интервью. Мне очень нравилась моя профессия. Она приносила мне удовлетворение и радость.

— Создание какого материала запомнилось вам больше всего и почему?

— Запомнился мне большой репортаж с борта судна «Гижига», на котором прошла по Северному морскому пути до Мурманска в сопровождении легендарного ледокола «Ленин». А в Мурманске поразили меня цветущие рябины, много, на всех улицах. До сих пор стоит в глазах умирающая женщина, мать-одиночка с тремя детьми. В 1990-х от безысходности хлебнула уксусную эссенцию. Долго и мучительно умирала. Я написала материал, он был опубликован и в центральных газетах.

— С какими трудностями профессии вам пришлось столкнуться?

— Трудности советского периода работы — мелочи по сравнению с годами поздней перестройки. В советское время журналистов ценили и побаивались. Не нравилось только то, что написанный тобою критический материал не всегда был опубликован. По разным причинам. Чаще всего по принципу кумовства или где-то были затронуты интересы партийных боссов. Но можно было отстаивать своё мнение, вплоть до разборок на партбюро. В последние годы работы (1990-2010) могли не пускать на заседания депутатского корпуса, например. На предприятиях вдруг заработал закон «коммерческой тайны». Простые люди не хотели, и до сих пор не хотят, говорить, просто боялись, что их уволят с работы, боялись за жизнь свою и своих семей.

— За что вы любите свою профессию?

— Люблю свою профессию за общение с людьми, начиная с простых работяг и заканчивая руководителями региона, представителями столичных территорий (Ю. Лужков, А. Лебедь, А. Хлопонин, А. Прохоров, А. Чубайс и др.) Люблю встречи со своими героями, которые стали почти что родственниками. Люблю профессию за то, что она позволяет выразить в строчках мысли, желания, своё видение событий. Люблю, потому что знаю: ЭТО МОЁ!

— Что бы вы посоветовали начинающим журналистам?

— Никогда не считайте, что вы всё и про всех знаете. Умейте слушать собеседника, цените его взгляды, интересы. Учитывайте просьбу, если ваш герой говорит: «Не для печати». Нас учили так: 10 % в материале, а 90 — в блокноте. Это пригодится и для того, если вдруг придётся с кем-то судиться, доказывать свою правоту. И ещё. Любите людей, кем бы они ни были — министрами, мэрами, нянечками, уголовниками, бомжами. «Все мы люди, все — человеки…»

— Как вы считаете, какие изменения могут ждать журналистику в будущем?

— Журналистика, как и вся наша жизнь, естественно, будет меняться. Уже сейчас каждый, кто выходит на экран или написал опус в газету, считает себя журналистом. Всё больше дилетантов, всё больше каких-то совершенно неуместных многосерийных шоу про внебрачных детей, разводы, делёжку наследства. На экраны выносится самая неприятная и неопрятная суть человеческой натуры. Это, вероятно, в ближайшие годы ещё будет жить, процветать, дурно влияя на взрослых и —  особенно — детей. Хочу, чтобы в популярных передачах чаще звучали голоса простых работяг, сельских учителей, врачей, матерей семейств. Но нынешнее поколение журналистов вряд ли сумеет сделать из таких передач шоу. Их судьбы — не жизни знаменитых артистов. И, хотя они полны драматизма, борьбы за своё счастье, своё место в жизни, это не многосерийный развод Джагарханяна. В общении с ними нужны иные подходы, иные аспекты для интересного материала. Увы, многие нынешние труженики пера несутся по жизни, особо ничем не заморачиваясь. Отсюда появилось в последние годы негативное слово «журналюги». Не станьте журналюгами.

Подготовила Мария Фефелова