Стас Соколов: «Журналистика — это как вождение машины»
«Лень — главная трудность. Дело в том, что, по большому счёту, журналистика — это такое в правильном ее проявлении мелкое предпринимательство. Не в том смысле, что человек зарабатывает деньги за новости, хотя он получает гонорары, а в том, что над ним никто не стоит. Понятно, что у него есть дедлайн, какие-то обязательства, но он должен сам понять, куда ему пойти, с кем поговорить, кому позвонить. А когда нет жесткого графика, всегда есть соблазн посидеть, потупить в соцсети или заняться еще чем-нибудь»
Корреспондент НГС, ведущий авторской колонки «Еда со Стасом Соколовым» рассказал о том, почему журналистом может стать каждый, о плюсах и минусах профессии, а также поделился своим личным списком заведений Новосибирска, которые нужно обязательно посетить.
— Почему вы начали работать журналистом?
— Это вышло случайно. Я просто пришел поработать на лето и с тех пор как-то задержался. Для человека гуманитарного образования не очень необычный поворот, но я не планировал. Но, с другой стороны, у меня мама и бабушка были журналистами, поэтому неудивительно. Работаю журналистом с 1995 года. Сначала в «Коммерсанте», потом в издании «Континент Сибирь», потом снова в «Коммерсанте». А в НГС с 2009 года.
— Как вы попали в НГС?
— Я специализировался на теме общественного питания, писал для московских профильных журналов. В НГС была девушка, которая писала отзывы про рестораны. Я узнал, что она уволилась, и написал редактору, что могу занять ее место. Мне сказали: «Приходи, конечно».
— Что вы любите в своей профессии?
— Самое интересное в журналистике — это ощущение сопричастности. Постоянно что-то происходит, ты постоянно находишься в событиях. Они, правда, не имеют к тебе отношения, так как, по большому счету, это события других людей, но ты вроде тоже сопричастен.
Еще интересно, когда ты узнал что-то самый первый, и благодаря тебе об этом узнали другие люди. Ты вроде бы это не делал: не открывал ресторан, не строил заводы, фабрики, но ты первый узнал и рассказал.
К тому же люди, о которых журналисту интересно рассказать, они, как правило, сами интересны журналисту. Это люди, которые как-то меняют мир, кто бы это не был, чиновники, политики, бизнесмены или артисты. Объект работы сам по себе интересен.
— Что вы не любите в своей профессии?
— Во-первых, поверхностность, потому что любой журналистне может очень глубоко погружаться в предмет. Материал надо выдать сегодня, а не через месяц, когда ты в нем разберешься. И это неизбежная часть профессии.
А во-вторых, сейчас все через сеть потребляется, и подача должна быть такой, чтобы человек потратил наименьшее время на восприятие. Нельзя каких-то деталей рассказать. Вот люди смеются над дурацкими заголовками НГС, но это обратная сторона того, что у человека, когда он читает, секунда на чтение этого заголовка, полсекунды. Если он за полсекунды не заинтересовался, он уже никогда не узнает, что там внутри. Поэтому есть некоторое упрощение, может иногда оно правильное, иногда нет.
— Важно ли сейчас, чтобы быть журналистом, иметь журналистское образование?
— Это вообще никогда не было важно. Журналистика — это как вождение машины. Любой человек может водить машину, любой человек может работать водителем. Кто-то будет делать это хорошо, кто-то средне. В журналистике навыки примерно те же. Человек, который умеет писать и говорить, он может быть журналистом. Тем более сейчас, когда есть социальные сети. Ты оказался свидетелем каких-то событий и написал — вот, ты тоже журналист. Тут скорее вопрос, хочет ли человек заниматься этим постоянно исделать это своей обязанностью. Главное, чтобы человек владел языком более-менее и хотел этим заниматься, искать информацию, писать.
Если честно, сейчас вообще не понятно, что будет с журналистикой, потому что любой человек может завести канал в каком-нибудь мессенджере, я уже не говорю про античные «ЖЖ», и быть журналистом. Имеет смысл образование в общем, но неважно какое. Я вообще думаю, что журналисту лучше изучать что-то кроме журналистики. Будь то лингвистика, история, хоть математика. Рассказывать истории человек либо умеет и хочет, либо не умеет. Этому научить можно быстро. А журналисту часто не хватает представления о чем-то, кроме журналистики.
— Пять важных качеств для журналиста….
— Любопытство. Мобильность. Журналист увидел, и он должен действовать быстрее, чем думать. Это может быть и недостаток, но журналист должен сначала спросить, узнать, уточнить, а потом уже думать, что можно сделать. Коммуникабельность. Если ты не можешь сделать так, чтобы люди тебе что-нибудь сказали, как ты тогда получишь информацию. Умение связывать факты и явления. Когда человек видит одно и понимает, что это признак процесса или явления, или просто это знак кого-то события, о котором он не знает, но можно догадаться. Это скорее уже вопрос погруженности в тему. И, наверное, умение бороться с собственной гордыней, потому что тебе постоянно будут говорить, что ты идиот, а это людей, не готовых к этому, может обижать.
— Для вас журналистика это больше творчество или ремесло?
— Это ремесло. Для всех ремесло. Что такое творчество? Творчески можно квартиру убирать. Любое занятие может быть творчеством. Но в принципе это как водить машину. Можно же творчески. Если человек занимается журналистикой ради удовольствия — это одно дело, а если для него это ежедневная работа, обязанность, то это ремесло.
— С какими трудностями вам приходится сталкиваться в работе?
