Дмитрий Занин: «Во всем должна быть гармония, а не то, что ты пашешь, пашешь…»

Дмитрий Занин, спортивный репортер, уже к тридцати годам номинированный на ТЭФИ, ― о профессии, принципах и работе на «Матче».

― Как ты считаешь, должен ли журналист пользоваться своим мнением, как инструментом общения с общественностью?

― Есть такой жанр, как журналистика мнений, и он доступен довольно небольшому кругу людей, которые имеют какой-то свой авторитет и, если мнение действительно аргументировано и подпитано фактами, то почему нет. Есть профессия, обозреватель, человек, который тем и занимается, что высказывает своё мнение. Конечно, такой жанр должен быть. Условно говоря, произошёл теракт, он чудовищный? Или это просто теракт, можно ли сказать, что это чудовищный поступок, чудовищно-оценочное суждение, имеешь ли ты на него право… ну, наверное.

― Чего хочет зритель?

― Чтобы его развлекали, чтобы ему не было скучно. Главное правило, которому меня учили на телевидении: ты можешь делать все, что угодно, главное, чтобы это было интересно, а если это неинтересно, это плохо. Ты можешь делать все по канонам журналистики, но, если это неинтересно, всем плевать. Ты можешь нарушить абсолютно все каноны, все правила, все клише, но, если это классно ― ты молодец. Есть ровно одно мерило на телевидении―либо интересно, либо нет. Зритель хочет, чтобы ему было интересно.

― Как ты считаешь, какие качества нужны журналисту для того, чтобы стать интересным?

― Любопытство. Пока тебе самому не будет интересно, пока у тебя самого не будет азарта делать свою работу. Въедливость, трудолюбие, те вещи благодаря которым ты можешь

максимально глубоко залезть в тему и раскрыть ее. Чем больше ты насобираешь, чем интереснее информацию ты получишь, чем шире она будет, тем лучше у тебя все получится. Это самое важное, чтобы ты мог биться, биться, биться и все вытаскивать.

― Насколько для тебя важны моральные рамки, можешь ли ты выложить материал, который точно привлечет аудиторию, но от которого пострадает спортсмен?

― Раньше я об этом не думал, это было как бы приходящее, уходящее. Ты приехал на съемку, поснимал, развернулся и уехал, потом встретишь людей, не встретишь, кто его знает. Сейчас, когда появился какой-то личный авторитет, люди меня знают, вот сейчас я начинаю задумываться, в определенный момент, например, в интервью кто-то что-то сказал. Я думаю, а стоит ли этим заниматься. Это все ведь обговаривается, иногда что-то может быть сказано по дурости, и ты уже сам просто пытаешься понять, стоит ли это выкладывать, будет ли результат, таким успешным, что он перекроет все «косяки», проблемы, которые появятся потом у спортсмена. Нужно смотреть по ситуации, да и в конце концов если тебе человек совсем не симпатичный и ты понимаешь, что он это понимает. Элементарный пример: лето, ЧМ по футболу, сборная России. Когда я приезжаю, и они отвечают на вопросы что угодно, кроме того, что нужно [про негативный фон вокруг сборной]. И на мой вопрос Гранату: «Сейчас все плохо, что вы можете сказать своим болельщикам?», он просто улыбается, молчит и уходит. Ну, разве можно это не показать. Сидеть и придумывать, какие они классные ребята? Да нет, им все вопросы были заданы, чтобы они сказали что-то приятное.

― Есть такое понятие как авторский стиль, насколько оно важно в нашей профессии?

― Самое важное, важнее этого ничего нет. Когда я переехал из Красноярска в Москву, там работали корреспонденты, глядя на которых я понимал, что я такое днище. Я мог подойти к принтеру достать листок, начать читать, и я понимал кто это написал. И вот когда ты понимаешь, чьи это слова, чьи эти обороты, это круто. Надо уметь быть заметным, владеть приемами, техниками, как брать интервью. Например, вот взять стиль Илюхи Трифанова, я как-то пытался сделать как он, не получилось, я так огорчился, а потом подумал: зачем мне делать как он, если я умею делать по-своему? Естественно, нужно уметь варьировать стили, иногда нужно сделать смешно, иногда серьезно, иногда прям клишированно, потому что по-другому никак. Это все надо уметь делать, но так, чтобы тебя узнавали.

― Ты работал в Красноярске и снимал для «Россия 2» сюжеты. Как ты попал туда, тебя пригласили или сам добился?

