Дмитрий Молот: «Слухами о том, что радио сдаёт свои позиции, я лично, слышу лет уже двадцать »

 Дмитрий Молот – радиоведущий на «Бизнес ФМ» и «Русском Радио», о работе, образовании и жизни.

— Как вы попали на радио?

— Как, это часто бывает в жизни, свою роль сыграл случай. В юности и будучи студентом, я много занимался проведением и организацией дискотек, со временем эти занятия отошли на второй план, но тяга к музыкальным представлениям в различных вариациях осталась и просила развития. В то время сегмент музыкальных радиостанций был крайне популярен, и, в некотором смысле, «теория семи рукопожатий» привела меня, в достаточно зрелом уже возрасте, на одну из новосибирских музыкальных фм-радиостанций. Конечно, главными участниками этих «рукопожатий» были друзья-дискотечники, но конкурсные пробы были пройдены на общих основаниях…Так, хобби обрело новый статус — ведущий музыкальных программ на радио. Уже значительно позже хобби переросло в работу, но это совсем другая история…

— Каким был первый опыт работы в эфире?

— В эфир я попал с «корабля на бал», практически… Кто-то из штатных ведущих заболел, был выходной, я стажировался в соседней студии, позвонил программный директор и буднично сказал, что через пару часов я буду вести программу по заявкам в прямом эфире. Сказать, что я волновался – ничего не сказать. Мало что помню из тех шестидесяти эфирных минут, но память сохранила, что усталость была, словно после суточной рабочей смены. Наверное, тогда я осознал, как никогда, что значит быть «выжатым, как лимон». Конечно, это касалось, в первую очередь, эмоций — без привычки говорить и общаться «с теми, кого не видно» оказалось не так легко.

— С какими сложностями сталкивались в работе?

— Сложности при работе в прямом эфире — это неотъемлемая часть процесса, который связан с использованием большого количества техники (радио — несомненно, такая сфера). Да, и человеческий фактор никто не отменял. Они (сложности) были, есть и будут — раньше одни, нынче — другие. Описывать нет смысла, по-моему, ибо тогда

«романтический ореол» эфирного радиопространства будет страдать. А этого быть не должно. Пусть слушателю кажется, что всё просто, «воздушно» и «без помех». «Хорошее радио» должно звучать именно так.

— Ваше образование как-то связано с вашей работой? Помогают ли оно вам?

— Любое образование — это расширение горизонтов эрудиции. И чем шире это пространство, тем больше возможностей заинтересовать слушателей. Потому образование, даже непрофильное – это, безусловно, только плюс. Ученье – свет!

— Самый запоминающийся момент в работе?

— Их не так мало, всех и не перечислить: тут и работа в смонтированной на день студии из стекла прямо на улице в Новосибирске, и беседы с известными персонажами в эфире и за ним, и, конечно, талантливые партнёры по эфиру, с которыми, слава Богу, мне повезло. Но, как это принято говорить, надеюсь, что самое интересное ещё ждёт впереди.

— Самый интересный собеседник в эфире

— Это как раз и есть одна из задач ведущего эфира: любого собеседника «сделать» интересным. Хотя в эфир зовут, как правило, людей известных, а, значит, они априори интересны, по крайней мере, в кругах своей популярности.

— Что думаете о современном радио и перспективах его развития?

— Слухами о том, что радио сдаёт свои позиции, я лично, слышу лет уже двадцать. А радиовещание живёт и, местами, пышет «здоровьем и молодостью». Многое меняется в жизни вообще и на радио, в частности, и в техническом и в содержательном смыслах, но радио слушают, значит, в этом есть необходимость. И, как мне кажется, необходимости этой на наш век хватит. А формы и содержание, конечно, будут меняться — это нормально!

— Каких радиоведущих вы назвали бы кумирами?

— Кумиров себе не творю… Хотя, конечно, отдаю дань качественно сделанным работам во всех сферах, в том числе, и в радиовещании. Профессионализм ценю в любых его проявлениях. Правда, сейчас и поворчать всегда найдётся повод. Слишком много в эфирном пространстве любых уровней людей случайных. Но талантливых и умелых — в разы больше!

— Были ли моменты, когда приходилось резко менять планы и полностью менять концепцию эфира?

— Так происходит периодически. Иногда даже, вопреки собственным желаниям. Но всегда в процессе «такого обновления» узнаёшь что-то новое и сам. Хотя порой случаются и провальные идеи. Но не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

— Как бы вы сами охарактеризовали свой образ в эфире?

— Мне всегда казалось, думается так и сейчас, что чем ближе эфирный образ к человеку, который его создаёт, тем лучше. Ибо, чем естественнее звучит человек в эфире, тем больше доверия к нему «по ту сторону» радиоприёмника. Но это моё личное мнение. Никому его не навязываю. Знаю ребят, которые в эфире совсем не такие, как в жизни, и ничего — «цветы и аплодисменты». Но, в общем, я в эфире стараюсь быть самим собой, насколько позволяют возможности.

— Какие сферы вам ближе всего в работе

— Я думаю, то, о чём ведётся речь в эфире, должно быть близко тебе самому, хотя бы отчасти. Потому любую жизненную тему просто надо изучить, вникнуть в неё и «полюбить», тогда она будет звучать «вкусно» и для других. Если этого нет – значит, работа сделана плохо!

— Как относитесь к современной спортивной журналистике?

— Я уже, в общем, отвечал на этот вопрос. Ничего не поменяется и в моём ответе, в контексте, спортивной журналистики. Много людей случайных в этой области. Начиная с комментаторов, заканчивая так называемыми «экспертами». Им дают эфирное время, они уверены в себе, а телезрители или радиослушатели, в итоге, не получают грамотной оценки. Это беда не только спортивной области, к сожалению.

— Часто ли приходится сталкиваться с этическими проблемами в работе?

— Не очень понимаю, о чём вы. Этика, нравственность – это часть жизни, поведение воспитанных людей. Мне кажется, что меня окружают на работе именно такие люди. Поэтому проблем нет, а если и были – уже забыл.

— Что можете пожелать тем, кто думает о работе на радио?

— Так говорят про работу артистом, но позволю себе перефразировать: если есть возможность не работать в эфире, то лучше – не работать, а трудиться на радио надо только тогда, когда вы не можете иначе.

— Легко ли продвигать свои идеи на радио?

— Главное, чтобы эти достойные мысли вообще рождались…, впрочем, лет двадцать назад было относительно легко, сейчас сложнее. Очевидно, связано это с бюджетными делами и подсчётом денег, которых, как известно, «нет, но мы держимся».

— Если бы вернулись во времена студенчества, то хотели бы поменять род деятельности или нет?

— Я бы стал министром финансов. Шутка! А, если серьёзно, я – фаталист, «плыву по течению и вёслами пользуюсь, конечно, но редко» …

— Успех пришёл быстро и внезапно? Или вы долго к этому шли?

— Успех!? О чем Вы? Нет таких целей. И, как бы банально это не воспринималось, я стараюсь качественно делать свою работу. И если то, что мы делаем, ещё кому-то, кроме

наших мам интересно, буду только рад. Но зарплата – главнее. И, как вы понимаете, в каждой шутке есть доля шутки!

— Какие черты ведущего вы считаете самыми значимыми и решающими?

— Естественность и оптимизм.

— Много ли времени отнимает работа?

— Наша работа – это часть жизни. Пусть слегка высокопарно, но это – факт. Вот сколько времени вы уделяете жизни? Так и работа на радио. В голове она творится перманентно.

Беседовал Алексей Попович