— Лень — главная трудность. Дело в том, что, по большому счёту, журналистика — это такое в правильном ее проявлении мелкое предпринимательство. Не в том смысле, что человек зарабатывает деньги за новости, хотя он получает гонорары, а в том, что над ним никто не стоит. Понятно, что у него есть дедлайн, какие-то обязательства, но он должен сам понять, куда ему пойти, с кем поговорить, кому позвонить. А когда нет жесткого графика, всегда есть соблазн посидеть, потупить в соцсети или заняться еще чем-нибудь.
— Как проходит ваш обычный рабочий день?
— Обычно люди приходят на работу, утром бывает планерка, где все говорят о том, какие новости они точно могут написать, чем они занимаются, а дальше по обстоятельствам. У журналистов нет понятия рабочего времени, и,по большому счету, не должно быть. С одной стороны, нет четкого рабочего дня, однако если нужно, тоты сидишь и пишешь текст,неважно сколько времени и воскресенье это или суббота.
— Хотели бы вы поменять свою профессию? Если да, то на какую?
— В свое время я учился математике, а в России была довольно сильная школа математической лингвистики. Именно изэтой школы появился в свое время Яндекс. И, наверное, если бы как-то жизнь в свое время по-другому сложилась,было бы интересно заниматься чем-то связанным с языком, с его анализом. Однако сейчас уже вряд либы поменял профессию.
— На НГС у вас своя колонка «Еда со Стасом Соколовым». Почему вам близка именно эта тема?
— В «Континенте Сибирь», где я работал, у меня была должность руководителя отдела потребительского рынка, то есть это торговля, общественное питание. Да и в общепите много всего происходит, потому что это менее монополизированная сфера, нет очень крупных сетей. Все решения принимаются здесь, с людьми можно вступить в контакт, поэтому проще писать. Ну а если ты пишешь про общепит, не ходить и не есть, не пробовать — это как-то непонятно. Это же не уголь, не алюминий. Ну и я готовлю сам, люблю поесть.
— Узнают ли вас в заведениях общественного питания?
— Сейчас уже да. В основном потому, что у меня есть колонка, блог, где мой портрет, но это скорее мешает. У нас же подход такой, что я прихожу просто как посетитель, плачу деньги. То, что может быть какое-то другое отношение, — плохо.
— Случались ли у вас какие-то конфликтные ситуации из-за того, что вы писали в своей колонке?
— В обзорах — да. У нас была очень смешная ситуация с сетью «Шашлыкоff», которая подала на нас в суд. Я написал рецензию на заведение, не сказать, что она была какая-то ругательная. К ней коллективно придумали какой-то резкий заголовок, и они подали в суд. В гражданский суд их не взяли, а в арбитражном судья очень удивился, там же разбирают тяжбы чисто хозяйственные, имущественные, а тут люди приходят, и им не нравится, что написали про их ресторан. Ну, в общем, я думаю, что к середине заседания они были сами не рады, что пришли туда, потому что судья задавал им вопросы, гораздо больше, чем мне. И вообще уже было не понятно, кто тут ответчик. Там же не было никаких утверждений, там были оценочные суждения, как в любой рецензии.
Бывают конфликтные ситуации, но, на самом деле, у меня же нет цели кого-то унизить, растоптать. Я же не «Ревизорро», чтобы прорываться в подсобку и там что-то искать. Если честно, мне больше не рецензии нравится писать, а находить какие-нибудь интересные новые заведения. Про плохое можно писать, из этого может выйти веселый текст, но человек прочитал, увидел еще один плохой ресторан, и какая в этом польза? Интереснее писать про то, куда хочется сходить.
— Вы предпочитаете в обычной жизни питаться в заведениях общественного питания или дома?
— Я люблю рестораны, просто как место. Мне нравятся заведения с открытой кухней, где видна вся суета, где видно, как люди готовят. Я сам готовлю, поэтому посмотреть, как этим занимаются другие люди, тоже интересно. Ресторан — это то место, в которое любой человек может прийти и ему будет уютно, где ему должны быть рады, где о нем будут заботиться в независимости от того, что у него в жизни приключилось, одинок он или нет, есть ли у него дом. А человеку нужно, чтоб о нем заботились. Рестораны — это часть современной, и не только современной культуры. Когда приходишь в какой-нибудь маленький ресторан, где владелец сам готовит, возникает ощущение, что ты в гостях. Также ресторан — это место, где люди могут собраться, и никому не нужно мыть посуду.
— Ваш личный топ заведений, которые нужно обязательно посетить в Новосибирске.
— «PardonMyFrench» —это гастробар, повар француз. Место, где можно попробовать что-то необычное за не очень большие деньги, но в небольших количествах.
Из высокой кухни «Т.Б.К. Лонж» и «PuppenHaus». Реально высокий уровень. Если бы в России был Мишлен, то у них точно была бы хоть одна звезда.
«Чашка кофе» на Ленина 12 — шумное стильное место в большом городе с большими окнами.
«JohnGregor OLD PUB» — бар с интересным пивом, с простой, но хорошо сделанной европейской кухней.
«Гриль и бутыль» — хороший мясной ресторан с российским вином, что тоже интересно, а для Новосибирска уникально, так как в городе большенет такого места, где было бы столько российского вина.
«COFFEE COLLECTIVE» — гастрономическая кофейня. Самообслуживание, маленькое меню, но интересноес неожиданными сочетаниями. Очень вкусные, кстати, макаруны.
Беседовала Екатерина Колышкина