Иван Голунов: «Я считаю, что хороший журналист — это любопытный журналист»

Иван Голунов— работал корреспондентом журнала «Forbes», спецкором сибирского бюро деловой газеты «Ведомости», редактором еженедельной телепрограммы «Парфенов», корреспондентом «Новой газеты» и сайта Slon.ru, занимался расследованиями в медиахолдинге РБК, был шеф-редактором программы «Собчак» на телеканале «Дождь» и рубрики «Бизнес-ланч с Ксенией Собчак» в журнале «Сноб», специальным корреспондентом в издании «Медуза».

— Как начиналась ваша карьера журналиста?

— Я попал в журналистику совершенно случайно. У меня оказалось свободное время, захотелось заняться тем, что я не делал раньше. В Москве в каждом районе есть свои газеты, которые кидают в почтовый ящик. И как-то я читал такую газету, там был предновогодний номер, в нем подводились итоги года. И было написано, что в следующем году они планируют сделать молодежную районную газету. Я подумал, подумал и решил написать туда заметку и прийти с ней в редакцию. Правда, довольно-таки быстро понял, что заметка была ужасной, но там оказались какие-то милые люди, которые сказали: «Ну, давай, попробуй что-нибудь написать». Просто им нужны были школьники, которые бы писали для них. Ну а я пришел сам, еще и первый, поэтому они и решили заняться мной. А дальше все как-то спокойно развивалось. Я писал для молодежной газеты, потом для районной, дальше стал работать в «Новой газете», еще был был проект ежедневной газеты, которая назвалась

«Газета-газета», была газета «Ведомости», журнал «Forbes» и тд..Я не планировал заниматься журналистикой, просто у меня стало получаться и вот, занимаюсь этим до сих пор.

— Есть ли у вас профильное образование журналиста и нужно ли оно вообще?

— Нет, профильного образования нет и нет высшего вообще. Когда я окончил школу, то уже работал долго и упорно, было не совсем понятно нужно ли мне высшее или нет. Потом появилась такая идея, но я так ее и не реализовал.

— Какие навыки жизненно необходимы журналисту?

— Любопытство, интерес к окружающему миру. Я считаю, что хороший журналист— это любопытный журналист. Ну и желание, умение рассказывать какие-то истории, которые он обнаружил благодаря своему любопытству.

— А как вы думаете, кто такой журналист?

— Это человек, рассказывающий истории. Истории, которые способны удивлять. Задача журналиста— рассказать что-то впечатляющее в огромном потоке информации. СМИ важно зацепить внимание чем-то любопытным. Читатель заинтересуется и захочет узнать что-то еще. Ну также, как у нас в соц.сетях есть друзья, которых мы любим читать больше, а есть те, которых меньше.

— Почему многие советуют уходить из этой профессии?

— С одной стороны это некое кокетство, а с другой, журналисты хотят получать больше какого-то фитбека, внимания, обратной связи, но не всегда это получается. И многие пресс-службы, которые по идее должны быть заинтересованы в работе журналистов, ведут себя так, как будто журналистов быть не должно, и они только мешаются. Возможно, это некое кокетство, связанно с неблагодарностью этой профессии. Журналистов миллион, они пишут заметки, но когда читатели читают материал, то чаще всего, не обращают внимание на автора. А журналисту хочется, чтобы его заметили. И второй момент связан с тем, что многие наши герои, например, чиновники, мечтают, чтобы были только те журналисты, которые пишут о том, что нужно им. Поэтому они мешают нам узнавать информацию о вопросах, которые интересуют на самом деле.

— Что бы вы посоветовали себе 18-летнему?

— Быть более настойчивым и уверенным в себе и своих действиях. Меньше задаваться вопросами: а правильно ли я делаю, а нужно ли это? Лучше сделать, а потом, если что-то идет не так, учиться на своих же ошибках. Мне в более раннем возрасте мешала именно эта рефлексия, я думал о том, что же будет, если я позвоню этим людям, а что они скажут и тд. Но на самом деле, с высоты лет понимаешь, что если бы всех этих мыслей не было, хуже бы ничего не стало, а стало бы только лучше и быстрее

— Были ли у вас случаи, в которых понимаешь, что работаешь не зря?

