Виктор Бобровников: «Единственный способ не зевать и не перегорать на работе – это ставить перед собой самые высокие задачи ежедневно.

Виктор Бобровников, журналист новосибирской программы «Прецедент», рассказал о своем пути в журналистике, ситуациях, с которыми приходится сталкиваться в профессии каждый день и о том, что в работе остается за кадром. 

– Расскажите о своей редакции. Каковы приоритеты? Каким образом проходит работа?

– Передача «Прецедент» выходит в эфир уже на протяжении 20 лет, её основная тематика – защита прав потребителей. К нам в редакцию обращаются люди, попавшие в сложную ситуацию, с просьбой решить их проблему. Мы пытаемся помочь человеку, как минимум, советом, даём телефоны и направляем в соответствующие службы. Главное правило нашей редакции – убедиться, что человек сделал всё, чтобы помочь себе сам. Если человек действительно приложил все усилия, но не решил проблему, то в дело вмешиваемся мы, отправляем запросы в соответствующие органы, которые компетентны в решении данного вопроса, и пытаемся воздействовать на ситуацию. Описываем этот процесс в сюжете. Часто подключаем эксперта, которому предлагаем вникнуть в суть дела, дать комментарий; в большинстве случаев эти люди готовы бесплатно помогать и вести героев дальше. Задаём виновникам конфликта неудобные вопросы, находим нестыковки в деле. Оппоненты прекрасно понимают, чем это может закончиться, ведь программа «Прецедент» вправе выставить их в негативном свете. Это заставляет людей задуматься; часто бывает, что они, не желая иметь репутационных проблем, в корне пересматривают ситуацию, находят в отношениях с человеком компромисс. Таким образом, совместными усилиями нередко удаётся полностью решить проблему или же предоставить человеку шанс, которым он не располагал ранее. Конечно, так получается далеко не всегда, но вскрытие проблем, с которыми может столкнуться каждый – сама по себе ценная информация для аудитории, если в самом начале принять правильное решение: брать материал в работу или нет.

С какими трудностями приходится встречаться журналисту – от поиска повода до выхода материала к зрителю?

– Эфир у нас раз в неделю, и времени, чтобы подготовить к воскресенью пару сюжетов, вполне достаточно. Первым делом журналист выбирает инфоповод, то есть проблему, освещением которой решил заняться, или берёт за основу произошедшее в городе громкое событие. Поток людей, которые обращаются в редакцию, не иссякает, поэтому нам всегда есть о чём рассказать. Каждый корреспондент ведёт несколько тем одновременно, подготавливая задел на следующую неделю в случае форс-мажора. Самое сложное – сделать все 5–6 минут твоего сюжета насыщенными фактурой, информативными – что называется, без лишних слов, «без воды».

Как только редакция принимает решение о подготовке сюжета, журналист отправляет во всевозможные ведомства, деятельность которых хоть как-то связана с этой темой, официальные запросы. Во-первых, для того чтобы герой не смог ввести нас в заблуждение, мы перепроверяем предоставленную им информацию. Во-вторых, чтобы уточнить какие-то моменты для лучшего понимания журналистом данной темы и получить необходимую статистику. Согласно федеральному Закону «О СМИ», любое ведомство обязано ответить на подобный запрос в течение семи календарных дней, кроме исключительных случаев. У нас в редакции существует правило: корреспондент должен связаться со всеми участниками конфликта и предложить им пообщаться. Если человек даёт отказ на общение, важно его зафиксировать, чтобы иметь доказательства и обезопасить себя в случае обвинения в клевете. Для этого мы записываем все телефонные разговоры и активно используем скрытую камеру.

Когда тема сюжета выбрана, с героями найден общий язык, а запросы отправлены, мы копаемся в архиве «Прецедента», ищем сюжеты на эту же тему. Если в найденном материале не расставлены все точки на «i», мы наводим справки: актуализируем обстоятельства давнего дела, включаем в свой новый сюжет конспективное изложение этой истории, но на этот раз с конкретной концовкой.

В обязательном порядке необходимо изучить последние изменения в законодательстве, для того чтобы лучше проникнуться предметом разговора. Также имеет смысл узнать итоги последних круглых столов, пресс-брифингов и прочих собраний компетентных в данной тематике специалистов. Всё это делается для насыщения сюжета интересными фактами. Подготовка любого материала в нашу программу напоминает складывание мозаики; помимо освещения центральной истории и её обстоятельств, перед журналистом ставится задача переходить от частного к общему. Я считаю, что хороший сюжет можно сделать лишь в том случае, если корреспондент знает о предмете разговора на порядок больше, чем показывает зрителю.

