Юлия Пономарева: «Я уверена, что журналистике учат только на практике»
Юлия Пономарева — журналист, телеведущая ГТРК-Новосибирск, выпускница школы ТЭФИ и школы В. В. Познера, профессиональный педагог по технике речи. В интервью Юлия рассказала о работе на телевидении, у какого ТВ больше человечности: федерального или регионального, и без каких личностных качеств не обойтись в работе.
— Как вы решили связать свою жизнь с телевидением?
— В лет 13 я увидела Екатерину Андрееву по ОРТ, и мне она показалась какой-то невероятно, во-первых, красивой, во-вторых, умной. Ей доступны знания, которые недоступны всем, и мне очень захотелось быть причастной к этому. Более того я любила очень рассказывать новости первой, если я что-то узнавала, то мне всегда хотелось этим поделиться и обязательно увидеть реакцию удивления, радости. То есть мне очень нравилось искать новости и ими делиться. Я думаю, что тогда я, ещё не осознавая, шла в верном направлении, потому что учиться-то я пошла не на журналиста, а на человека, как мне казалось, максимально близкого к теме говорения, к телеведущим. Это педагог по технике речи, то есть это моя основная профессия. Пять лет я училась говорить, извлекать голос из других людей и это же меня привело на ТВ.
— Расскажите про первый опыт в работе.
— На телевидение я попала по объявлению. Когда я уже заканчивала учиться, увидела объявление о наборе на новый телеканал, открывающийся в Барнауле. Пришла, прошла кастинг. Меня заметили именно благодаря поставленному голосу, потому что никакого опыта работы в качестве журналиста у меня не было. И меня обучали первые два-три месяца азам, и вообще, я до сих пор уверена, что журналистики учат только на практике. Собственно, это и был мой первый опыт. Телеканал назывался «Краевое агентство информации», программа «Наши новости», я была там с самого запуска проекта, с 2005 по 2011 годы.
— Почему решили поменять род деятельности с телеведущей на педагога по технике речи?
— Род деятельности я решила поменять, потому что, во-первых, работая на телевидении, я регулярно сталкивалась с просьбами постановки голоса. Во-вторых, я оказалась в счастливом декретном отпуске. В это время у меня появилась возможность распространить пошире информацию о возможностях речи и голоса. Это нашло отклик, и я тут же начала набирать группы. Как выяснилось, потребность в этом большая. Соответственно это встало на колею, быстро набирало обороты, и продолжает набирать.
— В какой момент решили создать собственный курс по постановке голоса?
— Когда я смотрела, что есть в соцсетях, в YouTube, я увидела ужасающую картину. Потому что люди, которые не имеют должного образования, рассказывают, как нужно звучать. А это опасно. Потому что речевой аппарат — это мышцы, это связки, слизистая, которые можно повредить, если использовать грубо, неаккуратно, не понимая, что за чем включается. Поэтому поняла, что профессиональный подход здесь востребован и с легким сердцем пошла распространять эту информацию и в онлайне тоже.
— Опишите ситуацию в городе с курсами и школами по технике речи. Какой уровень в целом и насколько интересуются этим?
— У нас в городе очень неплохая ситуация с курсами по постановке голоса и с педагогами. Потому что у нас недалеко Барнаул, где была кафедра сценической речи, откуда, собственно, я и выпустилась. И эта кафедра выпустила несколько таких специалистов на протяжении нескольких лет. Ребята работают как в Барнауле, так и в Новосибирске, и в других сибирских городах. В центральной части России тоже есть подобные кафедры, в ГИТИСе точно должна быть. Специалистов мало, они работают при театрах, при ТВ. Я шагнула чуть шире, думаю, что я ни одна так сделала. Пока не активно занималась поиском информации о том, как много людей в городе и в стране занимаются на широкую ногу делом по постановке голоса. Но у нас в городе и, по крайней мере, в ближайших городах есть специалисты.
— Вы проходили обучение в школе ТЭФИ и в школе В. В. Познера. Как проходил отбор?