― Там все было очень просто. Я работал на местном ГТРК, и так как это — огромный холдинг, то, если Москве нужно снять репортаж из Красноярска они звонят в местный кор пункт и говорят «езжайте, снимите», это огромная сеть. Говорят: «У вас есть парень, который в спорте разбирается?» — «Есть». И меня отправляют снимать, потом я просто отсылаю сюжет в Москву. В следующий раз просто напрямую звонят мне и делаю репортаж и в Красноярск, и в Москву.

― Дима Занин считается одним из самых неоднозначных комментаторов, который привлекает много внимания, его интересно слушать, но он очень много критикует, поэтому вопрос, как ты относишься к негативу в свой адрес и как с ним справляешься?

― Я просто пытаюсь уловить настроение зрителя, о чем ему интересно услышать. Если совсем глубоко копнуть, то спорт ― это развлечение и спортсмены — это люди, которые развлекают зрителей, да они много тренируются, да они гробят здоровье, как гладиаторы, но, по сути ничего не решают, люди просто приходят посмотреть на них, отдохнуть и дальше идти работать. И болельщик вправе знать, почему все не так хорошо, как он хочет. Я не понимаю, почему я должен влезть в их [спортсменов] шкуру и понять, что они хотят услышать. Да бывают моменты, как на Олимпиаде в Рио, когда на спортивной гимнастике, по-моему, Седа Тутхалян упала на своих упражнениях, она пришла в слезах, вот тогда не стоит подходить и говорить, что она подвела команду, не оправдала вложенных средств. Но когда претензии у взрослых мужиков, ну, уж извини, давай ты встанешь и расскажешь, почему ты не первый, а какой-то там…

― Как снимаешь стресс?

― Никак, домой приезжаю и все. Когда сделал что-то крутое и ты доволен этим стресс как-то сам снимается. Ты съездил в командировку, отправляешь последний материал в Москву и все… ты чувствуешь себя самым счастливым человеком. Когда ты там четыре дня ночевал на работе, и материал выходит в эфир, и ты понимаешь, что наконец-то все это закончилось, вот тогда я счастлив. Но в целом иногда хочется просто так отдохнуть. Мы, конечно, много путешествуем, но это не та история, как в путешествиях в отпуске. Для меня это как поменять цех, ты воспринимаешь новый город, как место для съемок, едешь по центральной улице и смотришь, где лучше снять, записать стендап, куда героя повести. Мало кайфуешь в такой ситуации. Чтоб ты понимал, после кучи командировок поехал с девушкой на новый год в Хельсинки. Все говорили, что Хельсинки ― самая скучная столица Европы. Но из-за

того, что я приехал после командировок и могу теперь ложиться спать, во сколько хочу, делать, что хочу, для меня Хельсинки оказались лучшим городом на планете.

― Что больше всего интересует тебя в сфере телевизионной журналистики?

― Процесс, как сделать круто, как из любой неинтересной ерунды сделать интересно. Рассказать как-то круто и вот как это сделать, как это снять, как это смонтировать, как это подать, какая должна быть драматургия, хронология, какие слова подобрать, с чего начать. Вот именно процесс. Как сказал Губерниев: «Я могу комментировать, как горит свет». Вот нам надо также делать.

― Сейчас многие профессиональные журналисты говорят, что не стоит идти в эту профессию. Что об этом думаешь ты?

― Я не понимаю, зачем так говорить. Честной и искренней журналистики, в духе расследований, когда ты можешь рассказывать про кого угодно, не боясь за свою жизнь, будущее издания, когда ты говоришь правду и понимаешь, что тебе за это ничего не будет, это классно. Но у нас в стране этого нет, не стоит питаться иллюзиями, вы будете заниматься телевидением, рассказывать истории, но это не совсем журналистика.

― Интернет или телик?

― Однозначно телик, телик — это круто, и он еще долго будет. У меня сейчас очень много работы на «Матч ТВ», а когда у меня нет работы мне нравится проводить время с семьей. В чем посыл YouTube — заработать денег. Я не совсем понимаю, зачем так горбатиться, у меня нормальная зарплата, и я, если для дополнительных денег надо не видеться с женой, ребенком, не тусоваться с друзьями, то я не понимаю, зачем мне это. Во всем должна быть гармония, а не то, что ты пашешь, пашешь. Если меня выгонят с телика, то тогда, может, я буду что-то пилить на YouTube.

Беседовал Кирилл Букетов