Многие журналисты рассказывают, что в начале работы испытывали страх перед камерой. А вам проще говорить на камеру или человеку в глаза?

– Я всегда был замкнутым человеком; когда волновался, то даже заикался. Приходилось переснимать много дублей, но теперь я свободно говорю на камеру – всё приходит с опытом. Я всегда неплохо писал, нокогда занялся тележурналистикой, мой первый редактор был уверен, что меня нужно обязательно уволить. Даже успел согласовать этот вопрос с директором; ни у кого уже не было сомнений, что я покину «Новости Бердска». Но так получилось, что через несколько месяцев уволили самого редактора. Теперь я не заикаюсь, камера меня почти не смущает. Сказались постоянная практика и занятия у специалистов по ораторскому искусству, сценической речи и театрального мастерства.

– Очевидно, что даже за минутным роликом стоит большой труд. Часто зрители не догадываются о некоторых секретах корреспондентов. Какими трюками пользуются журналисты?

– Особых секретов нет, есть определенные алгоритмы работы, но, по-моему, самое важное при этом – сохранять искренний интерес к тому, что делаешь. Это как хорошая осанка, чувствуется другими и очень располагает к тебе.

–  Но как поддерживать такой интерес и желание постоянно?

–  Я недавно пришёл к мысли: единственный способ не зевать и не перегорать на работе – это ставить перед собой самые высокие задачи ежедневно.

– Что вас мотивирует к работе?

– Удовольствие, которое я получаю при завершении работы. Для меня важно, чтобы материал исполнял свою первоначальную цель – воздействие на аудиторию. Если мысль удается изложить интересно и доступно, если обращение в органы имеет результат, а после выхода репортажа в эфир что-то меняется, то, конечно, это самое приятное.

Я оцениваю журналистский материал по двум критериям: действенность – это реакция органов или общественных институтов на проблему, и эффективность – материал вызывает дискуссии, набирает лайки, репосты, большое количество просмотров. Но, конечно, самый главный критерий – внутренний. Если я доволен своей работой, то это меня и мотивирует. Я максималист и вечерами засиживаюсь, пока все не доведу до ума. Один из элементов мотивации – то, что удалось совершить над собой некий акт насилия: максимально вложиться, заставить себя сделать все, что в моих силах.

Как удается справляться с эмоциями при работе над такими материалами, как например, «Экстрасенсы убивают детей», вышедшей в эфире 8 канала?

– Я в силу особенностей характера практически бесчувственный человек, я не даю выход эмоциям, они внутри не возникают. На самом деле эта работа сушит. Сопереживание, конечно, есть, но не эмоциональное, а исключительно рациональное. Ноль сердца, сто процентов мозга. Если ты будешь распыляться, эффективность снизится. Отмечу, что не считаю это универсальным рецептом.

– Как совмещать в себе некоторую долю цинизма с умением сопереживать людям?

–  Нужен аналитический подход, но при этом, безусловно, необходимо проявлять человечность. По крайней мере, это необходимо просто для того, чтобы разговорить человека. Когда я знакомлюсь с людьми, я рассказываю им все как есть, свою конкретную журналистскую цель, они видят, что перед ними непредвзятый человек, который просто хочет разобраться в предмете разговора, и охотнее делятся информацией. 3 кита: деликатность, сопереживание, корректность.  Главные эмоции, которые я испытываю при создании материалов, – это удивление, журналисту нужно иметь искренне удивляться, второй момент – возмущение. Возмущение я испытываю часто и искреннее.

–Какие качества необходимы журналисту, чтобы быть успешным в профессии?

– Нужно любить свою работу, стремиться к креативному началу. Потому что если говорить о новостной журналистике, то в ней неизбежно приходится писать об одном и том же.  Если ты не будешь испытывать желание создать что-то новое в каждом материале, то самому станет неинтересно. Любознательность играет важную роль, потому что при наличии этого качества даже в самой обыденной теме можно найти что-то креативное. Я в профессии журналиста вижу свое призвание. Когда я начал заниматься журналистикой, то понял, что ничем другим заниматься не буду. Когда эту мысль я принял внутри себя, все стало гораздо проще. Многие моменты по анализу своей деятельности отпали, стало больше времени на нужные вопросы.

– Что в твоей работе остаётся по ту сторону экрана?

Многое, но работа журналиста и заключается в том, чтобы главное выносилось на эту сторону.

Подготовила Анна Васильченко