— Конкретную историю сейчас сложно вспомнить, но я много пишу о том, как устроено городское хозяйство в Москве. И даже те люди, про которых я пишу не всегда хорошие вещи, они читают материал и понимают, что да, здесь сделали какие-то не совсем правильные вещи и стараются это поменять. Эта обратная связь приятна и важна, но с другой стороны она имеет и обратную коннотацию. У тебя есть сила

слова, к тебе прислушиваются и важно не девальвировать это. Эта некая ответственность, я должен быть точно уверен в том, что говорю, чтобы не пострадал невинный человек.

— Позволяет ли профессия журналиста раскрыть творческие способности, проявить себя?

— Зависит от того, чем вы занимаетесь. Но я отношусь больше как к ремеслу.

— Почему вы выбрали именно жанр расследований?

— Меня просто интересовали какие-то вопросы, хотелось найти на них ответы. А потом выяснилось, что все это называется расследования.

— С чего начинается любое расследование?

— Могу привести маленький пример. Побывав в Новосибирске и погуляв по спальным районам, меня дико удивило, что перед подъездами далеко не везде чистится снег. Обычно в таком случаем говорят, что мало денег, вы там, в Москве, зажрались у вас много денег. Но на самом деле, чистка снега у подъездов входит в квартплату и деньги за это получает управляющая компания. Тут сразу появляется масса вопросов, сколько денег они получают за это (ведь это тариф, который устанавливается на федеральном уровне), почему ничего не убирают, почему никто не предъявляет никаких претензий? Получается, я просто задался каким-то вопросом, почему блин скользко перед подъездами, и получилось какое-то маленькое расследование.

— Нет ли у вас страха, получить последствия после расследования от тех, на кого оно было направлено?

— Я об этом думаю, но просто предпринимаешь какие-то меры предосторожности, пока что ничего страшного не происходило.

— Сколько времени уходит от начала расследования до уже готового текста?

— Всегда по-разному. Текст про Новосибирск получился очень быстро. На придумывание идеи ушло 5 минут скольжения по льду. Я даже когда зашел в подьезд, там какая-то управляющая компании радостно отчитывалась, что она обслуживает этот дом, я запомнил название. И я думаю, что часа за 2-3 можно узнать подробности об этой компании. То есть, при желании такую статью можно сделать часа за 3. А если еще идти к мэрии, потребуется время для коммуникации с ними. Все индивидуально, в зависимости от ситуации, от закрытости данных. Но за несколько дней вполне можно все сделать, всегда.

— В своей статье в Ведомостях вы писали: Большинство российских работодателей считают, что деньги— лучшая мотивация для персонала. А что будет лучшей мотивацией для журналиста?

— Деньги конечно тоже. И понимание того, что ты что-то делаешь не зря. Какое-то признание от людей, работодателей, твоих героев. Почему все любят работать на НГС? Потому что тебя знают даже бабушки, которые сидят на лавочках.

— Лучшие журналисты России?

— Это сложный вопрос. С одной стороны я читаю каждый день какие-то ключевые новостные издания и это связано больше с моим профессиональным интересом. И второй момент, это какие-то мои друзья и коллеги, которые занимаются расследованием. Они являются хорошими журналистами для меня, но не знаю, можно ли их назвать лучшими. Света Рейтер приходит мне в голову, Олеся Герасименко, мой коллега Даня Туровский, Рома Анин. Мне всегда интересно их читать. Но это все-таки моя субъективная точка зрения, не факт, что всем понравятся тексты этих журналистов

— Вы работаете в профессии давно, что изменилось за последнее десятилетие?

— Герои все больше не понимают, зачем общаться с журналистами. Я все чаще и чаще сталкиваюсь с ситуациями, где люди считают нужным просто проигнорировать журналиста, не обращать внимания на какие-то его вопросы. И еще журналисты, блогеры, соц.сети. Просто все рассказывают какие-то истории, одни несут ответственность за эти истории больше и работают над этим больше, проверяют тщательнее. А другие же могут что-то рассказать, что окажется неправдой, или они могут сознательно дезинформировать в пользу какого-то человека. Снижается доверие к СМИ. Это связано еще и с тем, что читатели не различают источники информации— или же это проверенное СМИ, или же какой-нибудь анонимный Телеграм канал.

Беседовала Щербакова Полина