— Когда я работала в 2010 году в Барнауле на телевидении, мне предложили принять участие в конкурсе. Предложили редакторы, которые хотели распространить информацию о крайне успешном проекте «Надежда на чудо», он длился, к тому времени, около двух лет. Мы собирали игрушки, исполняли мечты детей, которые находились в отделении онкогематологии в Алтайской краевой больнице. Мы захотели о нем как можно шире рассказать и для этого приняли участие в конкурсе. Отправили этот сюжет, плюс там были дополнительные задания из серии «снять сюжет про весну в моем городе». Как оказалось, именно этот сюжет больше зацепил жюри. И меня выбрали одной из сотен участников всероссийского конкурса в качестве победителя. Призом было обучение в школе ТЭФИ и в школе Владимира Познера.
— Как проходило обучение?
— Обучались мы в Нижнем Новгороде и в Москве, обучение было концентрированным, коротким, 10 дней. За это время мы общались только с практиками, и на практике тут же пытались применить то, чему нас обучали. Среди тех, кто с нами общался и преподавал, был и Вадим Такменев, тот, что сейчас ведет программу «Центральное телевидение» на НТВ, Андрей Кондрашов. Было много прекрасных корреспондентов, например Андрей Лошак, Катя Гордеева. Конечно, был сам Владимир Владимирович Познер. Люди, на которых стоит равняться с точки зрения подачи информации, журналистской работы.
Тогда я, конечно, по-другому, не то, чтобы совсем по-другому, посмотрела на журналистику. Я понимала, что профессия предполагает нести пользу, доставлять информацию относительно, даже совсем не относительно, а максимально объективно. И, обучаясь, меня заразили тем, что эта профессия — это не просто на побегушках работать, а нужно уметь нести какой-то смысл, справедливость должна быть в этом. Это абсолютно точно перекликалось с моим мироощущением, с моим представлением о том, какая должна быть журналистика.
— В чем секрет успеха в работе на телевидении?
— Секрет работы на телевидении в трудолюбии. Я считаю, что трудяги с горящими глазами, которые способны не спать, ради того, чтобы добывать информацию, готовы где-то рисковать, однозначно будут реализованы в профессии.
— За что вы любите свою профессию? А есть что-то, за что не любите?
— Я люблю эту профессию. Даже когда тебе не удается подать материал как тебе хочется, ты все равно можешь договариваться, отстаивать свое мнение, доказывать, что вот так будет правильнее. Многие слышат и ищут компромиссы. Люблю-люблю эту профессию за все. За возможность встреч с потрясающими людьми, за каждый раз новые знания. В общем, обожаю эту профессию.
— Без каких личностных качеств не обойтись в работе?
— Без желания быть справедливым и объективным невозможна журналистика. Без горящих глаз невозможна журналистика. Без упорства невозможна журналистика. Без понимания того, что нет ничего невозможного.
— У вас бывают моменты эмоционального выгорания?
— Да, моменты эмоционального выгорания бывают в любой профессии, а в журналистике, как в профессии творческой, они случаются регулярно. Я переживала несколько таких моментов и каждый раз искала, как это преодолеть. Но любой сюжет, который, вдруг, тебя захватывает с головой, дает тебе новые крылья. Любая профессия, в которой ты затрачиваешься эмоционально, физически, морально, интеллектуально, рано или поздно приведет к тому, что выгорание произойдет. И это нормально. Но если ты любишь то, чем занимаешься, ты обязательно будешь вдохновлен вновь.
— Что думаете о будущем новосибирского телевидения?
— Давать прогнозы дело неблагодарное. Вообще не могу сказать, какое будущее у Новосибирского телевидения. Учитывая, что ребята там все талантливые, кровь новая прибывает, я думаю, что все хорошо будет. У регионального ТВ больше человечности, чем у федерального. Поэтому я очень люблю региональное ТВ.
— Какой ваш девиз в работе?
— У меня нет девиза в работе, просто надо работать.
Беседовала Ольга Плешко